Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:29, дипломная работа
В данной дипломной работе мы рассмотрим особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира).
1. Введение
Любая отрасль Российского
права регулирует определенные правоотношения.
В частности, гражданскому праву
свойственно регулирование
Договор представляет
собой одно из самых уникальных правовых
средств, в рамках которого интерес
каждой стороны, в принципе, может
быть удовлетворён лишь посредством
удовлетворения интереса другой стороны.
Это и порождает общий интерес
сторон в заключении договора и его
надлежащем исполнении. Поэтому именно
договор, основанный на взаимозаинтересованности
сторон, способен обеспечить такую
организованность, порядок и стабильность
в экономическом обороте, которых
нельзя добиться с помощью самых
жёстких административно-
Договор - это наиболее
оперативное и гибкое средство связи
между производителем и потребителем,
изучения потребности и немедленного
реагирования на них со стороны производства.
В силу этого именно договорно-правовая
форма способна обеспечить необходимый
баланс между спросом и предложением,
насытить рынок теми товарами, которыми
нуждается потребитель. Эти и
многие другие качества договора с
неизбежностью обуславливают
Договор является основным
документом, определяющим права и
обязанности сторон, заключивших
его.[1] [1]
В условиях нарождающегося
рынка, когда решение большинства
вопросов, касающихся регулирования
отношений сторон в процессе их хозяйственной
и финансовой деятельности, отнесено
законодателем к компетенции
самих хозяйствующих субъектов,
особое значение для последних приобретают
договоры купли - продажи и договоры
поставки.
Следует отметить, что
легального определения договора в
Гражданском Кодексе 1964 года не было,
и, соответственно, новый действующий
Гражданский Кодекс ввел такое понятие
впервые. Также подраздел 2 ГК РФ введен
впервые. Введение новых норм обусловлено
тем, что договор является в нынешних
условиях рыночной экономики основным
юридическим фактом, из которого возникают
обязательственные
Однако не всякое
соглашение само по себе составляет договор,
- таковым признается лишь соглашение,
вытекающее из намерения участников
породить те или иные гражданско-правовые
последствия. Поэтому можно сделать
вывод о том, что всякий договор
может быть признан соглашением,
но не всякое соглашение может быть
признано договором.
В данной дипломной
работе мы рассмотрим особенности договора
перевозки груза автомобильным
транспортом.
Транспорт образует
самостоятельную сферу
Ее ценность в
том экономическом эффекте
В работе мы со всех
сторон постараемся осветить следующие
вопросы:
· Понятие и порядок
заключения договора
· Права и обязанности
сторон по договору
· Ответственность сторон
по договору
При написании дипломной работы использовалась учебная литература, нормативные акты, статьи из периодических изданий.
Глава 2. Понятие и порядок заключения договора
2.1.Понятие договора
Теме гражданско-правового
договора необходимо уделить самое
пристальное внимание, так как
подавляющее большинство
Обязательственные
правоотношения, устанавливающие юридически
обязательные взаимосвязи участников,
возникают, в частности, из заключенных
ими договоров.
В ГК РФ договор определяется
как соглашение двух или нескольких
лиц об установлении, изменении или
прекращении гражданских прав или
обязанностей (т.е. двух - или многосторонняя
сделка). (Ст.420 ГК РФ).
Стороны могут заключить
договор как предусмотренный, так
и не предусмотренный законом
или иными правовыми актами, но
не противоречащий существующему
Так как тема данного
дипломного проекта “Договор перевозки
груза автомобильным
Одной из форм, с помощью
которой регулируются взаимоотношения
сторон в процессе организации перевозок
грузов, является договор об организации
перевозок грузов. Ранее подобные
договоры применялись при
Следует отметить, что
система длительных (долгосрочных)
договоров получила широкое распространение
на транспорте в начале тридцатых
годов, когда рядом постановлений
Правительства было предусмотрено
заключение органами транспорта и их
клиентурой прямых договоров на перевозку
грузов.
Применение таких
договоров в тот период и их
роль на отдельных видах транспорта
были несколько различны, но их заключение
преследовало одну цель, урегулировать
такие взаимоотношения сторон, которые,
учитывая специфику отдельных видов
транспорта, не получили достаточного
нормативного разрешения, а также
обеспечить выполнение плана перевозок.
Поэтому там, где взаимоотношения
сторон по перевозке грузов детально
регулировались в нормативном порядке,
такие договоры не применялись.
Напротив, на автомобильном
и речном транспорте, где перевозки
грузов (при большом их объеме) не
были достаточно детализированы, заключение
таких договоров было необходимым
средством урегулирования взаимоотношений
сторон по организации и выполнению
перевозок грузов.[4] [4]
Статья 798 ГК РФ предусматривает,
что перевозчики и
Основная цель подобных
договоров на различных видах
транспорта - урегулировать в ходе
перевозочного процесса такие взаимоотношения
сторон, которые не получили достаточного
нормативного разрешения, а также
способствовать выполнению перевозочного
процесса на данный период. Благодаря
заключению долгосрочного договора
об организации перевозок
Рассмотрим подробнее
один из видов договоров перевозки
грузов -договор экспедиции.
При перевозке грузов
возникает необходимость
Договор транспортной
экспедиции определяется как соглашение,
в силу которого одна сторона (экспедитор)
обязуется за вознаграждение и за
счет другой стороны (клиента — грузоотправителя
или грузополучателя) выполнить
или организовать выполнение определенных
договором экспедиции услуг, связанных
с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
Договор экспедиции
является взаимным и возмездным. Он
может быть либо консенсуальным, когда
экспедитор организует выполнение экспедиционных
услуг, либо реальным, когда он выполняет
их с вверенным ему грузом (в
частности, когда экспедитором выступает
перевозчик). По своему содержанию он сходен
с рядом других договоров о
представительстве. Экспедитор оказывает
определенные услуги клиенту, в чем
обнаруживается сходство с такими договорами,
как поручение, комиссия, агентирование,
возмездное оказание услуг. Однако предметом
последних является совершение любых
сделок и действий, в том числе
вовсе не относящихся к транспортной
деятельности.
В отличие от этого
экспедиция предполагает оказание услуг
непосредственно связанных с
перевозкой груза. Поэтому экспедиция
не может рассматриваться как
разновидность одного из названных
договоров или их конгломерат.[6]
[6]
Напротив, в п. 2 ст.
779 ГК РФ прямо указывается, что правила
главы 39 о возмездием оказании услуг
не распространяются на экспедиционные
услуги. В то же время не исключена
возможность субсидиарного
Между договором
перевозки и экспедиции также
существует внутренняя связь, обусловленная
производностью транспортно-экспедиционных
услуг от перевозки. Зачастую обязанности
экспедитора могут быть прямо
возложены на перевозчика (п. 2 ст. 801
ГК РФ). В этом случае перевозчик не
вправе заключать договор перевозки
от собственного имени, но может выступать
в качестве коммерческого представителя
иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК РФ). Кроме
того, при использовании в качестве
экспедитора самого перевозчика
могут сложиться две ситуации.