Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа
Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………... 4
Раздел I. Экономико-географическая характеристика района
тяготения железной дороги
Общие сведения…………………………………………………………5
Характеристика населения Центрального района……………………6
Экономическая оценка природных условий и ресурсов Центрального района……………………………………………………………………7
Лесные и водные ресурсы Центрального района…………………….7
Особенности энергетики Центрального района………………………8
Отрасли специализации Центрального района……………………….9
Сельское хозяйство Центрального района…………………………...10
Развитие Центрального экономического района в перспективе……10
Раздел II. Характеристика транспортной сети района
тяготения железной дороги ……………………………………………..11
2.1.Эксплуатационная длина, отделения дороги, местонахождение Управлений дороги и отделений……………………………………………...11
2.2 Экономико-географические особенност района………………….12
2.3 Особенности направления и конфигурации ж/д линий………..…..13
2.4. Техническая реконструкция транспорта. ………………………….13
2.5 Участки дороги с интенсивным грузовым движением ……………13
2. 6Взаимодействие ж/д с речным ,морским, автомобильным и трубопроводным транспортом…………………………………………………...13
2.7 Важнейшие транспортные узлы района…………………………….14
2.8 Перспективы развития железнодорожного транспорта…………....14
Краткая характеристика других видов транспорта……………………………..14
Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги целом …………………………………………………………………….18
Раздел IV. Составление картосхемы района тяготения железной дороги
Список литературы
Структура перевозок грузов на речном транспорте
В структуре грузооборота речного
транспорта традиционно преобладают
перевозки минерально-
Основные направления грузовых потоков
Основные направления грузовых
потоков речного транспорта в
Центральном экономическом
1) Перевозка по Волге до Ярославля, Костромы и далее по Волге в смежные районы;
2) Перевозка по Оке по направлению к Серпухову, Калуге, Центрально-Чернозёмному району.
Взаимодействие речного транспорта с другими видами
Поскольку в основном речной транспорт используется для перевозки грузов из Москвы на периферию района, обеспечено его взаимодействие с железнодорожным транспортом (преобладание данной связки обусловлено спецификой перевозимых речным транспортом грузов).
Крупнейшие порты и перевалочные пункты
Крупнейшими речными портами на территории Центрального экономического района являются Москва, Ярославль, Кострома, Серпухов, Калуга, Коломна.
Перспективы развития речного транспорта
Перспективы развития речного транспорта в Центральном экономическом районе связаны со следующими возможностями:
1) Частичный перевод грузовых перевозок с железнодорожного и автомобильного транспорта на речной (в частности, активизация речного транспорта в бассейне Оки);
2) Решение экологических проблем, связанных с интенсивным судоходством;
Автомобильный транспорт
Основные направления автомагистралей
От Москвы в разных направлениях
отходят 15 автомагистралей. Создание московской
многополосной кольцевой
Для автомагистралей также
Участки главных межрайонных магистралей РФ
Среди межрайонных автомагистралей приоритетное значение для Центрального экономического района имеют дороги следующих направлений:
Крупнейшие железнодорожно-
Крупнейшим железнодорожно-
Перспективы развития автомобильного транспорта
Перспективы развития автомобильного транспорта связаны с увеличением густоты автомобильных дорог, поскольку на сегодняшний день они достаточно загружены в районе Москвы. Также здесь следует отметить актуальность развития интермодальных перевозок, связанных с движением по железным дорогам в пределах загруженной Московской области и с дальнейшей перегрузкой развозимых грузов на автомобильный транспорт.
Трубопроводный транспорт
Значение трубопроводного транспорта в экономике Центрального района
По нефте- и газопроводам в Центральный экономический район перекачиваются нефть и газ Западной Сибири, Поволжья и Европейского Севера.
Учитывая факт отсутствия данных природных ресурсов на территории района, можно говорить об исключительной важности трубопроводного транспорта для обеспечения жизнедеятельности и развития данного региона.
География газо- и нефтепроводов и их взаимодействие с другими видами транспорта
Газопроводы подведены к основным городам района от следующих направлений:
Нефтепроводы подведены со следующих направлений:
К газопроводам подключены все значительные центры района, к нефтепроводам следующие промышленные центры: Москва, Ярославль, Ковров, Рязань, Коломна.
Перспективы развития трубопроводного транспорта
Учитывая тот факт, что в перспективе предполагается сворачивание энергоёмких производств, в Центральном районе, в дальнейшем он будет выполнять транзитную функцию, что не требует развития трубопроводного транспорта в регионе.
Воздушный транспорт
География важнейших внутренних и международных авиалиний
Москва является крупнейшим центром воздушного транспорта в России: в ней расположено 4 аэропорта (Домодедово, Шереметьево, Внуково, Быково), 3 из которых, также являются международными.
География воздушных перевозок
пассажиров определяется, прежде всего
,характером заселения и освоения отдельных
частей страны, территориальной организацией
систем городского расселения, размещением
крупных курортных зон, масштабами и направлениями
международных поездок.
Наиболее массовые и устойчивые пассажиропотоки
сконцентрированы на авиалиниях от Москвы
по пяти основным направлениям: Кавказскому,
Южному, Восточному, Центрально-азиатскому
и Западному. Воздушный транспорт перевозит
пассажиров параллельно почти всем основным
направлениям железных дорог. При этом
доля воздушных перевозок больше железнодорожных
на линиях от Москвы до Екатеринбурга
и Новосибирска и далее на восток, а также
от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц
стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются
в восточном (Сибирь и Дальний Восток)
направлении.
Перспективы развития воздушного транспорта
Воздушный транспорт сегодня активно развивается, однако следует отметить, что наибольший потенциал находится в развитии пассажирских перевозок.
Так, сегодня недостаточно развиты внутренние авиаперевозки, что требует целенаправленной комплексной совместной работы авиакомпаний и государства по снижению тарифов, обеспечению безопасности полётов и их популяризации среди пассажиров.
Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом
Показатель густоты
Таблица 2. Расчёт густоты железнодорожной сети Центрального экономического района
Административно- |
Территория S, тыс.кв.км |
Численность населения N, тыс.чел. |
Эксплуатационная длина железных дорог L, км |
Густота железных дорог D | ||
Dl |
Dn |
Dln | ||||
Москва |
1,009 |
10470 |
782 |
775,3 |
0,1 |
27,8 |
Брянская область |
34,893 |
1308 |
979 |
28,1 |
0,7 |
5,4 |
Владимирская область |
28,990 |
1449 |
1650 |
56,9 |
1,1 |
7,6 |
Ивановская область |
21,421 |
1080 |
590 |
27,5 |
0,5 |
5,3 |
Калужская область |
29,841 |
1006 |
872 |
29,2 |
0,9 |
5,5 |
Костромская область |
60,090 |
697 |
592 |
9,9 |
0,8 |
3,3 |
Московская область |
45,798 |
6673 |
3787 |
82,7 |
0,6 |
9,1 |
Орловская область |
24,104 |
822 |
3100 |
128,6 |
3,8 |
11,5 |
Рязанская область |
39,610 |
1165 |
2178 |
55,0 |
1,9 |
7,5 |
Смоленская область |
49,408 |
983 |
1259 |
25,5 |
1,3 |
5,2 |
Тверская область |
84,118 |
1380 |
1806 |
21,5 |
1,3 |
4,8 |
Тульская область |
25,677 |
1566 |
1107 |
43,1 |
0,7 |
6,6 |
Ярославская область |
36,427 |
1315 |
650 |
17,8 |
0,5 |
4,3 |
ИТОГО по району |
481,385 |
29914 |
19352 |
40,2 |
0,6 |
6,4 |