Внедрение кредитно-модульного обучения и введение модульно - рейтинговой системы оценки знаний студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:09, реферат

Описание работы

За все время независимости Украина все еще, к сожалению, не смогла преодолеть социально-экономический кризис, который ярко проявляется и в системе высшего образования. Реформы университетского образования начаты давно, но они столь поверхностны и не скоординированы, что отнюдь не решают насущных проблем, таких как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической базы высшей школы, существование учебных заведений разных форм собственности, неадекватные пенсионное обеспечение и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских кадров.

Содержание

Введение
1.Историческая справка
2.Цели и задачи Болонского процесса
3.Украина в Болонском процессе
4.Модульное обучение
5.Внедрение кредитно-модульного обучения и введение модульно - рейтинговой системы оценки знаний студентов 6.Заключение 7.Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по ВП.docx

— 43.83 Кб (Скачать)

4. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

     Модульное обучение - одна из молодых альтернативных технологий и в последнее время получает широкомасштабное использование. Свое название модульное обучение получило от термина "модуль", одно из значений которого - "функциональный узел". Под модульной технологией обучения следует понимать реализацию процесса обучения путем разделения его на системы "функциональных узлов" - профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Средством же модульного обучения при этом служат учебные модули. Модуль может представлять и собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также темпу обучения.  Модульное обучение - технология, которая позволяет перейти на субъектную основу обучения и обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Модульное обучение предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений [7].     Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержание обучения, и организацию работы учащихся с полными логически завершенными учебными блоками. Модуль – это учебный блок. Модуль часто совпадает с темой учебного предмета, однако, в отличии от темы в модуле все измеряется и все оценивается (задания, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни учащегося) В модуле четко определены цели обучения, задачи, и уровни изучения материала, а также названы навыки и умения, которыми должен овладеть учащийся. В модульном обучении все заранее запрограммировано, не только последовательность обучения, но и контроль качества. Это четко выстроенная технология обучения, которая базируется на научно обоснованных данных и не допускающая никаких экспромтов. Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков, умений по каждому модулю. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи. Форма контроля – как правило, используется тест. Модульное обучение очень близко программированному обучению, часто используется в дистанционном обучении. Учебный курс, как правило, включает в себя не менее 3 модулей. Отдельными модулями могут выступать теоретический блок, практические работы и итоговые проекты. При разработке модуля учитывается, что каждый модуль должен дать самостоятельную порцию знаний. Модуль оценивается по бальной системе, которая дается к каждому модулю отдельно. Устанавливается определенный минимум баллов, который ученик должен набрать по окончанию каждого модуля. При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка заданий: каждое задание оценивается в баллах, устанавливается рейтинг этого задания и сроки выполнения этого задания. Основной принцип рейтингового контроля – это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы учащихся. После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка. Учащиеся могут повысить модульные оценки только в процессе обучения, а не на экзамене [5]. 
 
 
 

5. ВНЕДРЕНИЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВВЕДЕНИЕ МОДУЛЬНО - РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 

     В мае 2005 года Украина  присоединились к Болонскому процессу.  Болонский процесс - это процесс структурного реформирования национальных систем высшего образования стран Европы, изменение образовательных программ и необходимых преобразований в вузах Европы. Создание единого европейского научного и образовательного пространства (Болонского содружества) должно быть завершено до 2010 года. 
          Основная цель создания Болонского содружества - это стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, научных работников, менеджеров образования в границах этого пространства, а также обеспечение трудоустройства выпускников университетов на европейском рынке труда и повышение конкурентоспособности европейской высшей школы. 
В процессе реформирования образования в странах Болонского содружества, предлагается ввести два цикла обучения: 1-й - получение первой академической степени, т.е. степени бакалавра и 2-й - степени магистра. При этом продолжительность обучения бакалавра  должно быть не меньшее 3-х и не большее 4-х лет. Срок обучения  второго цикла может составлять- 1-2 года  после получения 1-ой степени. Предусматривается получение  докторской степени при условии общей продолжительности обучения 7-8 лет [8].             Кроме того, предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS.  
Предполагается организация аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться  не на продолжительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые получили выпускники.  
         В связи с этим  основным направлением развития традиционного высшего образования в Украине является его модернизация в соответствии с положениями Болонской декларации, одним из принципов которой - внедрение кредитно-модульного обучения как новейшей модели организации учебного процесса и введение модульно - рейтинговой системы оценки знаний  студентов [6]. 
          Кредитно-модульная система организации учебного процесса - это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных кредитов или зачетных образовательных единиц. При кредитно - модульной системе организации учебного процесса содержание дисциплины распределяется на содержательные модули  (по 2-4 модуля на семестр), то есть учебная дисциплина формируется как система содержательных модулей. Модуль - это задокументированная законченная часть образовательно-профессиональной программы (учебной дисциплины, практики, государственной аттестации), которая реализуется соответствующими формами учебного процесса. Таким образом, содержательный модуль должен включать время на проведение лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, самостоятельной и индивидуальной работы (например, курсовой работы),  консультаций, практик и контроля знаний по модулю (текущего и итогового тестирования) [6]. 
         Зачетный кредит - это единица измерения учебной нагрузки необходимая для усвоения содержательных модулей или блока содержательных модулей. 
В процессе педагогического эксперимента, который проводили ведущие  высшие учебные заведениям, в Украине  был установлен объем кредита ECTS  - 36 академических часов и  была установлена годовая учебная нагрузка студента - 60 кредитов ECTS. Количество кредитов ECTS на учебную дисциплину определяется делением общего объема часов, запланированных на изучение  дисциплины на цену кредита (с округлением до 0,5 кредита). Например, если  для изучения дисциплины выделяется 108 часов, то это соответствует трем кредитам. В этом случае дисциплина формируется из трех модулей.        Модульно-рейтинговая система оценки знаний предусматривает 100 бальную шкалу, то есть  100 баллов - это максимальное количество баллов, которые студент может получить за  академические успехи в процессе изучения содержательного модуля.  Оценка знаний студента за содержательный модуль учитывает оценки, полученные за все виды проведенных занятий, за текущее и итоговое тестирование (например, за выполнение практических, лабораторных занятий, и т.д.) с учетом весовых коэффициентов. Суммарное оценивание усвоения учебного материала дисциплины определяется без проведения семестрового экзамена как интегрированная оценка усвоения всех содержательных модулей с учетом весовых коэффициентов [6].         Студент, который набрал на протяжении семестра необходимое количество баллов, имеет возможность:

- не  сдавать экзамен или зачет  и получить набранное количество  баллов как итоговую оценку;

- сдавать  экзамен с целью повышения  своего рейтинга по дисциплине.

Студент, который набрал в течение семестра меньше необходимого количества баллов, обязан сдавать экзамен.     Академические успехи студента определяются при помощи системы оценивания знаний, которая используется в вузе, но с обязательным приведением оценок к национальной шкале и шкале ECTS. 
 

Оценки  студентов могут быть представлены в следующем виде:

По  шкале ECTS 
 
По национальной шкале 
 
По шкале  учебного заведения (в качестве примера) 
 
А отлично 90–100
ВС хорошо 75–89
DE удовлетворительно 60–74
FX неудовлетворительно с возможностью повторной пересдачи 35–59
F неудовлетворительно с обязательным повторным прохождением курса 1–34

Государственная аттестация студентов проводится в  соответствии с действующей нормативной  базой.  Элементы кредитно-модульного обучения должны вводиться постепенно, во всех вузах Украины начиная с 2005/2006 учебного года. 
Параллельно с внедрением кредитно-модульной системы должны быть  решены вопросы обновления содержания высшего образования, формирования перечня специальностей и квалификаций.  
Должны быть также решены  вопросы, связанные с объемом подготовки магистров. В настоящее время в Украине практически все выпускники являются специалистами или магистрами, в то время как в Европе стремятся к объемам  подготовки  магистров на уровне 10-20 процентов от численности бакалавров [4].          Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:

      - модульное обучение обеспечивает  обязательную проработку каждого  компонента дидактической системы  и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

      - модульное обучение предполагает  четкую структуризацию содержания  обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

      - модульное обучение предусматривает  вариативность обучения, адаптацию  учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

      Эти отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его  высокую технологичность, которая определяется:

       - структуризацией содержания обучения;

      - четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;

      - вариативностью структурных организационно-методических единиц.

      Несмотря  на различное понимание исследователями  целей модульного обучения, несомненно, одно - главная цель модульного обучения - создание гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения, "гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса" [8]. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Из  данной работы я поняла, что основные положения Болонского процесса - это:                                                                                                                                        1. Утверждение общепринятой и сравнимой системы ученых степеней.                                                                            2. Система подготовки, о кредитов по образцу Европейской системы трансферта оценок (ЕCTS) единая система оценив основанная на 2 образовательных уровнях: додипломный и последипломный. Создание системы образования, позволяющая обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения и образовательных квалификаций [4].    Содействие мобильности студентов, преподавателей, научных деятелей, менеджеров образования с целью:                                                                                                                                                                 1) обеспечения студентам доступа к учебным возможностям, а также соответствующим услугам;                                                                                                       2) обеспечения признания и зачисления времени, который преподаватель, исследователь или член администрации провел в другом европейском учебном заведении;                                                                                                                    3) развитие европейского сотрудничества по гарантии качества образования, создание сравнимых критериев и методологий; европейских стандартов в сфере высшего образования (разработка учебных планов, схем интегрирования учебных, исследовательских и воспитательных программ, сотрудничество между учебными заведениями).      Итак, обобщая анализ модульного обучения, мы можем определить его как основанное на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения (осознается программа обучения и собственная траектория учения), характеризующееся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям и являющееся высокотехнологичным.    Повышение роли студентов в управлении вузом, участие студентов в контроле качества обучения. Я думаю, что наиболее положительным аспектом Болонского процесса может стать образовательное сближение и объединение государств Европейского Союза и других стран, присоединившихся к нему в дальнейшем. Реальная интеграция Европы невозможна без определенного уровня интеграции образования и объединения возможностей научно-преподавательского персонала высших школ всех стран континента [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Газета «Здоровье  Украины» №110 

2. Закон Украины  о высшем образовании.

3. www.day.kiev.ua

4. www.osvita.org.ua

5. http://ukped.com/statti/teorija-navchannja/1188.html                                                                                   

6. http://tva.jino.ru/Edu_1.htm

7. http://science.kharkov.ua/teaching/modulnoye-obucheniye.html

8. Пехота Е.Н., Киктенко А.З., Любарская О.М. и проч. Образовательные технологии. Учебное пособие / Под ред. О.М. Пехоты. - К.: А.С.К., 2003. - 255с. 

Информация о работе Внедрение кредитно-модульного обучения и введение модульно - рейтинговой системы оценки знаний студентов