Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:29, дипломная работа
В данной дипломной работе мы рассмотрим особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира).
Общие условия касаются
количества и наименования груза, определения
его веса, тары (упаковки), маркировки
и объявления ценности. Специальные
— устанавливаются для грузов,
перевозка которых требует
Количество и род
груза, который подлежит сдаче к
перевозке, определяются заявкой, договором
об организации перевозок или
самим договором перевозки. Замена
одного груза другим допускается
с согласия перевозчика. Предъявляемый
к перевозке груз должен быть правильно
наименован.
Грузы, нуждающиеся
в предохранении от утраты, порчи
или повреждения, должны предъявляться
в исправной таре, соответствующей
стандартам или, по крайней мере, обеспечивающей
их полную сохранность. При несоблюдении
этого требования транспортная организация
вправе отказать в приеме груза. По
усмотрению отправителя груз может
быть сдан к перевозке с объявленной
ценностью. Использование последней
облегчает доказательство стоимости
груза при его утрате и повреждении.
Одним из условий, обеспечивающих сохранность
и индивидуализацию груза в процессе
перевозки, является его маркировка,
т.е. нанесение на груз определенных
надписей и условных знаков для определения
принадлежности груза, его особенностей,
соблюдения мер предосторожности (например,
“верх”, “стекло”, “не кантовать”)
и т.д.
Вес груза может
быть определен:
· взвешиванием (воздушный
и часто другие виды транспорта);
· по трафарету на каждом
грузовом месте;
· по стандарту при перевозке
грузов, упакованных в тару стандартной
вместимости;
· расчетным способом
(например, по обмеру или по осадке судна);
· условно (животных,
автомобилей и пр.).
Способ определения
веса указывается в транспортных
документах. Если иное не установлено
законом или договором, вес груза
определяет тот, кто производит погрузку.[31]
[31]
Грузополучатель обязан
принять (вывезти) груз в установленные
сроки. При нарушении этого условия
он должен внести плату за хранение
груза, которая может быть увеличена
в несколько раз при наличии
его вины.
Кроме того, просрочка
кредитора-получателя в этом случае
снимает с перевозчика
Совершая названные действия, стороны вступают в договорные отношения.
3.3. Расчеты по
договору перевозки груза
Провозная плата
обычно должна быть внесена грузоотправителем
при заключении договора перевозки.
Допускается также перевод
Расчеты с автотранспортными
предприятиями и организациями
за перевозку грузов и по другим
платежам, связанным с этими перевозками,
производятся грузоотправителем (грузополучателем)
в порядке, установленном договором.[32]
[32]
При централизованных
перевозках грузов все расчеты с
автотранспортным предприятием или
организацией за перевозку, экспедирование
и другие, связанные с перевозкой,
операции и услуги производятся грузоотправителем
или грузополучателем. При этом в
установленных случаях суммы, выплаченные
автотранспортным предприятиям и организациям
за указанные перевозку, операции и
услуги, или включаются грузоотправителями
в счета за отпущенную продукцию,
или удерживаются грузополучателями
при оплате счетов грузоотправителей
за полученную продукцию. [33] [33]
Причитающиеся автотранспортным
предприятиям и организациям платежи
за перевозку грузов, а также за
погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные
операции и другие услуги вносятся
при приеме заказа на перевозку, платежными
поручениями, акцептованными банком, а
в отдельных случаях - наличными
деньгами согласно правилам СБ РФ.
В таком же порядке
грузоотправители и грузополучатели
вносят автотранспортным предприятиям
и организациям, осуществляющим централизованный
завоз (вывоз) грузов на станции железных
дорог, в порты (на пристани) и аэропорты
с выполнением транспортно- экспедиционных
операций и услуг, платежи, уплачиваемые
автотранспортными
В договорах на перевозку
грузов автомобильным транспортом
по соглашению сторон могут предусматриваться
расчеты плановыми платежами
в порядке, устанавливаемом договором.
До внесения провозной
платы автотранспортные предприятия
и организации грузы к
Если автотранспортное
предприятие или организация
не приступили в течение трех дней
к выполнению заказа, полученная при
его оформлении провозная плата
должна быть возвращена грузоотправителю
или грузополучателю в сроки,
устанавливаемые договором. В случае
несвоевременного возврата провозной
платы за несостоявшуюся перевозку
груза автотранспортное предприятие
или организация уплачивает грузоотправителю
или грузополучателю штраф в
размере процента от суммы платежей
за каждый день просрочки, если данное
также предусмотрено в
Окончательный расчет
за перевозку грузов производится грузоотправителем
или грузополучателем на основании
счета автотранспортного
Основанием для
выписки счета за осуществленную
перевозку служат товарно-транспортные
накладные либо акты замера или акты
взвешивания груза, а за пользование
автомобилями, оплачиваемыми по повременному
тарифу, - данные путевых листов, заверенных
грузоотправителем или
4. Ответственность сторон по договору
4.1. Понятие ответственности
и ее виды
Имущественная ответственность
участников обязательства по перевозке
грузов строится на общих принципах
ответственности в гражданском
праве (гл. 25 ГК РФ).
В ст. 793 ГК РФ предусмотрено,
что в случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязательств
по перевозке стороны несут
Прежде всего она
относится к случаям
Таким образом, ответственности
за нарушение обязательств по перевозке
ныне свойственны:
· ограничение права
на взыскание части убытков;
· запрет на уменьшение
или Устранение нормативной ответственности
перевозчика;
· возможность определения
ее размера и пределов по соглашению сторон
в установленных случаях.
Особенностью ответственности
за нарушение обязательств по перевозке
грузов является также то, что она
может наступать не только за нарушение
уже заключенного договора перевозки,
но и за несовершение действий, связанных
с организацией перевозок. Такова ответственность
перевозчика за неподачу транспортных
средств и отправителя за их неиспользование
(ст. 794 ГК РФ ).
Она может вытекать
как из договорного основания (принятой
заявки, договора об организации перевозок,
чартера), так и из иных оснований,
предшествующих договору перевозки (административный
акт при поставках по государственному
контракту). По своей природе такая
ответственность является гражданско-правовой.
Ее отличает формальный характер: п. 2 ст.
794 ГК РФ устанавливает примерный
перечень обстоятельств, при наступлении
которых перевозчик или отправитель
освобождаются от ответственности
за неподачу транспортных средств и
их неиспользование (непредъявление груза
к перевозке). [35] [35]
К их числу относятся:
· непреодолимая сила,
а также иные явления стихийного характера
(заносы, наводнения, пожары) и военные
действия;
· прекращение или ограничение
перевозки грузов в определенных направлениях,
которые установлены в порядке, предусмотренном
транспортным уставом и кодексом;
· иные случаи, предусмотренные
транспортными уставами и кодексами (прекращение
производства на срок не менее трех суток,
задержка отправителем судов под разгрузкой
и другие специфические для отдельных
видов транспорта случаи).
Перечень этих обстоятельств
в ГК РФ , уставах и кодексах рассматривается
как исчерпывающий. Все иные, не попавшие
в него обстоятельства, хотя бы их наступление
и не зависело от сторон, не освобождают
отправителя и перевозчика от
ответственности за несовершение действий
по организации перевозок. Это означает,
что перевозчики и отправители
несут ответственность за неподачу
транспортных средств и за их неиспользование
независимо от вины, на началах предпринимательского
риска.[36] [36]
Виды имущественной
ответственности. Одним из признаков
ответственности в
Объем и характер
ответственности зависят от содержания
нарушенной обязанности. Ответственность
за неподачу транспортных средств или
за их неиспользование как в новых
уставах и кодексах, так и в
актах Союза ССР исторически
рассматривается как
4.2. Ответственность
клиента
Грузоотправитель (грузополучатель)
за не предъявление к перевозке груза
в количестве, предусмотренном в
декадном плановом задании на перевозку
или в принятом к исполнению разовом
заказе, уплачивает автотранспортному
предприятию или организации
штраф в размере процентов
от стоимости перевозки не предъявленного
груза.