Содержание
Введение
1.Историческая
справка
2.Цели
и задачи Болонского процесса
3.Украина
в Болонском процессе
4.Модульное
обучение
5.Внедрение кредитно-модульного
обучения и введение модульно - рейтинговой
системы оценки знаний студентов
6.Заключение
7.Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
За
все время независимости Украина
все еще, к сожалению, не смогла преодолеть
социально-экономический кризис, который
ярко проявляется и в системе
высшего образования. Реформы университетского
образования начаты давно, но они
столь поверхностны и не скоординированы,
что отнюдь не решают насущных проблем,
таких как снижение качества образования,
разрыв информационных связей, резкая
девальвация статуса преподавательской
и научной деятельности, остаточный
принцип финансирования образования,
отсталость материально-технической
базы высшей школы, существование учебных
заведений разных форм собственности,
неадекватные пенсионное обеспечение
и социальная защита преподавателей
и студентов, потеря преподавательских
кадров. В итоге, высшее образование
в Украине становится неликвидным
и неконкурентоспособным, уступает
уровню образования развитых стран
и не признается европейским сообществом.
Такая неблагоприятная ситуация
требует продуманных и системных
реформ, чтобы дать возможность реализоваться
огромному интеллектуальному потенциалу,
который есть в нашем обществе.
Наиболее приемлемым способом реформирования
украинской высшей школы на сегодняшний
день представляется модернизация его
по европейскому образцу, большим подспорьем
в этом плане может стать Болонский
процесс, задача которого - приведение
высшего образования в европейских
странах к единым стандартам и
критериям [1].
1.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Объединение
высшей школы в европейских странах
назрело довольно давно, еще в
середине ХХ столетия, в связи с
тем, что оно стало неконкурентоспособным
по сравнению с американским. Попытки
совершенствования европейского образования
по единым стандартам начались с 1957 года,
когда было подписано Римское
соглашение, в котором ставились
принципиально новые задачи: приведение
национальных законодательств в сфере
образования к общеевропейским нормам,
расширение доступа к высшему образованию,
повышение академической мобильности
студентов и их востребованности на рынке
труда, создание долгосрочных систем обучения.
Со временем эти идеи были развиты в решениях
конференций министров образования европейских
стран (1971, 1976), в Маастрихтском договоре
(1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета
Европы внедрялись разнообразные программы
[1]. В 1997 году Совет Европы и ЮНЕСКО разработали
и приняли Лиссабонскую конвенцию о квалификациях,
относящихся к высшему образованию в странах
Европы. Эту конвенцию подписали 43 страны,
в том числе и Украина. Лиссабонское соглашение
не преследовало унификации высшего образования,
а признавало и уважало ценность разнообразных
образовательных систем, вместе с тем
подчеркивая, что создание условий, при
которых большинство людей, воспользовавшись
достижениями национальных систем образования
и науки, смогут быть востребованными
на европейском рынке труда. Гражданам
европейских стран должны быть доступны
общие ценности образования, науки и культуры
всех стран. Через год Франция, Италия,
Великобритания и Германия подписали
Сорбонскую декларацию, направленную
на создание открытого европейского пространства
высшего образования. Революционным положением
этого документа стало требование международного
признания бакалавра как специалиста
с высшим образованием с предоставлением
ему права продолжать учебу по программе
подготовки магистра. В 1999 году 29 стран
Европы в городе Болонья официально задекларировали
и начали процесс объединения четырех
тысяч европейских высших учебных заведений,
где учатся более 12 миллионов студентов,
в единое образовательное пространство.
Сегодня 40 стран принимают участие в так
называемом Болонском процессе, который
должен завершиться к 2010 году [2].
2.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Болонским
принято называть процесс создания
странами Европы единого образовательного
пространства. Его начало было положено
подписанием в 1999 году в городе Болоньи,
Италия, Болонской декларации, в
которой были сформулированы основные
цели, ведущие к достижению сопоставимости
и гармонизации национальных образовательных
систем высшего образования в
странах Европы. Провозвестником
Болонской декларации считаются
следующие документы: Великая Хартия
Университетов (1988) и Сорбонская декларация
(Париж, 1998). Предполагается, что основные
цели Болонского процесса должны быть
достигнуты к 2010 году. В Болонский
процесс входят более 50 стран Европы.
Основные
задачи Болонского процесса:
- Введение
общепонятных сравнимых квалификаций
в области высшего образования.
- Переход
на двухступенчатую структуру: бакалавриат
и магистратура.
- Введение
оценки трудоемкости курсов в терминах
зачетных единиц (кредитов) и отражение
кредитов в дипломе.
- Повышение
мобильности студентов, преподавателей
и административно-управленческого персонала
– каждый студент должен провести не менее
1 семестра в ВУЗе другой страны.
- Обеспечение
необходимого качества высшего образования,
взаимное признание квалификаций и соответствующих
документов в области высшего образования.
- Введение
аспирантуры в общую систему высшего образования
в качестве третьей ступени.
- Придание
«европейского» измерения высшему образованию.
Повышение конкурентно способности образования
в мире.
- Развитие
дополнительного образование – «образование
в течении всей жизни» [3].
Болонский
процесс включает в себя следующие
ключевые моменты:
1. Четкая
унификация студенческих документов,
подтверждающих уровень и качество
усвоенных знаний, для сопоставления
высшего образования в различных
странах. Такие меры должны
обеспечить занятость европейских
граждан с высшим образованием
и международную конкурентоспособность
европейского высшего образования.
2. Двухуровневая
система высшего образования.
Большой проблемой во многих
странах стал чрезмерно избыточный
перечень специальностей и специализаций,
причем как в Европе, так и
в Украине. Существуют также
значительные различия между
учеными степенями, получаемыми
в университетах и академиях.
Для обеспечения стандартизации
степеней и специализаций планируется
перейти на двухуровневую систему
образовательно-квалификационных уровней:
бакалавр и магистр. Бакалавр
- это специалист, который может
работать по специальности или
продолжить образование, перейдя
на вторую ступень - в магистратуру.
Степень магистра предполагает
наличие более глубоких фундаментальных
знаний студента и ориентирует
его на научную карьеру. Обучение на первом
цикле должно составлять 3-4, на втором
- 1-2 года. Последипломное образование
осуществляется в докторантуре, что дает
возможность получить ученую степень
доктора наук после 7-8-летнего обучения.
В странах-участницах Болонского процесса
должна быть одна докторская степень,
например доктор философии в соответствующих
сферах знаний - естественные науки,
социо-гуманитарные, экономические и пр.
3. Учреждение
кредитной системы по Европейской
кредитно-трансферной системе (ECTS).
Кредитами называются условные
единицы, в которых определяется
объем образования. За каждой
такой единицей стоит определенное
количество освоенных понятий,
связей между понятиями, наработанные
навыки, то есть общая трудоемкость
полученных знаний и умений, включая
самостоятельную работу студентов
и сдачу ими промежуточных
и итоговых экзаменов, другие
виды учебной работы. Для получения
европейского диплома бакалавра
требуется накопить 180-240 часов кредитов,
а степени магистра - дополнительно
60-120 часов. Именно систему кредитов
рассматривают как средство повышения
мобильности студентов при переходе
с одной учебной программы
на другую, включая программы
последипломного образования. ЕСТS
станет многоцелевым инструментом
признания и мобильности студента,
средством реформирования учебных
программ, а также средством передачи
кредитов высшим учебным заведениям
других стран. Аккумулирующая
кредитная система дает возможность
учесть все достижения студента,
не только учебную нагрузку, но
и участие его в научных
исследованиях, конференциях, предметных
олимпиадах и т. д. В отдельных
странах как условие начисления
кредитов выдвигают следующее
требование: учебная нагрузка должна
включать 50% и более самостоятельной
работы студента. Благодаря накопительной
системе кредитов студент сможет
поступить в университет одной
страны, а окончить его в другой;
сменить в процессе обучения
университет или избранную специальность;
закончить обучение на любом этапе, получив
степень бакалавра или магистра, продолжить
образование в удобный для себя период
жизни.
4. Усиление
мобильности студентов, преподавателей,
администрации вузов. Для осознания
и утверждения конкурентоспособности
своих знаний и умений каждый
студент должен иметь возможность
хотя бы короткое время обучаться
и стажироваться за рубежом,
а благодаря этому в основном
вузе он может сократить количество
часов, посвященных изучению иностранных
языков. Мобильности студентов способствует
целенаправленная подготовка к
сдаче языковых тестов типа TOEFL,
тестов для поступления в магистратуру
по экономике GRE, менеджменту GMAT
и прочих.
5. Создание
сравнимых критериев и общей
методологии для вузов всех
европейских стран. В настоящий
момент страны Европы интенсивно
занимаются созданием сети агентств
по контролю качества и аккредитации.
Предполагается учредить аккредитационные
агентства, независимые от национальных
правительств и международных
организаций. Оценка студентов
будет основываться не на длительности
или содержании обучения, а на
знаниях, умениях и навыках,
которые приобрели выпускники. Одновременно
с этим будут установлены стандарты
транснационального образования.
6. Приведение
высшего образования в различных
странах к единым стандартам.
Это касается разработки сходных
учебных планов, тренингов, исследований.
7. Внедрение
в жизнь концепции непрерывного
(пожизненного) обучения, которое позволяет
человеку получить в течение
жизни несколько дипломов и
ученых степеней, а университету
- значительно улучшить финансово-материальное
обеспечение за счет предоставления
информационно-материальной базы
для желающих продолжить обучение.
В основе этой концепции лежит
идея LLL (Life Long Learning) - образования, соразмеримого
со всей протяженностью жизни.
8. Партнерство
студенческих организаций и официальных
образовательных институтов.
9. Повышение
привлекательности (промоция) и конкурентоспособности
европейского высшего образования.
10. Трудоустройство
выпускников. Одним из важных
положений Болонского процесса
является ориентация высших учебных
заведений на конечный результат:
знания выпускников должны быть
применимы и использованы на
пользу как народа своей страны,
так и других стран Европы.
Академические степени и другие
квалификации должны быть востребованы
на европейским рынке труда,
профессиональное признание квалификаций
следует упростить и облегчить.
Для признания квалификаций, присвоенных
определенным вузом, планируется
повсеместно использовать приложения
к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО
[4].
3.
УКРАИНА В БОЛОНСКОМ
ПРОЦЕССЕ
Мониторингом,
финансово поддерживаемым Европейской
комиссией, не охвачены Беларусь, Молдова
и Украина. Россия включилась в Болонский
процесс совсем недавно. Для интенсивной
образовательной интеграции следует
кардинальным образом реформировать
высшую школу нашей страны, причем
следует учитывать, что в условиях
продолжающегося социально-экономического
кризиса опасно делать необдуманные
шаги. Болонский процесс - явление
неоднозначное, требующее взвешенного
подхода к решению как отдельных
вопросов, так и образовательной
интеграции в целом. Сегодня в
Украине делается все возможное
для внедрения принципов Болонского
процесса. Так, вопросы реформирования
высшего образования Украины отражены
в Указе Президента Украины от 14 сентября
2000 года «О Программе интеграции Украины
в Европейский Союз», в соответствующих
распоряжениях Кабинета Министров, в решениях
Министерства образования и науки Украины.
Национальная доктрина развития образования
прошла экспертизу Совета Европы. В Украину
приезжали эксперты, которые знакомились
с практикой внедрения задекларированных
отечественным законодательством норм
в наших университетах и колледжах. С 1993
по 2003 год высшие учебные заведения Украины
совместно с ведущими университетами
Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS, что
дало возможность ввести общие учебные
программы, новые принципы управления
вузами, подготовить и издать современные
учебники, наработать подходы к взаимному
признанию документов об образовании.
Избранные нами пути модернизации высшего
образования созвучны общеевропейским
подходам, хотя нельзя отрицать, что предстоит
еще очень много работы [2]. В прошлом году
Украина завершила подготовительный этап
и начинает активно внедрять в университетскую
систему образования принципы Болонской
декларации. 2005 год определен как важный
этап мониторинга: необходимо завершить
подготовку окончательной модернизации
высшей школы, скоординировать деятельность
различных вузов в этом направлении. В
частности, медицинские вузы Украины с
1 сентября 2005 года планируют утвердить
принципиально новый учебный план, максимально
приближенный к принципам Болонского
процесса. Сегодня в Украине законодательно
утверждена система стандартов по каждому
образовательно-квалификационному уровню
и профилю подготовки. Стандарты, разработанные
для 80% направлений (квалификаций), содержат
все требования к компетентности, квалификационной
характеристике и системе определения
качества знаний. В 2001 году Министерством
образования разработано приложение к
диплому европейского образца, которое
планировалось выдавать по желанию студента.
Но поскольку в рамках Болонского процесса
задекларирована выдача такого приложения
бесплатно всем студентам, которые окончат
университет после 2005 года, то сейчас необходимо
решить главную проблему - финансовое
обеспечение расходов для этой цели. Системы
непрерывного высшего образования в Украине
не существует. Как и в большинстве постсоветских
государств, наука (особенно фундаментальная)
традиционно остается прерогативой национальных
Академий наук, дистанцирована от учебного
процесса в вузах. То же самое можно сказать
и о подготовке специалистов высшей квалификации
- кандидатов и докторов наук. В мире, как
известно, наиболее эффективной признана
непрерывная система, которая предполагает
подготовку докторов наук в вузах, а не
через Высшую аттестационную комиссию
(ВАК). Перехода к такой системе требует
и Болонский процесс, в котором предусмотрено
обеспечение неразрывной связи двух этапов
- бакалаврата (3 года обучения) и магистратуры
(2 года обучения). При этом первый этап
должен полностью предоставлять доступ
ко второму этапу, который, в свою очередь,
дает право продолжить последипломное
образование и получить степень доктора
наук (доктора философии), эквивалентом
которого в Украине является степень кандидата
наук [2]. Таким образом, уже сейчас можно
видеть сложности перехода Украины на
европейские схемы и критерии. Наша система
академических степеней довольно прочно
укоренилась, несмотря на то, что она не
способствует, а наоборот, тормозит развитие
науки: аспиранты три или пять лет пишут
кандидатскую, потом десять лет докторскую
диссертацию, тема которой в условиях
бурного научно-технического развития
в мире к моменту защиты утрачивает свою
актуальность, безнадежно устаревает
и никоим образом не дает стимула к развитию
науки в стране. Бакалаврат и магистратура
в Украине - академические понятия, лишь
ступень к дальнейшей научной карьере.
Согласно Болонскому процессу предполагается,
что бакалавр или магистр - практические
специалисты с дипломами, признаваемыми
на мировом рынке труда. Кроме того, очень
сложным, с точки зрения практической
реализации, требованием является обеспечение
адекватной квалификации бакалавра. Дело
в том, что специалисты уверены: даже при
четырехлетнем обучении предоставить
достаточные возможности для профильной
и практической подготовки бакалавра
нелегко. Болонский процесс предусматривает
внедрение трехлетней учебной программы
на этапе бакалаврата, что еще более усложняет
задачу приобретения высокого уровня
фундаментального и профильного образования
и достаточной для присвоения квалификации
компетентности. Поэтому можно предположить,
что большинство стран выберут четырехлетнюю
программу обучения бакалавра, как это
сделали в Великобритании и России. Должна
измениться и традиционная система оценок.
Сейчас в зачетках студентов их четыре
вида, от «неудовлетворительно» до «отлично»,
причем неудовлетворительные оценки в
большинстве случаев требуют пересдачи
экзамена до положительного результата.
И хотя формально принята пятибалльная
система, фактически используются три
положительные оценки. В будущем планируется
более совершенная система оценки знаний:
«неудовлетворительно», «плохо», «посредственно»,
«хорошо», «отлично» и «очень хорошо».
Нельзя забывать и о параллельной реформе
средней школы. В Европе никому не приходит
в голову учить иностранный язык в университете,
потому что в средней школе учащиеся осваивают,
как минимум, два иностранных языка. При
необходимости студент выбирает еще один
язык для обучения в университете, если
он нужен для специализации, исследования.
Нам тоже нужно стремиться к тому, чтобы
человек приходил в университет из школы
с двумя иностранными языками, иначе учебная
программа высшей школы будет перегружена,
а обучение студентов ограничено отечественными
источниками информации, и тогда мобильность
студентов в европейском пространстве
недостижима. Особенно масштабной реформой
в системе высшей школы является внедрение
академических кредитов аналогично ЕСТS.
Университеты Европы имеют разные схемы
кредитных систем. И хотя во многих университетах
Украины введены схемы оценивания достижений
студента (модульно-рейтинговая, рейтинговая),
однако привязки к ЕСТS все еще нет. Наша
задача сегодня - разработать принципы
построения учебного процесса, адекватные
европейским. С этой целью Министерство
образования и науки начало эксперимент
по внедрению новой модели кредитно-модульной
системы, о желании взять в нем участие
заявили около пятидесяти университетов,
в том числе главный медицинский вуз страны
- НМУ им. А.А. Богомольца. Для полного включения
в Болонский процесс недостаточно формального
внедрения его принципов. Одной из главных
задач представляется обеспечение прозрачного
и строгого контроля качества образования,
в первую очередь лицензирования и аккредитации.
В Украине такие схемы введены давно, но
они несовершенны, постоянно пересматриваются
и дополняются. В последнее время требовательность
экспертизы существенно возросла, однако
проблема ее качества остается довольно
острой. Именно Болонский процесс будет
мощным стимулом для пересмотра принципов
и методологии контроля качества образования
по международным стандартам, позволит
привлечь к этой работе иностранных экспертов
и положительно повлияет на качество подготовки
студентов. Очень болезненным для нашей
страны является и вопрос подготовки научных
и преподавательских кадров для высшей
школы. У нас функционирует система ВАК,
которой нет ни в одном цивилизованном
государстве. Многие специалисты считают,
что эта система - рудимент в научном мире,
от которого следует избавляться. ВАК
каждый год вводит новые правила, которые,
по сути, не помогают отбирать лучшие кадры,
а, порой, сводят систему получения научных
званий к абсурду. Как присваиваются ученые
степени многие знают не понаслышке, о
том, что растет количество фальшивых
дипломов, подтверждающих научное звание,
не принято говорить, хотя эта проблема
существует. Система присвоения научных
званий и наград на сегодняшний день дискредитировала
себя, и нельзя закрывать на это глаза.
И, конечно же, самый важный вопрос - трудоустройство
выпускников вузов. Создание европейского
пространства высшего образования будет
способствовать высокой мобильности и
конкурентоспособности знаний и умений
украинских граждан. В условиях социально-экономического
состояния, в котором находится Украина
сейчас (безработица, нехватка рабочих
мест, низкая заработная плата, слабая
социальная защита), может возникнуть
потовая ситуация: усиление миграции граждан
Украины в страны Европы в поисках достойной
работы, утечка интеллектуального достояния
из страны. Поэтому решение образовательных
проблем в Украине, согласно болонским
договоренностям, требует интенсивного
развития производства, создания значительного
количества новых рабочих мест, обеспечение
молодежи, в соответствии с украинским
законодательством, правом первого рабочего
места, которое до сих пор остается только
лозунгом. Образование в Украине можно
и нужно сделать рентабельным, высокоэффективным
и конкурентоспособным. Это - не формальная
прихоть наших европейских коллег, а требования
времени и реальных потребностей нашего
общества [2].