Качество продукции и конкурентоспособность предприятия Понятие и показатели качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 79.90 Кб (Скачать)

Анализ  брака продукции

Качество производственного  процесса предприятия характеризуется  наличием или отсутствием брака, его уровнем. Брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимый брак имеет дефект, который можно и целесообразно устранить. Неисправимый брак имеет дефект, который устранить нельзя или нецелесообразно, т.к. затраты по исправлению превышают стоимость новой детали.

Изготовление забракованных  изделий приводит к уменьшению суммы  выпущенной и реализованной продукции, к повышению себестоимости продукции, к снижениюприбыли и рентабельности.

Рассмотрим, на какую  величину наличие брака в производстве сократило выпуск продукции. Для  этого воспользуемся следующими исходными данными:

  • Себестоимость окончательно забракованных изделий: 76 тыс.руб.
  • Расходы по исправлению исправимого брака: 15 тыс.руб.
  • Производственная себестоимость товарной продукции: 19793 тыс.руб.
  • Общехозяйственные расходы: 2247 тыс.руб.
  • Потери от брака: 52 тыс.руб.
  • Сырье, материалы, и покупные полуфабрикаты, израсходованные на изготовление продукции: 8082 тыс.руб.

По этим данным определим  вначале уровни брака. Уровень окончательного(неисправимого) брака определяется как отношение себестоимости окончательно забракованных изделий к цеховой себестоимости товарной продукции. В свою очередь цеховая себестоимость товарной продукции равна ее производственной себестоимости за вычетом общехозяйственных расходов, а также потерь, от брака:   тыс.руб. Следовательно, уровень окончательного (неисправимого) брака составляет:

Уровень исправимого брака определяется как отношение расходов по исправлению исправимого брака к цеховой стоимости обработки. Последняя равняется цеховой себестоимости товарной продукции за вычетом затрат на сырье, материалы и покупные полуфабрикаты:   тыс.руб. Исходя из этого уровень исправимого брака составит:

Следует отметить, что  описанный порядок исчисления уровней  брака обусловлен тем, что компоненты, используемые при этом, являются наиболее сопоставимыми.

Следует определить, на какую сумму наличие брака  в производстве сократило объем  выпущенной продукции. С этой целью  умножим фактическую товарную продукцию  в оптовых ценах на сумму уровней  брака и разделим на 100:

Следовательно, при  полной устранении причин брака предприятие  может добиться увеличения объема выпускаемой  товарной продукции на сумму 135,3 тыс.руб., или на 5,8%. 

Основным  причинами брака  в производстве могут  быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, неисправность машин и оборудования, использование несовершенных производственных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, различные отступления от технологического процесса, использование в производстве материалов и полуфабрикатов, имеющих скрытые дефекты, нарушение условий хранения, погрузки и перевозки материалов и готовой продукции, и др.

Важной причиной снижения качества продукции и наличия  брака является получение от поставщиков  сырья и материалов низкого качества. Использование низкосортного сырья  снижает выход первых сортов продукции. Ухудшение качества обработки сырья  и материалов также увеличивает  процент вторых и третьих сортов продукции и приводит к наличию  потерь от брака. 
 

Государственные и международные  стандарты и системы  качества

Стандартизация  – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах – стандартах, инструкциях, методиках и др.

Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической  документации, определяющей прогрессивные  требования к продукции, изготовляемой  как для нужд экономики, населения, обороны страны, экспорта, а также  контроль правильности использования  этой документации.

Стандарт – нормативно-технический документ, содержащий нормы, правила, требования к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

Работа по стандартизации проводится на добровольной основе с  участием всех заинтересованных сторон, а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер; Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имуществом, охраной окружающей среды и др.

В настоящее время  в Российской Федерации сформировалась Государственная система стандартизации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения  стандартов. ГСС включает пять основополагающих стандартов:

1. ГОСГ Р 1.0-92. Основные положения.

2. ГОСТ Р 1.2-92. Порядок разработки государственных стандартов.

3. ГОСТ Р 1.3-92. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.

4. ГОСТ Р 1.4-92. Стандарты предприятия; Общие положения.

5. ГОСТ Р 1.5-92. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

В государственные  стандарты Российской Федерации  включены следующие положения:

• обязательные требования к качеству продукции, работ и  услуг, обеспечивающие безопасность для  жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

• обязательные методы контроля, требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость  и взаимозаменяемость продукции;

• основные потребительские  и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а  также к утилизации продукции;

• положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции  и оказании услуг, правила обеспечения  качества продукции, сохранность и  рациональное использование всех видов  ресурсов, термины, определения и  обозначения, метрологические и  другие общетехнические правила  и нормы.

В Российской федерации  нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

• государственные  стандарты Российской Федерации (ГОСТ); отраслевые стандарты (ОСГ);

• технические условия (ТУ);

• стандарты предприятий  и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных  обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (СТП);

• стандарты научно-технических  обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).

В зависимости от объекта  стандартизации, его специфики и  содержания разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:

• стандарты основополагающие;

• стандарты на продукцию, услуги;

• стандарты  на процессы;

• стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Развитие внешнеэкономических  связей привело к необходимости  выработки стандартного подхода  к понятию «производство качественной продукции». Международная организация  по стандартизации (ИСО) разработала  требования к качеству на международном  уровне. Основное назначение международных  стандартов – это создание на международном  уровне единой методической основы для  разработки новых и совершенствования  действующих систем качества и их сертификации.

В 1987 г. Международная  организация по стандартизации приняла стандарты ИСО серии 9000 по системам качества. Они ознаменовали выход стандартизации на качественно новый уровень. Эта серия включает следующие пять стандартов:

1. ИСО 9000 «Общее  руководство качеством и стандарты  по обеспечению качества. Руководящие  указания по выбору и применению».

2. ИСО 9001 «Система  качества. Модель для обеспечения  качества при проектировании  и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании».

3. ИСО 9002 «Система  качества. Модель для обеспечения  качества при производстве и  монтаже».

4. ИСО 9003 «Система  качества. Модель для обеспечения  качества при окончательном контроле  и испытаниях».

5. ИСО 9004 «Общее  руководство качеством и элементы  системы качества. Руководящие указания».

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в  мире подход и договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между  производителями и потребителями  продукции, они четко ориентированы  на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Во многих промышленно  развитых странах эти стандарты  приняты как национальные (Австрия  Великобритания, Германия, Швеция и  др.).

Учитывая прогрессивный  характер международных стандартов НСО серии 9000 и их регулирующую роль при выходе на внешний рынок и  образовании прямых хозяйственных  связей, в нашей стране стандарты  ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 приняты для  прямого использования в виде следующих трех Государственных  стандартов качества: ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96. 

Управление  качеством продукции

Под управлением качеством продукции понимают планомерный и целенаправленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия создания продукции, обеспечивающий оптимальное ее качество и полноценное использование.

Отечественная система  управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. При разработке международных стандартов по системам качества учтен отечественный  опыт.

Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элемёнты системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание.

Системный подход к  управлению качеством продукции  предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием.

Система управления качеством  продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Она (система) включает следующие функции.

1. Функции стратегического,  тактического и оперативного управления.

2. Функции принятия  решений, управляющих воздействий,  анализа и учета, информационно-контрольные.

3. Функции специализированные  и общие для всех стадий  жизненного цикла продукции.

4. Функции управления  по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам  и условиям.

В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и  непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение  и управление качеством продукции.

Политика  в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:

• улучшение экономического положения предприятия;

• расширение или  завоевание новых рынков сбыта;

• достижение технического уровня продукции, превышающего уровень  ведущих фирм;

• ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;

• освоение изделий, функциональные возможности которых  реализуются на новых принципах;

Информация о работе Качество продукции и конкурентоспособность предприятия Понятие и показатели качества продукции