●
происхождению — продукты сельского хозяйства
и промышленности;
● физико-химическим
свойствам — скоропортящиеся и устойчиво
сохраняющиеся;
●
технике перевозки — сухие и наливные;
●
форме предъявления к перевозке
— тарно-штучные, навалочные, наливные
и так далее.
Транспортная классификация охватывает
всю номенклатуру предъявляемых к перевозке
грузов. Она учитывает различные требования
организации транспортного и перегрузочного
процессов. Признаки общности, по которым
можно объединить различные группы грузов,
очень разнообразны, поэтому существует
несколько видов классификации грузов.
Транспортная классификация может быть
представлена в виде схемы:
Категории
грузов
Рис.
2 Общая схема технологической
классификации грузов.19
Для разработки комплексной системы
нормирования технологии перевозки все
грузы разбиты на пять видов: навалочные,
генеральные, режимные, опасные и наливные.
Комплексная система нормирования технологии
перевозки грузов может быть представлена
в таком виде:
Рис.3
Комплексная система нормирования технологии
перевозки грузов20
Не зная свойств груза, нельзя решить вопрос
о пригодности данного судна для определенного
рейса, о том, как правильно использовать
технические средства судна, предназначенные
для обеспечения сохранности груза. Наконец,
изучение свойств грузов имеет важное
значение и для правильного решения коммерческо-правовых
отношений с клиентурой; в частности, только
зная признаки, свидетельствующие о недостаточной
транспортабельности груза или хотя бы
вызывающие сомнения в его транспортабельности,
можно внести соответствующую оговорку
в коносамент и тем самым оградить интересы
перевозчика.
В последние годы проблема сохранной перевозки
грузов занимает все большее место, как
в практической эксплуатационной деятельности
флота, так и в научных исследованиях.
В связи с увеличением объема
перевозок, появлением новых видов
грузов на морском транспорте
назрела острая необходимость,
в проведении серьезных исследований
способов перевозки, значительного
количества разнообразных грузов.
Также следует отметить, что наряду с изучением
свойств грузов и правил их перевозки
важно знать технические средства судна,
которые предназначены для обеспечения
сохранности грузов при их перевозке,
чтобы эффективно их использовать.
3.3. Опыт
работы ОАО "Мурманское
морское пароходство"
ОАО "Мурманское морское пароходство"
- единственная в России и за
рубежом компания, имеющая одновременно
сухогрузный, танкерный, пассажирский,
ледокольный атомный и дизельный
флот. По предварительным данным, в 2001
году пароходство на 30% увеличило объемы
грузоперевозок по сравнению с предыдущим
годом, в том числе нефти было перевезено
в 2,5 раза больше.
Многопрофильность флота, которым
владеет пароходство, позволяет оперативно
реагировать на изменения ситуации на
фрахтовом рынке, гибко маневрировать
в поисках грузовой базы. К тому же у компании
высокий международный престиж, подкрепленный
более чем 60-летним опытом работы в Арктике
и на международных морских линиях. Пароходство
с полным правом можно назвать академией
ледового мореплавания, выпускникам которой
под силу выполнение любых задач в морском
бизнесе. Специфика работы в экстремальных
условиях арктических морей позволяет
тому, кто прошел эту школу, в любых других
ситуациях быстро найти единственно верное
решение, базирующееся на высочайшем профессионализме.
Подтверждением этому могут быть результаты
2001 года: по сравнению с предыдущим годом
компании удалось получить прибыли в два
с половиной раза больше.
ОАО «Мурманское морское пароходство»
имеет тесное сотрудничество
с компанией ОАО "Апатит",
ОАО ГМК “Норильский никель”.
Подписанный нашими компаниями
долгосрочный контракт - хороший
пример экономически выгодного
сотрудничества. Кроме того, пароходство
помогло наладить работу Кандалакшскому
морскому торговому порту и организовать
новый мощный грузопоток кузбасского
угля на экспорт. С учетом того, что порт
и Кандалакшский залив замерзающие, стабильную
круглогодичную работу здесь обеспечивают
ледоколы пароходства.
Сотрудничество с новыми и
старыми партнерами, поиск перспективных
направлений грузоперевозок, заключение
выгодных для компании контрактов
и другие направления деятельности
весьма ощутимо сказались на
итогах работы. Объем грузоперевозок
компании, впервые за последнее десятилетие,
составил около шести миллионов тонн сухих
грузов в год.
Суда пароходства осуществляют
транзитное плавание по Северному
морскому пути (Севморпути). Но еще
нее все получается, как хотелось
бы. Процесс идет настолько тяжело, что
быстро увеличить грузопоток чрезвычайно
сложно. На наш взгляд, основными причинами
тому являются уже сложившиеся налаженные
грузопотоки через юг, и отсутствие судов
крупного тоннажа, которые бы позволили
сделать круглогодичные рейсы транзитного
плавания окупаемыми и более привлекательными
для клиентов. Мурманское пароходство
готово организовать строительство таких
судов, но пока отсутствует реальная государственная
поддержка арктического судостроения.
Многие питают иллюзии в отношении
стремительного увеличения грузопотоков
в транзитном плавании через Севпорпуть.
Компания планирует в перспективе довести
объемы грузопотоков
до 1 млн. тонн. В прошлом году был организован
специальный рейс теплохода "Капитан
Назарьев". Он доставил груз в Ирландию
из Китая, сократив время в пути на 10 суток,
а расстояние - на три тысячи миль. Каждый
такой рейс, помимо своей коммерческой
значимости, дает неоценимый материал
для проведения дальнейших исследований
в области навигационных, технических
и экономических аспектов устойчивого
мореплавания по Севморпути, ведь не стоит
забывать, что Мурманское пароходство
- единственный грузоперевозчик, который
ходит транзитом по этой арктической трассе.
В течение последних лет пятнадцати
велись разговоры о перспективах вывоза
нефти Тимано-Печоры на экспорт, но это
только разговоры. Реальные шаги в этом
направлении были предприняты Мурманским
пароходством. За один год ОАО "Мурманское
морское пароходство" с ОАО "Архангельскгеолдобыча"
и ОАО "ЛУКойл-Арктик-Танкер" в тяжелых
условиях Арктики создали уникальную
транспортно-технологическую систему
круглогодичного вывоза нефти с Варандея
в Роттердам. Для этого были завезены тысячи
тонн металлоконструкций, труб; проложены
по дну моря подводные трубопроводы; смонтирован
береговой резервуарный парк с мощной
насосной станцией и многое др. Было найдено
совершенно необычное решение по модернизации
ледокола "Капитан Николаев", который
простоял более пяти лет у причала в порту
Мурманск, принося одни убытки, и все больше
и больше раздавалось голосов с предложениями
отправить его на металлолом. Ледокол
был переоборудован, на его базе создан
уникальный научно-производственный комплекс,
который обеспечивает не только перегрузку
нефти, но и мероприятия по предотвращению
ее разлива. На ледоколе имеются подразделения
и лаборатории, в том числе анализа нефти,
а также для проведения подводно-технических
работ и экологического мониторинга природы
Арктики. Созданы условия для работы пограничников
и таможенников.
Арктика есть Арктика, и специалистам
часто приходится сталкиваться с неизученными
природными, в том числе ледовыми процессами,
создающими дополнительные трудности,
и лишь благодаря огромному опыту наших
работников весь комплекс Варандей работает
круглый год. В будущем компания планирует
удешевить транспортировку арктической
нефти на экспорт, для чего, в перспективе,
готова приобрести
несколько танкеров дедвейтом 150 тысяч
тонн и более. Также руководство пароходства
предполагает в ближайшее время начать
строительство судов - газовозов для транспортировки
сжиженного газа, и вывоз пропан бутана
в танконтейнерах с Ямала и Таймыра.
В настоящее время стоимость
транспортировки нефти до Роттердама
через Варандей в 2 раза дешевле,
чем через балтийскую трубопроводную
систему (БТС). В случае если объемы грузопотоков
увеличиваются до 5 миллионов тонн, у компании
появляется резерв, который, позволит
сократить стоимость перевозок в 3 раза.
Поэтому компания не боится конкуренции
с БТС. Грузовладельцы смогут по достоинству
оценить выгоду арктической транспортной
системы.
Кроме того в сложной экономической
обстановке компания сохранила
лидирующие позиции на контейнерной
линии "Полар Лайн", между
портами Финляндии и Германии.
Пароходством заключен долговременный
контракт с норвежской компанией "Норск-Гидро".
Также суда Мурманского морского пароходства,
занимаются перевозками каолина из США
в Европу, бокситов из Греции в Россию
и т. д. Одно из главных направлений деятельности
Мурманского пароходства - развитие сотрудничества
с компанией "Арктикуголь", связанное
с вывозом угля со Шпицбергена в европейские
порты.
Нельзя не отметить работу
судов атомного флота. Атомный
флот - это не только ледоколы,
но и огромная инфраструктура,
оснащенная самым современным
оборудованием, со своим высокопрофессиональным
персоналом. В состав его входит группа
судов атомного технологического обеспечения,
состоящая из специализированных плавучих
технических баз, спецтанкера для перевозки
жидких радиоактивных отходов и т. д. Флот
и береговые подразделения составляют
единую транспортно-технологическую систему,
созданную для надежной организации перевозок
грузов на трассах Северного морского
пути.
Сегодня Мурманское морское пароходство
активно занимается решением
проблемы утилизации отработанного
ядерного топлива с атомных подводных
лодок. Технология извлечения ядерного
топлива из реакторов АПЛ аналогична операциям
по перегрузке ядерного топлива, которые
выполняются на гражданских атомоходах
компании. Это позволило компании уже
не один год активно сотрудничать с Военно-морским
флотом РФ в решении сложнейшей задачи
- выгрузки, хранения и отправки на переработку
отработанного топлива с реакторов атомных
подводных лодок. В этом году около 60% эшелонов
с отработанным ядерным топливом всей
России будет отправляться для переработки
на комбинат "Маяк" с использованием
инфраструктуры Мурманского пароходства.
В составе ОАО "Мурманское
морское пароходство" работает
единственный в мире, уникальный
по своим техническим характеристикам,
атомный лихтеровоз "Севморпуть".
Имея водоизмещение 61 тысячу тонн, он берет
на борт 74 лихтера или 1336 20-футовых контейнеров
с грузом, и при этом способен самостоятельно
двигаться во льдах толщиной до одного
метра. Он прекрасно зарекомендовал себя
в Арктике и заменяет сразу три транспортных
судна ледового класса, а экономика грузоперевозок
показывает, что альтернативы ему нет.
Подведя итог всему сказанному,
в приложении №5 приведена
характеристика деятельности ОАО
«Мурманское морское пароходство»
за 2000 год, которая отображает деятельность
компании по транспортировке грузов.
Заключение
Современное развитие морских
отраслей мировой экономики, в
частности, морского транспорта,
обусловило проведение многими
государствами активной и целенаправленной
морской политики, как части их общей внешней
и внешнеэкономической политики.
Задачи осуществляемой государствами
морской политики потребовали
выработки соответствующих юридических
норм. В свое время это вызвало
к жизни конвенции по морскому праву.
Наличие серьезных противоречий
между политическими тенденциями
различных государств и их
групп обусловливает противоречивость
тенденций в развитии современного
международного морского права.
Осуществляемая в Мировом океане деятельность
чаще всего связана с производственными
процессами и имеет целью достижение определенных
материальных результатов. При осуществлении
такого рода деятельности между её участниками,
а также между ними и другими лицами возникают
отношения имущественного характера,
регулируемые в основном гражданско-правовыми
нормами. В этих имущественных отношениях
часто участвуют граждане и организации
разных государств. В таких случаях регулировать
возникающие между ними отношения юридическими
нормами одного какого-либо государства
оказывается затруднительными, а иногда
и невозможными, особенно, если в основе
этих отношений лежат факты или события,
имевшие место в открытом море. При попытках
же применять законодательство отдельных
государств вызывает коллизию законов.
Поэтому, в рамках международного
морского права регулирование
имущественных отношений осуществляется
с помощью унифицированных гражданско-правовых
норм или с помощью коллизионных норм,
отсылающих к подлежащему применению
национального законодательства. Унифицированные
гражданско-правовые и коллизионные нормы
содержатся в соответствующих международных
договорах, заключаемых с целью достижения
единообразного решения спорных вопросов
и избежания коллизий законов. Совокупность
гражданско-правовых, коллизионных, а
в ряде случаев и гражданско-процессуальных
норм, регулирующих отношения, связанные
с морской деятельностью, составляет международное
частное морское право.