Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:24, реферат
Процесс транспортировки грузов не так прост, как кажется на первый взгляд, он включает в себя множество разнообразных функций. Ведь нужно не только перевезти товар, но и запаковать, загрузить и выгрузить его, а так же состыковать транспортные средства по времени. Для всего этого требуется большой и опытный коллектив работников (логистики, грузчики, шоферы и др.).
Введение…………………………………………………………………….3 Понятие договора транспортной экспедиции…………………………….4 Предмет договора транспортной экспедиции, его существенные условия………………………………………………………………………6 Стороны договора транспортной экспедиции. Функции сторон………..9 Ответственность по договору транспортной экспедиции………………12 Договор транспортной экспедиции и договоры комиссии, поручения и агентирования……………………………………………………………..16 Прекращение договора транспортной экспедиции……………………..21 Заключение………………………………………………………………..26 Список литературы……………………………………………………….28
Также законом устанавливаются основания и размер ответственности сторон договора транспортной экспедиции. Так, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса РФ и названным Законом (ст. 6).
Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату (груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции (п. 7. ст. 7 Федерального закона)), недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей части;
за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
В договоре может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в установленных размерах, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора (ст. 7 Федерального закона).
В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным.
Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», ничтожно (ст. 11 Закона).
В случае если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
Если же утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления (ст. 8 Федерального закона).
Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 9 Закона).
Если же экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (п. 2 ст. 6 Федерального закона).
Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению установленной информации. В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% суммы этих расходов. Также клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0.1% вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов (ст. 10 Федерального закона).
В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат (ст. 6 Закона). Особый порядок и размер ответственности предусмотрен при перевозках грузов в международном сообщении и при оказании транспортных услуг физическому лицу, использующему эти услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.
Статьей 12 Федерального закона устанавливается обязательный досудебный порядок предъявления экспедитору претензий, вытекающих из договора транспортной экспедиции. По общему правилу право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.
Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.
Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
Указанный срок исчисляется в отношении:
возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;
возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;
нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда правомочное лицо узнало или должно было узнать о таких нарушениях.
Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения.
При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной (ст. 12 Федерального закона). Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет 1 год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13 Закона).
Не регулированные Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ, условия договора определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
Непосредственно же Правила транспортно-экспедиционной деятельности должны утверждаться Правительством РФ. В частности, именно ими определяются:
- перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции)
- требования к качеству экспедиционных услуг; порядок оказания экспедиционных услуг
- порядок оказания экспедиционных услуг
В статье 801 ГК РФ законодатель в качестве одной из обязанностей, которая может быть предусмотрена договором транспортной экспедиции, указывает обязанность по заключению экспедитором от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза. В соответствии с договором транспортной экспедиции экспедитор также может быть обязан получать требующиеся для экспорта или импорта документы, выполнять таможенные или иные формальности, уплачивать пошлины, сборы и другие расходы, возлагаемые на клиента. Указанные действия являются юридическими.
В отличие от Гражданского кодекса, в котором совершение юридических действий прямо не предусмотрено в легальном определении договора транспортной экспедиции, Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» определяет транспортно-экспедиционную деятельность как деятельность по оказанию услуг по организации перевозок любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (ст.1). Конституирующим признаком транспортно-экспедиционной деятельности, в частности, признается совершение юридических действий, так как вполне логично, что под термином «оформление документов» имеется в виду не просто заполнение каких-либо бланков, но заключение экспедитором договоров, которые экспедитор может осуществлять от своего имени или от имени клиента, совершение иных юридических действий.
В советской юридической литературе одни считали, что договор транспортной экспедиции - разновидность договора комиссии, другие полагали, что указанный договор - это разновидность договора поручения, третьи рассматривали договор транспортной экспедиции как разновидность договора экспедиции, четвертые признавали рассматриваемый договор самостоятельным видом.
В настоящее время в юридической литературе существует позиция, рассматривающая договор транспортной экспедиции в качестве представительского договора, одной из его разновидностей. Так, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов отмечают, что по своему содержанию договор транспортной экспедиции «сходен с рядом других договоров о представительстве (поручение, комиссия, агентирование) и с договором возмездного оказания услуг. Однако предметом последних является совершение любых сделок и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности. В отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг, непосредственно связанных с перевозкой груза. Поэтому экспедиция не может рассматриваться как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат... Экспедицию следует рассматривать как особую разновидность сделки о представительстве».
Г.П. Савичев, давая определение экспедиционным обязательствам, в частности отмечает, что экспедитор совершает в пользу клиента «определенные юридические и (или) фактические действия (услуги) представительского или посреднического характера, связанные с перевозкой груза».
С.М. Попова, признавая самостоятельность договора транспортной экспедиции, указывает, что договор транспортной экспедиции имеет ряд черт, сближающих его с договорами комиссии, поручения и агентского договора.
Б.Д. Завидов считает, что к договору транспортной экспедиции могут субсидиарно применяться положения глав ГК о поручении, комиссии и агентировании. Указанная точка зрения фактически подтверждает мнение о том, что договор транспортной экспедиции может быть разновидностью договора поручения, комиссии и агентирования.
Ю.В. Романец полагает, что транспортная экспедиция представляет собой «перевозочный вид каждого из договорных типов, который ею конкретизируется» и если, например, на экспедитора возложена обязанность по оказанию от своего имени юридических услуг, связанных с перевозкой, к таким правоотношениям должны применяться нормы института комиссии. Критикуя точку зрения Ю.В. Романца, В.В. Витрянский справедливо отмечает, что. «с точки зрения системы гражданско-правовых договоров все договоры, относящиеся, к категории договоров о возмездном оказании услуг, в том числе договоры транспортной экспедиции, поручения, комиссии, перевозки и др., находятся в одном ряду, являются однопорядковыми. Родовым же понятием по отношению к названным договорам является договор о возмездном оказании услуг.
Поэтому методологически недопустимо определять соотношение указанных договоров (например, договора транспортной экспедиции и договора комиссии) как вид к роду».
Несомненно, договор транспортной экспедиции, предусматривающий заключение экспедитором при отправлении груза договора перевозки от своего имени или от имени клиента, имеет похожие черты с договорами поручения и комиссии. Но также можно найти общие черты между договором транспортной экспедиции, предусматривающим осуществление экспедитором автоперевозки от грузоотправителя до перевозчика или от перевозчика до грузополучателя, с договором перевозки, или найти общие черты между договором транспортной экспедиции, предусматривающим осуществление экспедитором упаковки груза, с договором подряда. Однако, ни одно из вышеперечисленных действий экспедитора полностью не охватывает собой предмет договора транспортной экспедиции, а является лишь его составной частью. Предмет договора транспортной экспедиции состоит не просто в заключении договора перевозки или в осуществлении работ по приведению груза в транспортабельное состояние, или в осуществлении перевозки груза от грузоотправителя до перевозчика (от перевозчика до грузополучателя); предмет договора транспортной экспедиции состоит в выполнении или организации выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, и при этом экспедитор организует доставку груза от грузоотправителя до грузополучателя либо организует выполнение определенного этапа или части этапа транспортного процесса.
Думается, что рассмотрение договора транспортной экспедиции в качестве разновидности договора поручения, либо договора комиссии, либо в качестве особой разновидности сделки о представительстве обусловлено узкой трактовкой предмета договора транспортной экспедиции, под которым (предметом) понимаются услуги экспедитора по отправлению или получению груза, направленные на достижение основного результата - заключение договора перевозки или получение груза по договору перевозки. В такой ситуации заключение экспедитором договора перевозки (или получение груза от перевозчика) рассматривается в качестве главного и единственного действия, на осуществление которого направлен договор экспедиции. Остальные действия, осуществляемые экспедитором по договору, рассматриваются дополнительными, не имеющими такого значения как заключение экспедитором договора перевозки от своего имени или от имени клиента.