Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:24, реферат
Процесс транспортировки грузов не так прост, как кажется на первый взгляд, он включает в себя множество разнообразных функций. Ведь нужно не только перевезти товар, но и запаковать, загрузить и выгрузить его, а так же состыковать транспортные средства по времени. Для всего этого требуется большой и опытный коллектив работников (логистики, грузчики, шоферы и др.).
Введение…………………………………………………………………….3 Понятие договора транспортной экспедиции…………………………….4 Предмет договора транспортной экспедиции, его существенные условия………………………………………………………………………6 Стороны договора транспортной экспедиции. Функции сторон………..9 Ответственность по договору транспортной экспедиции………………12 Договор транспортной экспедиции и договоры комиссии, поручения и агентирования……………………………………………………………..16 Прекращение договора транспортной экспедиции……………………..21 Заключение………………………………………………………………..26 Список литературы……………………………………………………….28
Действительно, транспортно-экспедиционный договор, предусматривающий обеспечение отправления груза, «вполне может являться основой для посреднической деятельности», и заключение экспедитором договора перевозки от имени и за счет клиента либо от своего имени и за счет клиента может рассматриваться как «элемент юридического посредничества». Однако, в подобном транспортно-экспедиционном договоре наряду с заключением договора перевозки такое же важное значение имеют и иные действия, совершаемые экспедитором. Кроме того, договор экспедиции может также иметь своим предметом деятельность по организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; в этом случае экспедитор организует весь транспортный процесс, в котором могут участвовать различные перевозчики, хранители, стивидоры, тальманы, таможенные брокеры, логисты и т.д. При организации доставки груза получателю заключение экспедитором договора перевозки, а также заключение иных договоров, необходимых для организации доставки груза, является возложением исполнения обязательства на третье лицо; обязанностью экспедитора является не заключение договора перевозки, а организация доставки груза получателю.
В этой связи интересно отметить, что в Гражданском кодексе (в Общей части обязательственного права) предусмотрена норма о праве должника возложить исполнение обязательства на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (ст.313). В силу значимости правомочия возложения исполнения обязательства на третье лицо при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности законодатель в главе 41 ГК, посвященной договору транспортной экспедиции, повторно предусматривает, что если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805).
Рассматривая общие и отличительные черты договора транспортной экспедиции и договора комиссии, следует обратиться к определению договора комиссии: по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (статья 990 ГК РФ). Одним из признаков договора комиссии является то, что комиссионер совершает сделку от своего имени. При определении же договора транспортной экспедиции законодатель не указывает, от чьего имени должен выступать экспедитор в гражданском обороте: экспедитор может выступать как от своего имени, так и от имени клиента.
В отличие от договора комиссии предмет договора транспортной экспедиции не ограничен заключением согласованных сторонами сделок, условия которых определены указаниями клиента. Как отмечает Е.А. Суханов, с помощью договора комиссии «осуществляются сделки по возмездной реализации имущества, не принадлежащего отчуждателю. Иными словами, он оформляет отношения торгового посредничества». Именно вследствие этого, законодатель предусматривает, что договор комиссии может быть заключен с указанием территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру (ст. 990 ГК); для договора транспортной экспедиции подобные положения неприемлемы. У договора транспортной экспедиции и договора комиссии различны отношения, которые указанные институты призваны регулировать - договор комиссии оформляет отношения торгового посредничества, а договор транспортной экспедиции - отношения по организации перевозок.
Вследствие различия предмета договора транспортной экспедиции и договора комиссии, при регулировании транспортно-экспедиционных отношений не может применяться основополагающее, обусловленное природой договора комиссии правило о том, что комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (ст.993 ГК). Напротив, законодатель четко устанавливает следующее: во-первых, в отношении заключенных экспедитором договоров действует правило о том, что возложение исполнения обязательств на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение договора (ст. 805 ГК); и, во-вторых, отдельно сформулировано правило о том, что если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК).
Существенной особенностью договора транспортной экспедиции является наличие у его сторон права на односторонний отказ от исполнения договора. Согласно статье 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.
Данная норма представляет собой специальное правило, относящееся именно к договору транспортной экспедиции. Общее же правило, регулирующее исполнение гражданско-правовых обязательств, основано, напротив, на недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств и состоит в том, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Если же речь идет об обязательстве, связанном с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, то односторонний отказ от исполнения такого обязательства и одностороннее изменение его условий могут иметь место также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст 310 ГК РФ).
На данное обстоятельство обращалось внимание в юридической литературе. Например, Г.П. Савичев указывает: “Односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции не согласуется с общими положениями гражданского права о договоре. Однако в данном случае наличествует одна из особенностей договора транспортной экспедиции, как и иных договоров о представительстве, допускающих односторонний отказ от их исполнения”.
Объяснение рассматриваемой особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции (предоставление его сторонам – клиенту и экспедитору права на односторонний отказ от исполнения договора) представительским характером этого договора может быть признано обоснованным лишь в отношении тех договоров транспортной экспедиции, по которым экспедитор вступает в правоотношения с перевозчиком и иными третьими лицами от имени клиента и на основе доверенности последнего. В тех же случаях, когда экспедитор заключает договоры перевозки, совершает другие сделки и иные юридические действия от своего имени в сочетании с фактическими действиями – операциями и услугами (хранение груза, его погрузка и выгрузка и т.п.), договор транспортной экспедиции теряет представительский характер и приобретает облик обычного договора по возмездному оказанию услуг.
Более того, мы знаем, что по договору транспортной экспедиции на экспедитора могут быть возложены обязанности по организации перевозки груза по известному маршруту и с использованием избранного сторонами вида транспорта или его обязательства могут включать в себя собственно перевозку (доставку) груза в пункт назначения и выдачу его грузополучателю. Представим себе, что при использовании сторонами таких договорных моделей транспортной экспедиции на стадии исполнения договора (скажем, груз уже принят экспедитором и находится в пути следования) одна из сторон (например, экспедитор) реализует свое право на односторонний отказ от исполнения договора. Очевидно, что для подобных ситуаций более приемлемым было бы действие общего принципа недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства.В связи с изложенным представляется, что статья 806 ГК РФ нуждается в изменении: возможность одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции для его сторон следовало бы ограничить только теми случаями, когда в соответствии с условиями договора экспедитор заключает сделки и совершает иные юридические действия от имени клиента и по его доверенности.
В настоящее же время, когда нормой о праве любой из сторон отказаться от исполнения договора охватываются все варианты правоотношений, связанных с транспортной экспедицией, в качестве своеобразного ограничения этого права (применительно к определенным ситуациям) могут служить обязанность стороны, отказывающейся от исполнения договора, предупредить об этом другую сторону в разумный срок, а также и возможное последствие отказа от исполнения договора – обязанность возместить контрагенту убытки, причиненные расторжением договора.
Правда, здесь могут возникнуть вопросы по поводу соблюдения стороной, отказывающейся от исполнения договора, требования о предупреждении об этом контрагента в разумный срок. В чем может быть выражено такое предупреждение? Требуется ли предупреждать другую сторону о том, что через определенное время, скажем через неделю, будет заявлен отказ от исполнения договора, или достаточно указать на это в самом уведомлении об одностороннем расторжении договора?
В связи с недостаточностью специальных правил, регламентирующих отношения, связанные с односторонним отказом от исполнения договора транспортной экспедиции, можно обратиться к общим положениям о прекращении гражданско-правовых договоров. Однако и там мы не найдем ответа на поставленные вопросы. Согласно пункту 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым.
Видимо, можно сделать вывод о допустимости обоих вариантов, когда сторона, собирающаяся отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции: во-первых, сначала предупреждает контрагента о том, что через определенное время (разумный срок) ею будет заявлен такой отказ; в этом случае договор будет считаться расторгнутым с момента получения другой стороной заявления об отказе от его исполнения; во-вторых, изначально направляет контрагенту уведомление о своем отказе от исполнения договора, указав в нем период времени (разумный срок), по истечении которого договор будет считаться расторгнутым. И в том и в другом случае достигается цель нормы об обязательном предупреждении контрагента об одностороннем отказе от исполнения договора: расторжение договора становится неминуемым и контрагенту предоставляется разумный срок для подготовки к этому.
Вместе с тем для обоих случаев в равной мере актуальна проблема оценки разумности срока, предоставляемого контрагенту в договоре транспортной экспедиции для подготовки к расторжению договора. Не исключена ситуация, когда мнения сторон на этот счет окажутся различными и вопрос о разумности соответствующего срока будет поднят заинтересованной стороной при разрешении в суде, арбитражном суде имущественного спора (например, об оплате услуг экспедитора, оказанных клиенту по истечении назначенного последним срока для расторжения договора). Каковы могут быть последствия признания судом, арбитражным судом того обстоятельства, что экспедитор был предупрежден клиентом об отказе последнего от договора в срок, который не может считаться разумным сроком? Что должен делать в этой ситуации суд, арбитражный суд: признать, что расторжение договора не состоялось, а поэтому договор остается действующим, или все же считать договор расторгнутым не с момента, обозначенного клиентом, а по истечении иного срока, который суд, арбитражный суд посчитает разумным применительно к конкретным обстоятельствам спора? И на эти вопросы мы не находим ответов в действующем законодательстве.
Впрочем, норма, наделяющая стороны договора транспортной экспедиции правом на односторонний отказ от исполнения договора, вряд ли найдет широкое применение во взаимоотношениях, складывающихся между грузоотправителями, грузополучателями и экспедиторскими организациями. Стимулом для воздержания от реализации этого права служит положение об обязанности стороны, заявившей об отказе от исполнения договора транспортной экспедиции, возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).
Предоставление клиенту и экспедитору права отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора транспортной экспедиции не лишает их возможности использования обычных способов досрочного прекращения договорных правоотношений. Как известно, гражданско-правовой договор может быть расторгнут по соглашению сторон, какое может быть заключено в любое время по их усмотрению, а также по решению суда, арбитражного суда на основании требования одной из сторон (например, в связи с существенным нарушением контрагентом своих договорных обязательств). В последнем случае требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд, арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в самом предложении или в договоре, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок (пункты 1 и 2 ст. 450, ст. 452 ГК РФ).
Анализируя информацию в курсовой работе, а также на основании поставленных целей и задач во введении, можно сделать следующие выводы: правовая природа договора транспортной экспедиции является сложной, что подчеркивается всеми его исследователями.
Действительно, договор транспортной экспедиции находится на стыке многих видов обязательств. И если рассматривать изолированно отдельные элементы работ и услуг экспедитора, то они как будто бы полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров. Так, погрузочно-разгрузочные работы охватываются договором подряда, доставка грузов - договором перевозки, обеспечение его сохранности - договором хранения, оформление сдачи и приемки - договорами поручения или комиссии, в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени.
Вместе с тем договор транспортной экспедиции не сводится к каждому из этих видов договоров, а имеет самостоятельное значение. Все услуги, оказываемые экспедитором клиенту, подчинены одной цели - обеспечению перевозки груза. Экспедиторские операции носят вспомогательный характер по отношению к перевозке, и вне связи с транспортировкой нет договора транспортной экспедиции. По сути, договор транспортной экспедиции является смешанным договором, содержащим элементы вышеперечисленных договоров в том или ином сочетании. С точки зрения общей характеристики гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным.
В последнее время по поводу консенсуальности или реальности договора транспортной экспедиции нет единства среди цивилистов. Отнесение его к консенсуальным или реальным зависит от характера совершаемых экспедитором действий: если он только организует выполнение услуг по экспедированию грузов, договор признается консенсуальным; при осуществлении действий с вверенным экспедитору грузом договор считается реальным.