Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:41, курсовая работа
Железная дорога является комплексной системой, объединяющей в единое целое ее составные части: подвижные объекты – электрический подвижной состав (ЭПС) и стационарные – устройства электроснабжения, которые, в свою очередь, состоят из тяговых подстанций (ТП) и тяговой сети. Бесперебойность и безаварийность работы данных составных частей является главной задачей для всего железнодорожного хозяйства, решение которой, в частности, осуществляется с помощью технических расчетов.
Введение 5
1 Составление графика движения поездов 6
2 Определение токов фидеров тяговой подстанции 8
3 Выбор сечения проводов контактной подвески и составление схемы секционирования контактной сети 14
4 Составление однолинейной схемы тяговой подстанции и выбор основного оборудования 18
4.1 Структурная схема тяговой подстанции постоянного тока 16
4.2. Выбор количества преобразовательных агрегатов и мощности трансформаторов 17
5 Определение потери напряжения в тяговой сети и напряжения на токоприемнике электровоза 20
5.1 Напряжение на токоприемнике электровоза 20
5.2 Расчет потери напряжения 20
Заключение 23
Библиографический список 24
Приложения
Среднее значение тока ТП определим по формуле:
(2.5)
Рассчитаем средний ток ТП Б
кА.
Результаты расчетов заносим в таблицу 2.1 в столбец 18.
Используя данные таблицы 2.1, строим график зависимости токов фидеров Iф1, Iф2, Iф3 и Iф4 и тока ТП Б Iтп от времени, имеющие вид, изображенный на рисунке 2.2
3. Выбор сечения проводов контактной подвески и составление схемы
Площадь сечения проводов контактной подвески, которая представляет собой несущий трос и один или два контактных провода, выбирают по условиям токосъема. В настоящее время для главных путей перегонов и станций предусмотрено при системе постоянного тока использование двух контактных проводов сечением 100 мм2 (2МФ-100). В качестве несущего троса используют медный провод сечением 95 или 120 мм2 (М-90 или M-I20).
Экономичную площадь сечения контактной сети определяют на основании технико-экономического сравнения различных вариантов по минимуму потерь энергии в тяговой сети при наименьших капитальных затратах на её сооружение и обслуживание. Если необходимая площадь контактной сети не может быть обеспечена контактными проводами и несущим тросом, то она восполняется усиливающими проводами, которые подвешивают на опорах контактной сети с напольной стороны.
Для нормальной работы контактной сети нагрев проводов должен находиться в допустимых пределах. Чтобы проверить нагрев, сравнивают эффективный ток с допустимым, при котором температура медных проводов не превышает 100оС, для алюминиевых – 80оС.
Для одной межподстанционной зоны с целью удобства монтажа и технического обслуживания рекомендуется выбирать одинаковую подвеску для каждого пути по максимальному току фидера соответствующей зоны, для разных зон могут быть использованы разные подвески. В курсовой работе следует предварительно принять контактную подвеску М-120 + 2МФ-100 и проверить её на нагрев по эффективному току фидера для наиболее тяжелого режима работы – раздельном питании четного и нечетного путей. Если условие (3.1) не выполнимо, то нам придется увеличивать сечение, добавляя один или два усиливающих.Для нашего участка между станциями А и Б возможно применение контактной подвески М-120 + 2МФ-100, допустимое значение тока для которой 1880А (IДОП = 1,88 кА).
Для нечетного направления:
Для четного направления:
IАБ ЭФФ= 1,72 < IДОП;
IБВ ЭФФ= 1,42 < IДОП.
Схема секционирования для подстанции Б приведена на рисунке 3.1 для двухпутной линии.
4. Составление однолинейной схемы тяговой подстанции и выбор основного оборудования
4.1 Структурная схема тяговой подстанции постоянного тока
Общая компоновка тяговой подстанции (ТП) постоянного тока зависит от способа подключения ТП к питающей линии электропередач (ЛЭП), от напряжения ЛЭП, от количества преобразовательных агрегатов (ПА), от наличия районных (не тяговых) потребителей (РП) и их расчетной мощности.
Структурная схема ТП при питании её от ЛЭП110 или 220 кВ изображена на рисунке 4.1 (Приложение 6)
Рисунок 4.1 – Структурная схема тяговой подстанции постоянного тока:
РУ – распределительное устройство; ПТ1, ПТ2 – понижающие трансформаторы; РП 35кВ, РП10кВ – фидера районных потребителей; пт1, пт2 – преобразовательные трансформаторы; В1,В2,В3,В4 – выпрямители; РУ 3,3кВ – сглаживающее устройство; ФКС1,…,ФКСN – фидера контактной сети; С – сглаживающий реактор.
В целях уменьшения стоимости оборудования подстанций используют двойную трансформацию: понижающий трансформатор ПТ снижает напряжение со 110 (220) до 10 кВ для питания ПА, который состоит из специального трансформатора и выпрямителя. От распределительных устройств с напряжением 10 кВ (РУ-10) получают питание районные потребители.
По способу присоединения к ЛЭП различают отпаечные (4.2-а), транзитные (4.2-б) и опорные (4.2-в) тяговые подстанции.
Рисунок 4.2 – Способы подключения ТП к линиям электропередач
На участках электрических железных дорог чередуют опорные, транзитные и отпаечные ТП таким образом, чтобы при аварии на любом из участков ЛЭП терялось питание не более чем на одной ТП (см. рисунок 4.3).
4.2. Выбор количества преобразовательных агрегатов и мощности трансформаторов
Преобразовательный агрегат состоит из преобразователя, трансформатора и вспомогательных устройств, необходимых для преобразования энергии. Бывают выпрямители (преобразуют постоянный ток в переменный) и инверторы (переменный ток в постоянный). Количество преобразователей на ТП выбираем по суммарному среднему значению токов всех ее фидеров, учитывая необходимое резервирование мощности из условия: выход из строя, ревизия или ремонт одного ПА не должен нарушать нормального электроснабжения участка.
Средний ток ТП, приходящийся на один преобразователь, не должен превышать его номинального значения
где Iпн – номинальное значение тока преобразователя;
Nп – количество преобразователей.
Количество преобразователей определяем по формуле:
Рассчитаем количество преобразователей по формуле (4.2), считая Iпн=3000A:
где полученное число округляем до целого числа в большую сторону. Если отношение Iпср/Iпн не превышает целое число на 0,2, то величину Nп можно округлить в меньшую сторону, так как оборудование имеет запас по мощности. Мощность трансформатора согласована с мощностью преобразователя, поэтому количество трансформаторов будет равно количеству преобразователей. Принимаем Nп=1 шт.
Так как в курсовой работе не предусмотрены выбор схемы выпрямления и применение рекуперативного торможения, то используем преобразовательный агрегат, состоящий из трансформатора ТДП – 12500/10 ЖУ1 и преобразователя ПВЭ-5АУ1.
Полная мощность понижающего трансформатора должна быть достаточной для питания тяговой нагрузки, районных потребителей и собственных нужд ТП.
Мощность ПТ для обеспечения тяговой нагрузки:
(4.3)
где Ud.СР= Uн. = 3,3 кВ – напряжение на шинах постоянного тока ТП;
χ =0.93 – коэффициент мощности тяговой нагрузки.
Мощность собственных нужд ТП можно принять:
Sсн 0,01Sт,
Тогда расчетная полная мощность ПТ
Sптр = Sт + Sсн + Sрп, (4.5)
где Sрп – заданная мощность районных потребителей, кВ·А.
Выбор типа трансформатора осуществляется по величине расчетной мощности исходя из условия:
Sптр Sптн, (4.6)
где Sптн – номинальная мощность ПТ, кВ·А из установленного стандартом ряда.
На тяговой подстанции всегда устанавливается два трансформатора расчетной мощности, т. е. обеспечивается 100%-й резерв.
Из формулы (4.3) находим мощность понижающего трансформатора:
кВ·А
Тогда, учитывая формулу (4.4) имеем:
Рассчитываем полную мощность понижающего трансформатора по формуле (4.5):
Sптр = кВ·А
Из расчета видно, что в качестве понижающего трансформатора будем использовать трансформатор типа ТДН –25000/110 –трехфазный, с естественной циркуляцией масла и принудительной циркуляцией воздуха, который оборудован устройством регулирования напряжения под нагрузкой (РПН), мощностью 25000 кВ·А на первичное напряжение 110 кВ. В качестве преобразователя используем ПВЭ–5АУ1 – преобразователь выпрямительный для электрифицированной железной дороги с естественным воздушным охлаждением, предназначенный для наружной установки в условиях умеренного климата.
В обозначении типа трансформатора: Т – трехфазный, Д – с естественной циркуляцией масла и принудительной циркуляцией воздуха. Цифры указывают типовую мощность в кВ·А (числитель) и класс напряжения (первичной) обмотки в кВ (знаменатель), остальные буквы в обозначении типа трансформатора характеризуют некоторые его конструктивные особенности или область применения.
Первые три буквы означают: П – преобразователь, В – выпрямительный, Э – для электрифицированных железных дорог, цифры и буквы после дефиса указывают на различные конструктивные исполнения преобразователя.
5. Определение потери напряжения в тяговой сети и напряжения на токоприемнике электровоза
5.1. Напряжение на токоприемнике электровоза
Уровень напряжения в контактной сети оказывает существенное влияние на работу электровоза. Различают постепенное плавное изменение напряжения в контактной сети (отклонение) и резкое мгновенное изменение напряжения (бросок или колебание). Постепенное изменение происходит из-за того, что электровоз при движении по перегону удаляется от тяговой подстанции. При этом растет сопротивление контактной сети между электровозом и тяговой подстанцией, а, следовательно, растет и падение напряжения в контактной сети. Согласно стандарта напряжение для системы постоянного тока не должно быть меньше 2,7 кВ.
Напряжение на токоприемнике одного электровоза может увеличиться (или уменьшиться) мгновенно в результате прекращения режима тяги (или его возобновления) на другом, находящемся с первым в одной межподстанционной зоне. Такие броски напряжения отрицательно сказываются на работе тяговых двигателей и могут привести в нежелательным броскам силы тяги. Снижение напряжения на токоприемнике оказывает влияние на работу вспомогательных машин ЭПС.
Расчет величины потери напряжения выполняют с помощью мгновенных схем. Однако, для оценки характера изменения напряжения на токоприемнике электровоза в процессе его движения по перегону, целесообразно выполнять расчет для характерных сечений графика, т. к. в этом случае будут учтены как постепенное изменение напряжения, так и его мгновенные толчки (броски).
5.2 Расчет потери напряжения
Допустим, что в некоторый момент времени электровоз находится в межподстанционной зоне А – Б, изображенное на рисунке 5.1. Выполним расчеты и полученные значения занесем в таблицу 5.1.
Ток подстанции Б определяем по формуле:
Потеря напряжения до к-й нагрузки ΔUк, В
где Sк – расстояние до к-й нагрузки от ТП А, км;
m – общее количество нагрузок;
r – сопротивление 1 км тяговой сети.
Сопротивление 1 км тяговой сети
где rк и rp – сопротивления контактной и рельсовой сети соответственно, Ом/км.
Будем использовать рельсовую сеть, выполненную из рельсов марки Р75 с сопротивлением двух путей 0,0062 Ом на один километр.
Сопротивление rк для выбранной контактной сети М-120 + 2МФ-100 +А-185 определяем через проводимость, сопротивления элементов тяговой сети принимаем согласно таблицы 5.1 в методичке ( значения взяты для одного провода).
км/Ом;
rк = 0,028363 Ом/км.
Таким образом, получили результат:
r = 0,02836+0,0075=0,03586Ом/км..
В данной курсовой работе рассчитаем потерю напряжения для одного из поездов при его движении между двумя станциями путем составления и решения мгновенных схем для характерных сечений графика, определим напряжение на токоприемнике по формуле:
где Uэк напряжение на токоприемнике электровоза к-го поезда, В;
Uтп напряжение на шинах тяговой подстанции, В.
Изображаем график движения поездов и кривые потребления тока для одной межподстанционной зоны на рисунке 5.1. Выделяем на графике поезд, для которого предполагается построить зависимость ΔUк(S) – толстая линия. Проводим горизонтальные линии, соответствующие переломам в кривых тока поездов до пересечения с «нитками» графика, четных поездов на четные «нитки», нечетных – на нечетные . Через точки пересечения проведем вертикальные линии, которые и будут являться характерными сечениями графика и обозначаем цифрами 0,1,2… на рисунке 5.1. Сечение 0 принадлежит моменту времени t = 0, а последнее моменту проследования принятым для анализа поездом ст. Б. Каждому сечению соответствует одна или две мгновенных схемы. Значения, получаемые при расчете, заносим в таблицу 5.1.