Экономико-географическая характеристика района тяготения Московской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 4
Раздел I. Экономико-географическая характеристика района
тяготения железной дороги
Общие сведения…………………………………………………………5
Характеристика населения Центрального района……………………6
Экономическая оценка природных условий и ресурсов Центрального района……………………………………………………………………7
Лесные и водные ресурсы Центрального района…………………….7
Особенности энергетики Центрального района………………………8
Отрасли специализации Центрального района……………………….9
Сельское хозяйство Центрального района…………………………...10
Развитие Центрального экономического района в перспективе……10
Раздел II. Характеристика транспортной сети района
тяготения железной дороги ……………………………………………..11
2.1.Эксплуатационная длина, отделения дороги, местонахождение Управлений дороги и отделений……………………………………………...11
2.2 Экономико-географические особенност района………………….12
2.3 Особенности направления и конфигурации ж/д линий………..…..13
2.4. Техническая реконструкция транспорта. ………………………….13
2.5 Участки дороги с интенсивным грузовым движением ……………13
2. 6Взаимодействие ж/д с речным ,морским, автомобильным и трубопроводным транспортом…………………………………………………...13
2.7 Важнейшие транспортные узлы района…………………………….14
2.8 Перспективы развития железнодорожного транспорта…………....14
Краткая характеристика других видов транспорта……………………………..14
Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги целом …………………………………………………………………….18
Раздел IV. Составление картосхемы района тяготения железной дороги
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая лида дорога.docx

— 61.78 Кб (Скачать)

 

1.5 Особенности энергетики  Центрального района

 

Развитое электроэнергетическое  хозяйство обеспечивает Центральному району первое место в России по производству электроэнергии. Её вырабатывают в подавляющей массе крупные  тепловые станции (Черепетская, Щекинская, Тверская, Костромская, Конаковская и т.д.), работающие на местном угле или торфе, а также на газе и мазуте.

Важным источником энергии являются гидроэлектростанции, построенные  на Волге и канале им.Москвы. Крупнейшей является Рыбинская ГЭС с установленной мощностью в 330 тыс.квт.

Среди АЭС можно выделить Тверскую и Смоленскую, после ввода которых энергоснабжение района значительно улучшилось.

 

 

 

 

1.6 Отрасли специализации  Центрального района

 

Промышленность района представлена многоотраслевой обрабатывающей индустрией. В её структуре резко выделяются машиностроение и лёгкая промышленность, а также химическая промышленность, которая, тем не менее, в последнее  время теряет своё значение в рамках страны.

Промышленность не отличается материало- и энергоёмкостью производства, так как работает преимущественно на привозном сырье, полуфабрикатах и топливе.

Первой по значению отраслью является машиностроение. В сложнейшей структуре  этого комплекса выделяются станкостроение, приборостроение, электронное машиностроение, авиационная и ракетно-космическая  промышленность, автомобилестроение, производство тепловозов, вагонов, сельскохозяйственной техники. Одной из важнейших причин развития мощного и диверсифицированного машиностроения стало наличие кадров с высокой научной и профессиональной подготовкой, наличие многих научно-технических  и проектных организаций.

Среди центров машиностроения выделяются, естественно, Москва, а также Калуга, Ярославль, Тула, Тверь, Брянск, Иваново, Владимир, Рязань, Коломна, Королёв, Рыбинск и др.

Продукция машиностроения потребляется по всей России и даже вывозится  на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье. Именно машиностроение, в особенности высокотехнологичные его ответвления, будут определять экономическое развитие региона в будущем.

Второй отраслью специализации  является химическая промышленность. В пределах Центрального экономического района выпускается почти 1/5 продукции  российского химико-лесного комплекса. Здесь развиты и производства основной химии, и отрасли химии  органического синтеза. Несмотря на незначительную сырьевую базу, создание мощной химической промышленности диктовалось  объективной необходимостью обеспечить многочисленные потребляющие отрасли  и производства района качественными  химикатами. В связи с этим здесь  развиваются пионерные отрасли  и внедряются новейшие технологии: химические волокна, автомобильные  шины, пластмассы, удобрения, красители, продукты химико-фармацевтической промышленности. Крупные предприятия отрасли  расположены в Москве, Московской и Тульской областях.

Дальнейшее развитие химической промышленности в районе связно с решением экологических  проблем и уходом от энергоёмких  производств.

Старейшей отраслью специализации  является лёгкая промышленность, которая  занимает первое место в России и  ближнем зарубежье по производственным мощностям. Только Москва и Московская область изготовляют более 1/7 общероссийской продукции лёгкой промышленности.

Самой крупной отраслью является текстильная  промышленность, почти все предприятия, которой работают на привозном сырье. Исторически районами особой концентрации являются Ивановская, Московская, Тверская, Ярославская и Владимирская области. Также развита кожевенно-обувная промышленность: Москва, Ярославль, Тверь, Кимры (Тверская область). Продукция данных отраслей потребляется на всей территории РФ. Большую роль играют также пищевая и полиграфическая промышленность, которые постепенно развиваются и выходят на общефедеральный уровень.

 

1.7 Сельское хозяйство  Центрального района

 

Сельское хозяйство Центрального экономического района занимает скромное место. В Московской области его  доля составляет лишь 10% ВРП, в других областях – не намного выше. Однако значение сельскохозяйственной базы района велико (1/6 российского производства). Центр обеспечивает себя картофелем и многими видами овощей. Он находится  на первом в России месте по производству рыночных культур – льноволокна  и картофеля. Огромную роль в сельском хозяйстве играют пригородные формы  сельскохозяйственного производства, действуют агрофирмы и агрообъединения, земледелие сочетается с животноводством. Однако производительность сельского хозяйства в некоторых районах недостаточно высока, в связи с чем существует потенциал её роста. Возможно развитие отрасли за счёт осушения заболоченных территорий, химизации производства.

 

1.8 Развитие Центрального  экономического района в перспективе

 

К важнейшим конкурентным преимуществам  Центрального экономического района относятся:

1)  Выгодное транспортно-географическое положение по отношению к основным рынкам сбыта товаров районной специализации;

2)  Значительная ёмкость внутреннего, и сопредельных рынков по продукции профилирующих отраслей;

3)  Высокий уровень экономического, научно-технического и инфраструктурного развития;

4)  Относительно глубокие институциональные преобразования, сравнительно высокий уровень развития рыночной инфраструктуры и накопления капитала, доминирование в сфере кредитно-финансовых, страховых, консалтинговых, информационных, транспортных, образовательных и других услуг.

Данные особенности предопределяют приоритетные направления развития экономики района:

Сохранение и приумножение производственного, научно-технического и инфраструктурного  потенциала;

Экологическое оздоровление крупных  городов и промышленных зон;

Возрождение малых городов и  сельских поселений;

Ограничение развития крупных энерго-водо-землеёмких промышленных комплексов;

Развитие широких кооперационных и снабженческо-сбытовых производственных связей с республиками ближнего зарубежья (прежде всего, с Украиной и Беларусью);

Расселение и обустройство в  малозаселённых областях (Смоленская, Костромская, Тверская);

Организация взаимодействия депрессивных областей (Тверская, Рязанская, Ивановская, Владимирская, Брянская) с более  развитыми (Московская, Тульская, Ярославская);

Развитие крупных корпоративных  производственных структур.

 

 

Раздел II. Характеристика транспортной сети района

тяготения железной дороги

 

2.1.Эксплуатационная длина,  отделения дороги, местонахождение  Управлений дороги и отделений.

 

 Адрес Московской железной дороги: 107140, Россия, г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 20.

 

Московская железная дорога - это 13 тысяч км развернутой длины, 8.6 тыс. Км эксплуатационной длины, которые  обслуживает 92,8 тысячи человек.

Столичная магистраль проходит по территории 11 субъектов Российской Федерации, где находятся 7 отделений дороги: Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московско-Смоленское, Тульское, Орловско-Курское, Смоленское, Брянское.

В районе функционирования дороги проживает  около 30 млн.человек - почти пятая часть населения страны.

Характерная особенность дороги –  это ее разветвленность. В самом  напряженном регионе – Московском железнодорожном узле - сходится 11 радиальных направлений, которые связаны между  собой Малым кольцом (54 км) и Большим  окружным кольцом (558 км). Такой сложной  транспортной сети не имеет ни одна дорога компании.

Московская железнаядорога – это высоко оснащенная, динамично развивающаяся магистраль. Свой вклад в развитие компании «Российские железные дороги» вносит каждое из структурных подразделений, а их на дороге более 700.

Сегодня на дороге расположено 635 станции, из них грузовые операции осуществляются на 468. МЖД осуществляет 94,8 млн тонн погрузки в год.

 

Московская железная дорога сегодня включает:

  • 7 отделений железной дороги,
  • 20 локомотивных депо,
  • 11 моторвагонных депо,
  • 9 эксплуатационных вагонных депо,
  • 35 дистанций пути,
  • 4 структурных подразделений по ремонту путевой техники,
  • 5 механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций,
  • 14 дистанций гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения,
  • 18 дистанций электроснабжения,
  • 20 дистанций сигнализации, централизации и блокировки,
  • 5 дирекций по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.

 

Московская железная дорога по праву  называется пассажирской. Она осуществляет 50% всех пригородных перевозок компании и 22% в поездах дальнего следования. Столичная магистраль отправляет 370 пассажирских поездов в сутки.

Существенная особенность Московской железной дороги - колоссальный объем  пригородных перевозок. Ежесуточно здесь курсирует около 2920 пригородных  поездов.

 

2.2 Влияние экономико-географических особенностей района, его экономического профиля, размещения природных ресурсов и производительных сил, исторических факторов, географии населения на формирование и развитие железнодорожной сети района.

 

Железнодорожному транспорту принадлежит  ведущая роль в транспортной системе  Центрального экономического района РФ. Протяжённость железных дорог составляет почти 20 тыс.км. Тот факт, что Центральный экономический район является наиболее освоенным и наиболее развитым на сегодняшний день, обусловливает и уровень развития железнодорожной сети, предопределяя её густоту, уровень электрификации (все железные дороги района сегодня электрифицированы).

Интенсивному формированию железнодорожной  сети района способствовал тот факт, что большая часть предприятий  района работала на привозном сырье  с Юга, Урала, Поволжья. Развитие железных дорог района было обусловлено и  необходимостью поставки продукции  района в другие районы страны.

 

 

2.3 Особенности направления  и конфигурации железнодорожных  линий: широтные, меридиональные, окружные, радиальные, двухпутные, однопутные, узкоколейные; их экономическое значение.

 

Железнодорожная сеть района имеет  радиальное строение, что обусловлено  центральным положением Москвы как  основного транспортного узла как  по отношению к другим транспортным узлам района, так и по отношению  к другим районам.

 

2.4. Техническая реконструкция транспорта. Электрифицированные линии и полигоны тепловозной тяги. Удельный вес протяженности дороги с электровозной и тепловозной тягой в общей ее длине.

 

Как было отмечено выше, все железные дороги района являются электрифицированными, в связи с чем удельный вес протяжённости дорог с электровозной тягой к общей протяжённости железных дорог составляет 100%. Данный показатель свидетельствует о высоком уровне развития железнодорожной сети района.

 

2.5 Участки дороги с интенсивным грузовым движением, играющие важную роль во внешних связях района; участки, по которым осуществляются внутрирайонные связи и вспомогательные малодеятельные линии.

 

Основные грузопотоки по железным дорогам Центрального экономического района приходятся на магистрали в  направлении Юга, Урала и Поволжья: по ним перевозятся массовые грузы (лес, нефтетопливо, уголь, продукция  сельского хозяйства и др.).

 

2. 6 Взаимодействие железной дороги с речным, морским, автомобильным и трубопроводным транспортом.

 

Железные дороги выполняют роль ключевых магистралей, когда речь идёт о транспортных связях Центрального экономического района с другими регионами. Одновременно с этим, внутри района большая часть перевозок осуществляется автомобильным транспортом, в связи с чем налажено тесное взаимодействие железнодорожного и автомобильного транспорта в рамках района. Также следует отметить, что значительную роль играет связка железнодорожный-воздушный транспорт, когда речь идёт о пассажирских перевозках, поскольку Москва является крупнейшим центром воздушного транспорта в России, обеспечивая широкую географию внутренних и международных авиаперевозок.

 

 

2.7 Важнейшие транспортные узлы района

 

Безусловно, важнейшим транспортным узлом района является Москва, замыкающая на себе 11 железнодорожных линий, которые  на периферии расходятся до 25 выходов. Данный узел важен как в стыковке автомобильного и железнодорожного, так и в стыковке воздушного и  железнодорожного транспорта.

 

2.8 Перспективы развития железнодорожного транспорта

 

Перспективы развития железнодорожного транспорта в Центральном экономическом  районе связаны с реализацией  следующих направлений:

1)  Реконструкция и развитие движения по окружным железным дорогам вокруг Москвы;

2)  Организация интермодального пригородного городского движения электропоездов, связывающего столичные аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево;

3)  Вывод транзитного грузового движения за пределы Москвы;

4)  Использование пространства, занимаемого линией Московской Окружной железной дороги (надпутевое строительство автомобильных дорог).

 

Краткая характеристика других видов транспорта

 

 Речной транспорт

География речных путей

 

Основные речные пути Центрального экономического района представлены такими реками, как Волга, Ока, Москва.

 

Навигационные условия  рек

 

Естественный режим основных речных магистралей Центрального района характеризуется  весенним половодьем (апрель — июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми  паводками (октябрь).

Замерзание рек происходит в  конце ноября- начале декабря, вскрытие ото льда – в первой половине апреля. Свободными от льда основных речные магистрали остаются приблизительно в течение 200 дней.

 

Создание и реконструкция  гидроузлов

 

К основным гидроузлам района относятся  Москва, Ярославль, Кострома, Калуга, Рыбинск. Роль последнего велика в обеспечении  функционирования Рыбинского водохранилища. В целом по району можно отметить недостаточную развитость транспортных терминалов на реках.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Московской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов