Экономико-географическая характеристика района тяготения Московской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 4
Раздел I. Экономико-географическая характеристика района
тяготения железной дороги
Общие сведения…………………………………………………………5
Характеристика населения Центрального района……………………6
Экономическая оценка природных условий и ресурсов Центрального района……………………………………………………………………7
Лесные и водные ресурсы Центрального района…………………….7
Особенности энергетики Центрального района………………………8
Отрасли специализации Центрального района……………………….9
Сельское хозяйство Центрального района…………………………...10
Развитие Центрального экономического района в перспективе……10
Раздел II. Характеристика транспортной сети района
тяготения железной дороги ……………………………………………..11
2.1.Эксплуатационная длина, отделения дороги, местонахождение Управлений дороги и отделений……………………………………………...11
2.2 Экономико-географические особенност района………………….12
2.3 Особенности направления и конфигурации ж/д линий………..…..13
2.4. Техническая реконструкция транспорта. ………………………….13
2.5 Участки дороги с интенсивным грузовым движением ……………13
2. 6Взаимодействие ж/д с речным ,морским, автомобильным и трубопроводным транспортом…………………………………………………...13
2.7 Важнейшие транспортные узлы района…………………………….14
2.8 Перспективы развития железнодорожного транспорта…………....14
Краткая характеристика других видов транспорта……………………………..14
Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги целом …………………………………………………………………….18
Раздел IV. Составление картосхемы района тяготения железной дороги
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая лида дорога.docx

— 61.78 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)


Институт  экономики и финансов

 

Кафедра  «Финансы и кредит»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Регионалистика»

 

на тему: «Экономико-географическая характеристика района тяготения

           Московской железной дороги и определение спроса на

            перевозки грузов»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка: Никишина Л.И,

группа ЭМФ-211

Проверила: Емельянова Н.В.

 

 

Москва  – 2012

 

СОДЕРжаНИЕ

Стр.

Введение…………………………………………………………………………...  4

Раздел I. Экономико-географическая характеристика района

тяготения железной дороги

    1. Общие сведения…………………………………………………………5
    2. Характеристика населения Центрального района……………………6
    3. Экономическая оценка природных условий и ресурсов Центрального района……………………………………………………………………7
    4. Лесные и водные ресурсы Центрального района…………………….7
    5. Особенности энергетики Центрального района………………………8
    6. Отрасли специализации Центрального района……………………….9
    7. Сельское хозяйство Центрального района…………………………...10
    8. Развитие Центрального экономического района в перспективе……10

 

Раздел II. Характеристика транспортной сети района

тяготения железной дороги ……………………………………………..11

2.1.Эксплуатационная  длина, отделения дороги, местонахождение  Управлений дороги и отделений……………………………………………..….11

2.2 Экономико-географические особенности района………………….12

2.3 Особенности направления и конфигурации ж/д линий………..…..13

2.4. Техническая  реконструкция транспорта. ………………………….13

2.5 Участки  дороги с интенсивным грузовым движением ……………13

2. 6Взаимодействие ж/д с речным ,морским, автомобильным и трубопроводным транспортом…………………………………………………...13

2.7 Важнейшие транспортные узлы района…………………………….14

2.8 Перспективы  развития железнодорожного транспорта…………....14

Краткая характеристика других видов транспорта……………………………..14

Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом …………………………………………………………………….18

Раздел IV. Составление картосхемы района тяготения железной   дороги

Список литературы

 

Введение

 

Транспорт — одна из важнейших  отраслей хозяйства, выполняющая функцию  своеобразной кровеносной системы  в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности  хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной  частью инфраструктуры, служит материально-технической  базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность  социально-экономического развития отдельных  регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт как  отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических  особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается  в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует  в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию  потребителю, увеличивая тем самым  её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость  продукции.

Значение транспорта, как важной составной части экономики Российской Федерации, определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитываются потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Большое значение транспорт имеет  и в решении социально-экономических  проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения  и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Транспортный фактор имеет особо-важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным  размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Тем не менее, сегодня для России актуально развитие железнодорожного транспорта, который во многих регионах не обеспечивает необходимой интенсивности  грузоперевозок. Это касается в том числе и такого развитого в этом отношении региона, как Центральный экономический регион, где многие субъекты характеризуются недостаточной густотой железных дорог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ  I. Экономико-географическая характеристика района

тяготения железной дороги

 

1.1 Общие сведения

 

Центральный экономический район  Российской Федерации является историческим ядром страны. Расположенный компактно  в самом центре Европейской России район оказался в узле всех транспортных путей, пересекающих его в различных  направлениях. Удобство транспортно-географического  положения и длительное историческое развитие способствовали формированию здесь самого мощного и сложного в России территориально-хозяйственного комплекса, который стал основной экономической  опорой государства.

 

В структуру района входят следующие субъекты Федерации:

  • Брянская область,
  • Владимирская область,
  • Ивановская область,
  • Калужская область,
  • Костромская область,
  • Московская область,
  • Орловская область,
  • Рязанская область,
  • Смоленская область,
  • Тверская область,
  • Тульская область,
  • Ярославская область,
  • Г. Москва.

 

Крупнейшим городом, расположенным  в районе, является Москва. Являясь  крупнейшим индустриальным узлом, Москва одновременно выступает важнейшим  центром подготовки высококвалифицированных  специалистов, городом науки и  техники, торгово-финансовой деятельности, культуры и искусства. Здесь размещаются  правления многих крупных банков и фирм, представительства иностранных  компаний.

Остальные города, являющиеся центрами субъектов Федерации, не являются крупными.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика населения  Центрального района

 

Численность населения в Центральном районе РФ на сегодняшний день.

Рисунок 1. Численность населения  Центрального экономического района РФ

 

При этом важно, что 84,8% населения района проживает в городах, что свидетельствует  о высоком уровне урбанизации  района и является хорошим качественным показателем.. Плотность населения разнится: является очень высокой в Москве и невысокой в таких субъектах, как Костромская, Смоленская и Тверская области.

 

Таблица 1. Плотность населения  в Центральном экономическом  районе РФ

Административно-территориальная единица

Территория, кв.км

Численность населения, чел.

В том числе население

Плотность населения, тыс.чел. На 1 кв.км

Городское

Сельское

Москва

1009

10470318

10470318

 

10380,0

Брянская область

34893

1308479

895719

412760

37,5

Владимирская область

28990

1449475

1126621

322854

50,0

Ивановская область

21421

1079605

872304

207301

50,4

Калужская область

29841

1005648

765759

239889

33,7

Костромская область

60090

697043

476738

220305

11,6

Московская область

45798

6672773

5367339

1305434

145,7

Орловская область

24104

821934

528461

293473

34,1

Рязанская область

39610

1164530

817322

347208

29,4

Смоленская область

49408

983227

703548

279679

19,9

Тверская область

84118

1379542

1021737

357805

16,4

Тульская область

25677

1566295

1253521

312774

61,0

Ярославская область

36427

1315005

1074700

240305

36,1

ИТОГО по району

481385

29913874

25374087

4539787

62,1


 

1.3 Экономическая оценка  природных условий и ресурсов  Центрального района

 

Природно-ресурсный потенциал Центрального экономического района скромен и  несопоставим с экономической мощью. Климат умеренно континентальный с  относительно мягкой зимой и тёплым летним периодом. Большая часть района принадлежит бассейну Волги и  находится в основном в лесной зоне (хвойно-широколиственные леса), и  только южные окраины (в Тульской и Рязанской областях) заходят  в лесостепную зону.

Минерально-сырьевые ресурсы представлены залежами бурых углей Подмосковного  бассейна, торфа, фосфоритов (Московская обл.), железных руд (Тульская область), а также известняков, огнеупорных  и кирпичных глин, строительных, стекольных и формовочных песков. Однако данные минеральные и топливные  ресурсы имеют исключительно  местное значение.

Почвенные ресурсы района достаточно бедны: исключение в данном смысле представляют только плодородные серые лесные почвы и чернозёмы на юге территории района.

Климатические ресурсы позволяют  возделывать большую часть зерновых, картофель, овощи, кормовые травы, лён.

 

1.4 Лесные и водные  ресурсы Центрального района

 

Поверхностные водные источники района представлены разветвленной речной сетью, относящейся к бассейнам  Каспийского, Черного и Балтийского  морей. Обеспеченность ресурсами поверхностных вод территории района уменьшается с севера-северо-запада на юг-юго-восток. Наиболее крупные реки района — Волга с притоками Окой, Мологой, Костромой и другими, Днепр с Десной, Западная Двина, Дон. Однако в результате положения в районе главных водоразделов в Центре нет особенно крупных водостоков — все значительные реки протекают здесь своими верховьями, набирая полную силу уже за пределами района. Судоходные реки — Волга, Ока, Москва. Другие реки района не имеют большого транспортного значения и в основном играют роль местных источников водоснабжения. Озера многочисленны, но не велики. Северная половина района отличается значительной заболоченностью. Почти повсеместно здесь встречаются тысячи больших и малых болот.

Учитывая плотность населения  и давность освоения территорий Центрального экономического района, сегодня нельзя говорить о значительных лесных ресурсах: на обширных пространствах леса вырублены  и заменены пашнями и лугами. Поскольку  в результате рубок и других видов  воздействия человека состав лесов  сильно изменился, в Центральном  экономическом районе преобладают  вторичные леса, образовавшиеся на месте коренных хвойных, хвойно-широколиственных и широколиственных лесов. Очень  много лесов погибло во время  Великой отечественной войны, так  что на западе Центра сейчас много  молодых рощ и перелесков. Свыше  половины лесов представлены хвойными породами. Наибольшей лесистостью характеризуется  северная часть района, особенно Костромская  и Тверская области. Южнее леса истощены и в основном имеют экологическое, водоохранное, рекреационное значение. Запасы леса не удовлетворяют хозяйственные потребности района. Значительная часть лесного сырья и пиломатериалов ввозится из Северного, Волго-Вятского и других районов. Некондиционное лесное местное сырье и отходы используются слабо. Покрытая лесом площадь Центрального экономического района составляет 40% его территории, или менее 2% государственного лесного фонда России. Костромская область относится к зоне лесов промышленного значения, а все остальные области — к зоне малолесных районов. Почти 2/5 лесопокрытой площади района имеет главным образом водоохранное, защитное и рекреационное значение.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Московской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов