Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:29, дипломная работа
В данной дипломной работе мы рассмотрим особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира).
В одной из них
перевозчик выступает экспедитором
по отношению к другому лицу (например,
другому перевозчику) и правила
об экспедиции применяются без каких-либо
изъятий. В другой — перевозчик становится
экспедитором по отношению к собственной
перевозке. В последнем случае экспедиция
накладывается на перевозку, имея одинаковый
субъектный состав в двух обязательствах.
Это сказывается на ответственности
сторон, сроках давности и других условиях
исполнения обоих договоров.[7] [7]
ГК РФ впервые
выделил договор транспортной экспедиции
в отдельную главу, хотя и раньше
самостоятельная природа этого
обязательства не подвергалась серьезным
сомнениям. Нормы, содержащиеся в этой
главе, имеют самый общий характер,
поэтому в соответствии с п. 3 ст.
801 ГК РФ должен быть принят специальный
закон о транспортно-
Более подробной
регламентации подверглась
К вопросам, не имеющим
в настоящее время специального
нормативного разрешения, могут применяться
общие положения
Элементы договора.
Субъектами договора экспедиции являются
клиент — сторона, которой оказываются
услуги, и экспедитор — сторона,
которая оказывает услуги клиенту.
Клиентами по договору могут быть
любые лица (прежде всего отправитель
и получатель груза, а также его
собственник), заинтересованные в получении
экспедиционных услуг. В качестве экспедитора
может выступать только предприниматель
(коммерческая организация или физическое
лицо), получивший лицензию на осуществление
транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедитором может быть как специализированная
организация (иное лицо), так и обычный
перевозчик (например, структурное подразделение
транспортного предприятия). Как и в договорах
поручения, комиссии и агентирования,
экспедитор вправе привлечь к исполнению
своих обязанностей других лиц, если иное
не предусмотрено договором экспедиции.
При этом экспедитор не слагает с себя
ответственности за исполнение договора
третьим лицом, на которое возложено исполнение
(ст. 403, 805 ГК РФ).[8] [8]
Предметом договора
транспортной экспедиции являются услуги,
связанные с перевозкой груза. Такие
услуги могут быть весьма различными.
Они делятся на основные (по организации
перевозок, включая заключение договора
перевозки) и дополнительные, которые
могут охватывать любые вопросы,
касающиеся транспортировки груза.
Договор может быть заключен на полное
или частичное транспортно-
Форма договора транспортной
экспедиции—простая письменная (ст. 802
ГК РФ). Стандартный набор
Срок, на который
заключается договор
Цену договора транспортной
экспедиции составляет вознаграждение
экспедитора. Оно определяется по соглашению
сторон. В ряде случаев могут использоваться
установленные экспедитором тарифы
и таксы, т. е. система ставок за выполнение
тех или иных операций. Вознаграждение,
уплачиваемое экспедитору, следует
отличать от компенсации расходов,
понесенных последним при осуществлении
своей деятельности (по внесению провозной
платы, платы за разгрузку и выгрузку
груза, по уплате пошлин за хранение груза
и пр.).
Содержание договора
экспедиции образуют права и обязанности
его сторон. Содержание и объем
обязанностей экспедитора зависят
от потребностей клиента. Как отмечалось,
можно выделить выполняемые им основные
обязанности (операции, услуги), имеющие
общее значение, и дополнительные
обязанности, обусловленные индивидуальными
особенностями конкретного
Содержание основных
обязанностей предопределено самой
сущностью договора. Они включают
следующие операции:
· организация перевозки
груза определенным видом транспорта
и по маршрут выбранному клиентом или
экспедитором;
· заключение договора
перевозки груза от своего имени или от
имени клиента;
· обеспечение отправки
груза и его получения в согласованном
месте;
· осуществление иных
операций, непосредственно связанных
с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).[10] [10]
При этом экспедитор
может выполнять не только собственно
экспедиционные функции, но и обязанности
перевозчика. В последнем случае
на его отношения с клиентом распространяются
правила о перевозке, включая
размер ответственности, сокращенный
срок исковой давности и др.
В числе дополнительных
обязанностей экспедитора могут
быть упомянуты:
· получение требующихся
для экспорта и импорта документов (сертификатов,
санитарных свидетельств и иных разрешений
и др.);
· выполнение таможенных
и иных формальностей (оформление грузовых
таможенных деклараций и пр.);
· проверка количества
и состояния груза;
· погрузка и выгрузка
груза силами экспедитора;
· сопровождение груза
в пути;
· уплата пошлин, сборов
и иных расходов, возлагаемых на клиента;
· хранение груза в пункте
назначения;
· выполнение иных операций
и услуг, предусмотренных договором.[11]
[11]
Перечень дополнительных
операций, которые могут осуществляться
экспедитором, не является исчерпывающим.
Причем к числу подобных услуг
могут относиться и действия, формально
не связанные с перевозкой, но относящиеся
к ней в контексте особых договоренностей
между клиентом и экспедитором (например,
подготовка контракта с перевозчиком
и т. п.).
В конкретных договорах
экспедиции круг основных и дополнительных
обязанностей экспедитора может
быть различным. Типичными, однако, являются
следующие операции:
· представление перевозчику
заявок клиента;
· проверка правильности
заполнения клиентом транспортных документов,
получение разрешения на завоз груза к
отправлению;
· приемка груза на складе
клиента, доставка и сдача его транспортным
организациям;
· оплата за клиента
провозных платежей;
· заключение договоров
перевозки;
· уведомление клиента
о прибытии груза;
· раскредитование перевозочных
документов на прибывший груз;
· приемка груза на станциях
(пристанях, портах) и их доставка клиенту;
· участие в составлении
коммерческих актов при не сохранности
груза.[12] [12]
Кроме того, при транспортной
экспедиции внешнеторговых грузов экспедитор
обычно принимает на себя обязанности
по оформлению договоров страхования
груза, оплачивает таможенные и иные
пошлины и сборы, оформляет грузовую
таможенную декларацию, осуществляет
хранение груза и др
Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим правилам путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Особенностью данного договора, как и иных договоров о представительстве, является возможность одностороннего отказа от его исполнения Любая из его сторон вправе сделать это, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок Такой срок может быть установлен и в самом договоре экспедиции. Неблагоприятным последствием одностороннего отказа является возмещение отказавшейся от договора стороной другой стороне убытков, вызванных его расторжением (ст. 806 ГК РФ).[13] [13]
2.2. Порядок заключения
договора
Законодательство
предусматривает три основные стадии
заключения договора, которые являются
общими для различных видов договоров
и вступающих в отношения субъектов:
направление одной стороной предложения
заключить договор (“оферту”, письменно
или устно), рассмотрение другой стороны
оферты и дача ответа о принятии
предложения (“акцепт”) получение
акцепта стороной, направившей оферту.
Согласно ст.433 ГК
РФ договор признается заключенным
в момент получения лицом, направившим
оферту, ее акцепта.
Если в соответствии
с законом для заключения договора
необходима также передача имущества,
договор считается заключенным
с момента передачи соответствующего
имущества (ст.224 ГК РФ).[14] [14]
Договор, подлежащий
государственной регистрации, считается
заключенным с момента его
регистрации, если иное не установлено
законом.
Как мы видим, пункт
2 ст.433 ГК РФ для определения момента
заключения реального договора отсылает
нас к ст.224 ГК РФ , где указывается,
что передачей имущества
При заключении требующих
государственной регистрации
Договор перевозки
груза заключают транспортная организация
и грузоотправитель (грузовладелец).
Если после доставки в пункт назначения
груз подлежит выдаче самому отправителю,
то круг участников обязательства перевозки
этим и ограничивается. Чаще всего
однако, в качестве грузополучателя
указывается третье лицо, которое
является контрагентом отправителя
по договору (купли-продажи и др.).
Ему и должен быть выдан груз в
пункте назначения[15] [15].
Договор перевозки
груза определяется как соглашение,
в силу которого перевозчик обязуется
доставить вверенный ему
Из определения
вытекает, что договор грузовой перевозки
— взаимный и возмездный. Он считается
заключенным лишь после передачи
груза перевозчику и, следовательно,
относится к числу реальных договоров.
Только на морском транспорте договор
перевозки, именуемый договором
фрахтования или чартером, является
консенсуальным.
Договор перевозки
груза — строго формальный договор.
Он всегда заключается в письменной
форме, причем часто с соблюдением
обязательных реквизитов, которые установлены
законодательством.[16] [16]
Как правило, договор
перевозки груза носит
Однако для признания
договора грузовой перевозки публичным
требуется соблюдение ряда условий.
Во-первых, в качестве
перевозчика должна выступать специализированная
коммерческая организация, осуществляющая
перевозки транспортом общего пользования.
Во-вторых, в соответствии
с транспортным законодательством
или лицензией эта организация
должна быть наделена функциями общественного
возчика, обязанного осуществлять перевозки
по требованию всякого, кто обратится.
В-третьих, эта организация
должна быть включена в особый перечень
лиц, обязанных осуществлять перевозки
транспортом общего пользования, который
подлежит обязательному опубликованию.