Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:11, реферат
В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развивать подобное умение помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности.
К групповым технологиям относят, прежде всего, групповую и межгрупповую работу.
Цель применения групповой работы:
Групповая деятельность призвана служить фактором личностного развития индивидуальности каждого участника группы. Воздействие психолога носит опосредованный характер: «через группу - на личность».
Формы групповой работы:
Методы групповой работы:
Приемы групповой работы: игровые упражнения, ролевые и настольные игры, мозговой штурм, моделирование, дискуссия, диалог и т.д.
Особенности организации групповой работы в больших и малых группах.
Коренная проблема организации групповой работы заключается в том, чтобы каждый из детей выступал в ходе совместной работы как самостоятельный субъект, т.е. чтобы группа не подавляла индивидуальность каждого участника и была едина в общей своей активности, чтобы характеристики группы были наиболее благоприятны для развития личности. Поэтому нельзя не принимать во внимание существующего противоречия между интересами отдельного члена группы и интересами самой группы. Данное противоречие не ликвидируется, не снимается, – оно разрешается при обращении к такому явлению, как «совокупный субъект» («коллективный субъект», «полисубъект») Поэтому основной задачей психолога должно стать преобразование группы как некоторой совокупности людей в группу как единый деятельный организм - в совокупный субъект.
Совокупный субъект – это деятельная группа, состоящая из трех и более человек, осознающая цель совместной деятельности, побуждаемая к деятельности социально ценностным мотивом, каждый участник которой обретает для себя в этой деятельности личностный смысл и потому берет на себя ответственность за произведенное дело.
Сопряжение двух линий: одной - групповая деятельность, другой - индивидуальная деятельность, протекает в процессе преобразования группы в совокупный субъект. Противоречие разрешается в пространстве именно данного вопроса: удается психологу такое преобразование или нет. В случае неудачи мы получим веер негативных образований, обусловленных тем, что-либо группа подавляет личность ребенка и препятствует ее развитию, либо личность ребенка выпадает из группы.
Индивидуальность только
и может себя выявить в сопоставлении
с другими, обнаружить свою особенность
в ходе общей деятельности, когда
отличие каждого становятся очевидными
и когда особенности каждого
способствуют общей успешности работы
всех. Но утвердить себя как индивидуальность
возможно лишь в одинаковой работе,
когда явственно выступают
Обучение детей навыкам групповой работы начинается уже с раннего возраста. Один из блоков программы по предшкольной подготовке так и называется «Учимся работать дружно». Сначала мы учимся с дошкольниками работать в паре, а затем в микрогруппах («тройках», «четверках» и т.д.) постепенно увеличивая состав группы в зависимости от общего количества детей.
Планирование и организация групповой работы с дошкольниками.
1. Цель работы и конечный результат.
Необходимо определить конкретную цель деятельности, представив ее наиболее ярко и увлекательно.
Когда ставится вопрос о групповой деятельности, для детей цель предстает в виде определенного очевидного предметного и доступного органам ощущения и восприятия результата. Если результат неочевиден, дети отказываются прилагать усилия. Но получаемый результат должен удовлетворять еще одному условию: его качество должно вызывать радость и удовольствие. По ходу действий и по окончании дела детей увлекает рождающееся на их глазах нечто, чего не было ранее в их жизни. Дети не любят репродукций, они предпочитают творчество.
2. Способы формирования групп.
Предметные жетоны используются и при создании малых и больших групп.
Если вы используете предметные жетоны, то нужно продумать, куда потом дети будут убирать жетоны. После создания групп, жетоны надо забрать или продумать способ их дальнейшего использования. При разнообразии жетонов необходимо учесть их равноценную значимость, привлекательность. Недопустимо, если кому-то достанутся яркие цвета, а кому-то тусклые, холодные.
3. Доступная инструкция, распределение ролей.
Детям необходимо предложить доступную инструкцию, помогающую каждому, достойно выполнить свою роль в достижении общего результата. Инструкция должна содержать общую часть (по групповой работе) и конкретную (по данной методике).
Общая часть. Знак «Работаем дружно» [1]
Поэтому перед выполнением групповой или межгрупповой работы необходимо обсуждать с детьми правила совместной работы.
- Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что означает этот знак?
- Молодцы, вспомнили, что
означает знак «Работаем
Объем групповой работы надо планировать так, чтобы в деятельность были вовлечены все участники группы. От объема работы непосредственно зависит количество участников. Оптимальное количество участников в группе 5-6 человек.
Дети самостоятельно распределяют свои роли в деятельности, психолог лишь может оказать помощь или посоветовать в случае затруднений.
4. Рефлексия.
Анализ сделанного и определение уровня качественности исполнения, а также качества организации дела. Важно подчеркнуть значение каждого участника группы в общей работе, вскрыть личностный смысл, благодарить каждого.
Решающим условием практической реализации всего обозначенного выше является наличие в группе определенного социально-психологического климата - сильнейшего фактора успешности деятельности. Социально- психологический климат – один из сильнейших факторов личностного развития детей.
Социально-психологический климат бывает благоприятным для развития личности или неблагоприятным. Критерием оценки характера климата в группе выступает положительное влияние на самочувствие каждого отдельного члена группы. Обычно дети отмечают, что их «плохое настроение» в ходе работы изменилось и стало лучше, что «болела голова», но «теперь не болит», что «не хотелось работать», а по окончании группового дела «полон желания работать дальше».
Психолог корректирует, создает, укрепляет, повышает климат группы. При ошибках – понижает, ухудшает, разрушает климат группы.
Успех порождает чувство
удовлетворенности
Группа в организованной деятельности вступает во взаимодействие с миром, познает этот мир, оценивает этот мир и влияет на этот мир, переконструируя окружающие обстоятельства. Таким образом, групповая работа с детьми оснащает каждого ребенка способностью взаимодействовать с миром, будучи субъектом.
Приложения