Договор о транспортно-экпедиционной деятельности. Предмет, стороны, права и обязанности с учетом ФЗ «О транспортно-экспедиционной-деятель

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:24, реферат

Описание работы

Процесс транспортировки грузов не так прост, как кажется на первый взгляд, он включает в себя множество разнообразных функций. Ведь нужно не только перевезти товар, но и запаковать, загрузить и выгрузить его, а так же состыковать транспортные средства по времени. Для всего этого требуется большой и опытный коллектив работников (логистики, грузчики, шоферы и др.).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Понятие договора транспортной экспедиции…………………………….4 Предмет договора транспортной экспедиции, его существенные условия………………………………………………………………………6 Стороны договора транспортной экспедиции. Функции сторон………..9 Ответственность по договору транспортной экспедиции………………12 Договор транспортной экспедиции и договоры комиссии, поручения и агентирования……………………………………………………………..16 Прекращение договора транспортной экспедиции……………………..21 Заключение………………………………………………………………..26 Список литературы……………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Реферат саша право11.doc

— 170.00 Кб (Скачать)


МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

 

 

Реферат на тему:

«Договор о транспортно-экпедиционной деятельности. Предмет, стороны, права и обязанности с учетом ФЗ «О транспортно-экспедиционной-деятельности в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил: студент группы 3Л2

Хусяинов Александр Маратович

Работу проверил: Мельников Сергей Евгеньевич

 

 

 

Москва 2011г.


Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Понятие договора транспортной экспедиции…………………………….4 Предмет договора транспортной экспедиции, его существенные условия………………………………………………………………………6 Стороны договора транспортной экспедиции. Функции сторон………..9 Ответственность по договору транспортной экспедиции………………12 Договор транспортной экспедиции и договоры комиссии, поручения и агентирования……………………………………………………………..16 Прекращение договора транспортной экспедиции……………………..21 Заключение………………………………………………………………..26 Список литературы……………………………………………………….28

 

 

 


Введение

Договор транспортной экспедиции надо составлять очень тщательно, так как грамотно составленный договор поможет избежать множества проблем, связанных с ответственностью за грузоперевозку и защиту прав и интересов обеих сторон. 

Процесс транспортировки грузов не так прост, как кажется на первый взгляд, он включает в себя множество разнообразных функций. Ведь нужно не только перевезти товар, но и запаковать, загрузить и выгрузить его, а так же состыковать транспортные средства по времени. Для всего этого требуется большой и опытный коллектив работников (логистики, грузчики, шоферы и др.). Если штат вашей компании небольшой, нет опытных специалистов, которые помогут вам организовать грузовые перевозки, а партии груза нужно отправлять регулярно в большом объеме, то лучше всего обратиться в транспортно-экспедиционную компанию, так как заниматься грузовой перевозкой своими силами экономически невыгодно. При таком сотрудничестве обязательно нужно составить договор грузоперевозки. В традиционном определении такой транспортно-экспедиционный договор обязывает экспедитора за вознаграждение и за счет клиента выполнить определенные в нем услуги по грузовой перевозке и связанные с ней хлопоты. В нем расписываются все обязанности и права обеих сторон.

Проще говоря, транспортно-экспедиционное обслуживание освобождает клиента (грузоотправителя или грузополучателя) от хлопот по грузоперевозке. Например: отправка, упаковка, транспортировка, заправка транспорта дизельным топливом, получение и разгрузка груза, а также заключение договоров с автотранспортными компаниями, предоставляющими определенные виды транспорта. На такой специфический вид транспортного обслуживания, как офисный переезд, заключается отдельный договор. 


Понятие договора транспортной экспедиции.

             

В п.1 статьи уточнено понятие договора транспортной экспедиции, содержавшееся в п.1 ст.105 Основ ГЗ. Во-первых, клиентом в таком договоре может быть как отправитель, так и получатель груза. Во-вторых, более полно определен круг услуг, которые могут быть предметом договора экспедиции, причем перечень их в заключаемом договоре может быть расширен.

Следует полагать, что клиентом в договоре транспортной экспедиции могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.

Экспедитором может быть юридическое лицо - предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя. Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии с соблюдением процедур, установленных актами Правительства РФ.

При исполнении обязанностей экспедитора перевозчиком (п.2 ст.801) возникает сложный и практически важный вопрос о разграничении обязательств сторон, вытекающих из договоров перевозки и экспедиции. Возможны две ситуации.

Во-первых, отношения экспедиции и перевозки обособлены, и перевозчик выступает экспедитором в отношении другого лица (например, переотправка груза по новому транспортному документу).

Во-вторых, перевозчик выполняет функции экспедитора в рамках заключенного им договора перевозки, что бывает чаще.

Практическое значение такого деления состоит в том, что в первом случае отношения сторон должны быть подчинены правилам о договоре транспортной экспедиции, во втором - к таким отношениям, в зависимости от их характера, надлежит применять нормы или о договоре экспедиции, или о договоре перевозки, поскольку сами экспедиторские функции выполняются при осуществлении перевозочного процесса. Это касается, прежде всего, ответственности сторон и сроков исковой давности, которые в договорах транспортной экспедиции и перевозки груза различны (три года и один год).

 Договор экспедиции может возлагать на экспедитора обязанность заключить договор перевозки от имени клиента или от своего имени. Когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком (п.2 ст.801), он не вправе заключать договор перевозки от своего имени.

На практике функции экспедитора зачастую осуществляет транспортная организация, которая не является перевозчиком данного груза. Так, организации автомобильного транспорта обеспечивают клиенту отправку (получение) груза железнодорожным, воздушным или водным транспортом. Поскольку при такой ситуации экспедитор не является перевозчиком, отношения между ним и клиентом регулируются только договором экспедиции.

Другими законами и правовыми актами, содержащими нормы о договоре транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы.

Нормы УВВТ (ст.78) и КТМ (ст.62) о транспортной экспедиции носят общий характер. В УАТ имеется специальный раздел о транспортно-экспедиционных услугах автомобильного транспорта (ст.124, 125), который в части их осуществления отсылает к правилам перевозок грузов автотранспортом.

До принятия в Российской Федерации названных в п.3 закона о транспортно-экспедиционной деятельности и других актов РФ об экспедиции сохраняют свое значение ранее изданные акты законодательства об отдельных видах транспортной экспедиции. Основные из них следующие: правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР (разд.27 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, изданных в соответствии с УАТ); Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении от 22 января 1991 г. (Сборник правил и тарифов железнодорожного транспорта СССР, 1991, N 384).

Положения названных и других ведомственных нормативных актов о транспортной экспедиции могут быть изменены и дополнены в заключаемых договорах экспедиции.

 В ст.801 нет содержавшихся в п.2 ст.105 Основ ГЗ правил о том, что к договору транспортной экспедиции применяются положения о договоре поручения, если экспедитор действует от имени клиента, и положения о договоре комиссии, если экспедитор действует от своего имени.

Однако в абз.2 п.1 ст.801 говорится о заключении экспедитором договоров перевозки грузов от имени клиента или от своего имени. Это дает основание для субсидиарного применения к транспортной экспедиции, в зависимости от указаний заключенного договора, соответствующих норм о договоре поручения (гл.49 ГК), комиссии (гл.51 ГК) и новом договоре нашего гражданского права - агентирования (гл.52 ГК).

 


Предмет договора транспортной экспедиции, его существенные условия.

             

Если ранее в качестве предмета всякого договора транспортной экспедиции было указано заключение экспедитором договора или договоров перевозки, то теперь речь идет об организации или выполнении услуг, связанных с перевозкой. 

                В предмет договора экспедиции не входит перевозка или доставка груза экспедитором. Иное привело бы к невозможности разграничить договоры перевозки и транспортной экспедиции. Если экспедитор по договору принимает на себя также и обязанность перевезти груз, то договор будет смешанным (п. 3 ст. 421 ГК). В советском праве такие соглашения назывались договорами транспортно-экспедиционного обслуживания и регулировались нормами как о договоре экспедиции, так и о перевозке. 

              Договор транспортной экспедиции относится к консенсуальным, возмездным, имеющим целевой характер, и, как правило, к посредническим договорам.  Размер встречного предоставления клиента экспедитору, т. е. цена услуг экспедитора, не относится к существенным условиям договора. Поэтому сторонам для того, чтобы договор вступил в силу, не обязательно согласовывать его цену. Если цена услуг экспедитора не определена в договоре, то экспедитор вправе требовать оплаты по так называемой обычной цене (п. 3 ст. 424 ГК). 
              Целевой характер договора проявляется в том, что услуги экспедитора всегда должны быть связаны с перевозкой грузов. По этому признаку проводится разграничение между договором транспортной экспедиции и некоторыми другими видами договоров, направленных на выполнение работ и оказание услуг, напр. между договором транспортной экспедиции и договором подряда на разработку туристического маршрута. Посреднический характер договор имеет в тех случаях, когда экспедитор так или иначе действует от имени грузоотправителя (грузополучателя) в отношениях с перевозчиком или занимает его место в договоре перевозки груза. Юридическое значение посреднического элемента в договоре экспедиции в том, что к договору могут субсидиарно применяться положения глав ГК о поручении, комиссии и агентировании. 
              Выше приведены примерные перечни основных и дополнительных услуг экспедитора. Юридическое значение данного деления заключается, в частности, в том, что если стороны согласовали только оказание дополнительных услуг, то договор будет регулироваться не нормами гл. 41 ГК, а в зависимости от конкретных обстоятельств правилами гл. 37, 39, 47, 49, 50, 51 ГК. Такое решение не только вытекает из формально-логического толкования нормы, но и обусловлено необходимостью разграничения сфер применения тех или иных глав ГК. Если, напр., договор заключен только на хранение груза, то применение к отношениям сторон норм гл. 41 ГК вместо правил гл. 47 ГК существенно снизило бы правовую защищенность поклажедателя. 
              Должны ли нормы гл. 41 ГК применяться при оказании услуг почтовой связи организациями и операторами почтовой связи? Такие услуги связаны с осуществлением различных почтовых отправлений, в том числе их приемом, обработкой, хранением, перевозкой, доставкой. Анализ законодательства, в частности ст. 17, 32, 34 ФЗ "О почтовой связи" от 17 июля 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 3697), дает основания для вывода о том, что организация почтовой связи действует в договоре оказания услуг почтовой связи (в тех случаях, когда этот договор вообще предполагает перевозку) не в качестве экспедитора, а, скорее, в качестве перевозчика или, точнее, оператора перевозки, так что гл. 41 ГК к договору оказания услуг почтовой связи применяться не должна. 
              Пункт 2 коммент. ст. распространяется только на договоры перевозки, в рамках которых перевозчик, помимо транспортных, оказывает и экспедиционные услуги грузоотправителю и грузополучателю. Если же транспортная организация по договору оказывает исключительно экспедиционные услуги, применяются общие положения ГК о транспортной экспедиции. 
              В том случае, когда по договору перевозки перевозчик кроме транспортных оказывает и экспедиционные услуги, но только такие, которые в настоящей статье относятся к дополнительным, нормы гл. 41 ГК применяться не должны. Речь может идти только о применении к договору гл. 39, 47 ГК и других глав о выполнении работ и оказании услуг. Необходимо различать внешне сходные обязательства, которые может принимать на себя лицо, действуя в качестве перевозчика и в качестве экспедитора. 
              Так, обязательство перевозчика заключить договор перевозки по своему характеру отличается от обязательства экспедитора заключить договор перевозки. Перевозчик, принимая такое обязательство, действует в собственных интересах, а экспедитор действует в интересах клиента. Поэтому обязанность перевозчика заключить договор перевозки груза должна регулироваться нормами законодательства об организации перевозок и о предварительном договоре, а не нормами о транспортной экспедиции. 
              До сих пор в рассматриваемой области продолжают действовать некоторые акты советского законодательства, которые содержат нормы о транспортной экспедиции. В качестве примера можно указать на гл. 27 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Указанные и некоторые другие акты законодательства, содержащие гражданско-правовые нормы по вопросам транспортной экспедиции, принятые ранее части второй ГК, применяются в части, не противоречащей гл. 41 ГК. 
              Нормы о транспортной экспедиции встречаются также в транспортных уставах и кодексах, принятых позднее ГК. Вопрос о соотношении правил гл. 41 ГК и норм транспортных уставов и кодексов о транспортной экспедиции должен решаться в соответствии со ст. 3 ГК, т. е. на основе приоритета ГК над иными актами, содержащими гражданско-правовые нормы. Такой вывод обусловлен отсутствием в гл. 41 ГК положений, исключающих применение общего правила об иерархии источников гражданского права, установленного в ст. 3 ГК.


Стороны договора транспортной экспедиции. Функции сторон.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности определяется Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», вступившим в силу с 3 июля 2003 года. 

              В данном Федеральном законе под транспортно-экспедиционной деятельностью понимается оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта (в т.ч. и автомобильным) и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

              По сути, этим Законом восполняется пробел в главе 40 «Перевозка» Гражданского кодекса РФ и вводится новый вид договора — договор о транспортной экспедиции, а также регламентируются его отдельные институты, такие, как:

права экспедитора и клиента;  

обязанности экспедитора;  

обязанности клиента;  

ответственность экспедитора и клиента;

досудебный порядок, условия и сроки предъявления экспедитору претензий.

              Рассмотрим основные положения Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». Так, в силу статьи 3 Закона экспедитор и клиент наделены следующими правами: 

Экспедитор имеет право

Клиент имеет право

отступать от указании клиента, если только это необходимо в интересах клиента и по независящим от него обстоятельствам экспедитор не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос

выбирать маршрут следования груза и вид транспорта

выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное

 

удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции

требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза

не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей

давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции

проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения своих обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции

 

 

              Что касается обязанностей сторон договора транспортной экспедиции, то они приведены в статьях 4 и 5 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» и представлены в следующей таблице: 

Экспедитор обязан

Клиент обязан

оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции

своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля

уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором, в случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен в течение суток

уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, а также возместить расходы, понесенные им в интересах клиента

семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей

 

выдать клиенту при приеме груза экспедиторский документ, а также представить ему оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности

 

заключать договор страхования груза только от имени клиента, если иное прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции

 

Информация о работе Договор о транспортно-экпедиционной деятельности. Предмет, стороны, права и обязанности с учетом ФЗ «О транспортно-экспедиционной-деятель