Экономико-географическая характеристика района тяготения Московской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 4
Раздел I. Экономико-географическая характеристика района
тяготения железной дороги
Общие сведения…………………………………………………………5
Характеристика населения Центрального района……………………6
Экономическая оценка природных условий и ресурсов Центрального района……………………………………………………………………7
Лесные и водные ресурсы Центрального района…………………….7
Особенности энергетики Центрального района………………………8
Отрасли специализации Центрального района……………………….9
Сельское хозяйство Центрального района…………………………...10
Развитие Центрального экономического района в перспективе……10
Раздел II. Характеристика транспортной сети района
тяготения железной дороги ……………………………………………..11
2.1.Эксплуатационная длина, отделения дороги, местонахождение Управлений дороги и отделений……………………………………………...11
2.2 Экономико-географические особенност района………………….12
2.3 Особенности направления и конфигурации ж/д линий………..…..13
2.4. Техническая реконструкция транспорта. ………………………….13
2.5 Участки дороги с интенсивным грузовым движением ……………13
2. 6Взаимодействие ж/д с речным ,морским, автомобильным и трубопроводным транспортом…………………………………………………...13
2.7 Важнейшие транспортные узлы района…………………………….14
2.8 Перспективы развития железнодорожного транспорта…………....14
Краткая характеристика других видов транспорта……………………………..14
Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги целом …………………………………………………………………….18
Раздел IV. Составление картосхемы района тяготения железной дороги
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая лида дорога.docx

— 61.78 Кб (Скачать)

Структура перевозок  грузов на речном транспорте

 

В структуре грузооборота речного  транспорта традиционно преобладают  перевозки минерально-строительных грузов, леса, нефти и каменного  угля.

 

Основные направления  грузовых потоков

 

Основные направления грузовых потоков речного транспорта в  Центральном экономическом районе связаны с внутрирайонными перевозками  и включают следующие:

1)  Перевозка по Волге до Ярославля, Костромы и далее по Волге в смежные районы;

2)  Перевозка по Оке по направлению к Серпухову, Калуге, Центрально-Чернозёмному району.

 

Взаимодействие речного  транспорта с другими видами

 

Поскольку в основном речной транспорт  используется для перевозки грузов из Москвы на периферию района, обеспечено его взаимодействие с железнодорожным  транспортом (преобладание данной связки обусловлено спецификой перевозимых  речным транспортом грузов).

 

Крупнейшие порты  и перевалочные пункты

 

Крупнейшими речными портами на территории Центрального экономического района являются Москва, Ярославль, Кострома, Серпухов, Калуга, Коломна.

 

Перспективы развития речного транспорта

 

Перспективы развития речного транспорта в Центральном экономическом  районе связаны со следующими возможностями:

1)  Частичный перевод грузовых перевозок с железнодорожного и автомобильного транспорта на речной (в частности, активизация речного транспорта в бассейне Оки);

2)  Решение экологических проблем, связанных с интенсивным судоходством;

 

 

 

 

 

 

 

Автомобильный транспорт

 

Основные направления  автомагистралей

 

От Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей. Создание московской многополосной кольцевой автодороги с многоуровневыми развязками позволяет  осуществлять транзитные перевозки, минуя  центр города. Высокой плотностью автодорог отличаются Московская, Тульская, Ивановская, Владимирская, Орловская, Рязанская, Ярославская области. По протяженности дорог с твердым  покрытием (147 км на 100 км территории) Центральный  район занимает первое место в  России.

Для автомагистралей также свойственно  радиальное размещение. От Москвы автомобильные  дороги расходятся по направлению к всем областным центрам региона.

 

Участки главных межрайонных  магистралей РФ

 

Среди межрайонных автомагистралей  приоритетное значение для Центрального экономического района имеют дороги следующих направлений:

  • Санкт-Петербург;
  • Калининград;
  • Белоруссия;
  • Украина;
  • Воронеж-Ростов-на-Дону;
  • Волгоград;
  • Нижний Новгород-Казань;
  • Архангельск.

 

Крупнейшие железнодорожно-автомобильные  узлы

 

Крупнейшим железнодорожно-автомобильным  узлом является Москва, поскольку  она является центром радиального  размещения железных дорог и автомобильных  дорог.

 

Перспективы развития автомобильного транспорта

 

Перспективы развития автомобильного транспорта связаны с увеличением  густоты автомобильных дорог, поскольку  на сегодняшний день они достаточно загружены в районе Москвы. Также  здесь следует отметить актуальность развития интермодальных перевозок, связанных с движением по железным дорогам в пределах загруженной Московской области и с дальнейшей перегрузкой развозимых грузов на автомобильный транспорт.

 

Трубопроводный транспорт

 

Значение трубопроводного  транспорта в экономике Центрального района

 

По нефте- и газопроводам в Центральный экономический район перекачиваются нефть и газ Западной Сибири, Поволжья и Европейского Севера.

Учитывая факт отсутствия данных природных  ресурсов на территории района, можно  говорить об исключительной важности трубопроводного транспорта для  обеспечения жизнедеятельности  и развития данного региона.

 

География газо- и нефтепроводов  и их взаимодействие с другими  видами транспорта

 

Газопроводы подведены к основным городам района от следующих направлений:

  • С Урала;
  • С Юга России.

 

Нефтепроводы подведены со следующих  направлений:

  • Из Перми;
  • Из Уренгоя.

 

К газопроводам подключены все значительные центры района, к нефтепроводам следующие  промышленные центры: Москва, Ярославль, Ковров, Рязань, Коломна.

 

Перспективы развития трубопроводного транспорта

 

Учитывая тот факт, что в перспективе  предполагается сворачивание энергоёмких  производств, в Центральном районе, в дальнейшем он будет выполнять транзитную функцию, что не требует развития трубопроводного транспорта в регионе.

 

Воздушный транспорт

 

География важнейших  внутренних и международных авиалиний

Москва является крупнейшим центром  воздушного транспорта в России: в  ней расположено 4 аэропорта (Домодедово, Шереметьево, Внуково, Быково), 3 из которых, также являются международными.

География воздушных перевозок  пассажиров определяется, прежде всего ,характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной организацией систем городского расселения, размещением крупных курортных зон, масштабами и направлениями международных поездок.  
Наиболее массовые и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центрально-азиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров параллельно почти всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном (Сибирь и Дальний Восток) направлении. 

 

 

 

 

Перспективы развития воздушного транспорта

Воздушный транспорт сегодня активно  развивается, однако следует отметить, что наибольший потенциал находится  в развитии пассажирских перевозок.

Так, сегодня недостаточно развиты  внутренние авиаперевозки, что требует  целенаправленной комплексной совместной работы авиакомпаний и государства  по снижению тарифов, обеспечению безопасности полётов и их популяризации среди  пассажиров.

 

 

Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом

 

Показатель густоты железнодорожной  сети в Центральном экономическом  районе можно рассчитать следующим  образом.

Таблица 2. Расчёт густоты железнодорожной  сети Центрального экономического района

Административно-территориальная  единица

Территория S, тыс.кв.км

Численность населения N, тыс.чел.

Эксплуатационная длина  железных дорог L, км

Густота железных дорог D

Dl

Dn

Dln

Москва

1,009

10470

782

775,3

0,1

27,8

Брянская область

34,893

1308

979

28,1

0,7

5,4

Владимирская область

28,990

1449

1650

56,9

1,1

7,6

Ивановская область

21,421

1080

590

27,5

0,5

5,3

Калужская область

29,841

1006

872

29,2

0,9

5,5

Костромская область

60,090

697

592

9,9

0,8

3,3

Московская область

45,798

6673

3787

82,7

0,6

9,1

Орловская область

24,104

822

3100

128,6

3,8

11,5

Рязанская область

39,610

1165

2178

55,0

1,9

7,5

Смоленская область

49,408

983

1259

25,5

1,3

5,2

Тверская область

84,118

1380

1806

21,5

1,3

4,8

Тульская область

25,677

1566

1107

43,1

0,7

6,6

Ярославская область

36,427

1315

650

17,8

0,5

4,3

ИТОГО по району

481,385

29914

19352

40,2

0,6

6,4


 


Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Московской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов