Современный технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развивать подобное умение помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Технологии.docx

— 1.89 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К групповым технологиям относят, прежде всего, групповую и межгрупповую работу.

Цель применения групповой работы:

  • обучение детей навыкам эффективного сотрудничества при взаимодействии в учебно-воспитательном процессе, при проведении досуговой деятельности;
  • формирование жизненно необходимых навыков и компетенций;
  • актуализация процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания.

Групповая деятельность призвана служить фактором личностного развития индивидуальности каждого участника  группы. Воздействие психолога носит  опосредованный характер: «через группу - на личность».

Формы групповой  работы:

  • групповая диагностика
  • развивающие и коррекционно-развивающие занятия
  • тренинги для взрослых
  • психологические игры
  • мастер-классы для взрослых.

Методы групповой  работы:

  • Игротерапия
  • Сказкотерапия
  • Музыкотерапия
  • Библиотерапия

 

Приемы групповой  работы: игровые упражнения, ролевые и настольные игры, мозговой штурм, моделирование, дискуссия, диалог и т.д.

Особенности организации  групповой работы в больших и  малых группах.

Коренная проблема организации  групповой работы заключается в  том, чтобы каждый из детей выступал в ходе совместной работы как самостоятельный  субъект, т.е. чтобы группа не подавляла  индивидуальность каждого участника  и была едина в общей своей  активности, чтобы характеристики группы были наиболее благоприятны для развития личности. Поэтому нельзя не принимать  во внимание существующего противоречия между интересами отдельного члена  группы и интересами самой группы. Данное противоречие не ликвидируется, не снимается, – оно разрешается при обращении к такому явлению, как «совокупный субъект» («коллективный субъект», «полисубъект») Поэтому основной задачей психолога должно стать преобразование группы как некоторой совокупности людей в группу как единый деятельный организм - в совокупный субъект.

Совокупный субъект –  это деятельная группа, состоящая  из трех и более человек, осознающая цель совместной деятельности, побуждаемая  к деятельности социально ценностным мотивом, каждый участник которой обретает для себя в этой деятельности личностный смысл и потому берет на себя ответственность  за произведенное дело.

Сопряжение двух линий: одной - групповая деятельность, другой - индивидуальная деятельность, протекает в процессе преобразования группы в совокупный субъект. Противоречие разрешается в пространстве именно данного вопроса: удается психологу такое преобразование или нет. В случае неудачи мы получим веер негативных образований, обусловленных тем, что-либо группа подавляет личность ребенка и препятствует ее развитию, либо личность ребенка выпадает из группы.

Индивидуальность только и может себя выявить в сопоставлении  с другими, обнаружить свою особенность  в ходе общей деятельности, когда  отличие каждого становятся очевидными и когда особенности каждого  способствуют общей успешности работы всех. Но утвердить себя как индивидуальность возможно лишь в одинаковой работе, когда явственно выступают способности  и индивидуальные своеобразия каждого.

Обучение детей навыкам групповой работы начинается уже с раннего возраста. Один из блоков программы по предшкольной подготовке так и называется «Учимся работать дружно». Сначала мы учимся с дошкольниками работать в паре, а затем в микрогруппах («тройках», «четверках» и т.д.) постепенно увеличивая состав группы в зависимости от общего количества детей.

 

 

 

 

 

 

Планирование  и организация групповой работы с дошкольниками.

1. Цель работы  и конечный результат.

Необходимо определить конкретную цель деятельности, представив ее наиболее ярко и увлекательно.

Когда ставится вопрос о  групповой деятельности, для детей  цель предстает в виде определенного  очевидного предметного и доступного органам ощущения и восприятия результата. Если результат неочевиден, дети отказываются прилагать усилия. Но получаемый результат  должен удовлетворять еще одному условию: его качество должно вызывать радость и удовольствие. По ходу действий и по окончании дела детей  увлекает рождающееся на их глазах нечто, чего не было ранее в их жизни. Дети не любят репродукций, они предпочитают творчество.

2. Способы формирования  групп.

  • По желанию. Этот способ приемлем при создании небольших групп. Например, при работе в паре, в тройках. Обычно дошкольники создают пару с тем, кого они уже хорошо знают, так как бывают дети из одного садика, с одной улицы. Но тогда не достигается при групповой работе нужного эффекта.
  • По усмотрению ведущего (по принципу: первый, второй - два круга; выбор в качестве поощрения).
  • По определенному признаку (половой признак: девочки-мальчики; по росту, по цвету волос, глаз; по определенному цвету в одежде, по месяцам рождения и т.д.) По такому принципу создаются кратковременные группы при выполнении различных упражнений.
  • Способ «жребия», условно произвольный. Данный способ хорошо зарекомендовал себя в ходе организации групповой деятельности. Жребий может быть вербальным (считалки) или предметным (всевозможные жетоны). В качестве предметных жетонов я использую ракушки, камушки, цветные кружки, медальоны (прием «Волшебный мешочек»).

Предметные жетоны используются и при создании малых и больших  групп.

Если вы используете предметные жетоны, то нужно продумать, куда потом  дети будут убирать жетоны. После  создания групп, жетоны надо забрать  или продумать способ их дальнейшего  использования. При разнообразии жетонов  необходимо учесть их равноценную значимость, привлекательность. Недопустимо, если кому-то достанутся яркие цвета, а  кому-то тусклые, холодные.

 

3. Доступная инструкция, распределение ролей.

Детям необходимо предложить доступную инструкцию, помогающую каждому, достойно выполнить свою роль в достижении общего результата. Инструкция должна содержать общую часть (по групповой работе) и конкретную (по данной методике).

Общая часть. Знак «Работаем дружно» [1]

Поэтому перед выполнением  групповой или межгрупповой работы необходимо обсуждать с детьми правила  совместной работы.

- Ребята, прежде чем приступить  к работе, давайте вспомним, что  означает этот знак?

  • Надо совместно обсудить полученное задание.
  • Надо говорить по очереди, не перебивать друг друга, внимательно слушать.
  • Надо распределить обязанности в группе.
  • Надо договариваться друг с другом.
  • Надо уметь уступать друг другу.
  • Надо помогать друг другу в работе (если у одного что-то не получается, другой должен помочь)
  • Надо оценить результат работы (настроение детей, сплоченность группы, качество выполнения заданий и т.д.)

- Молодцы, вспомнили, что  означает знак «Работаем дружно».  А теперь давайте посмотрим,  как эти правила вам помогут  в работе.

Объем групповой работы надо планировать так, чтобы в деятельность были вовлечены все участники  группы. От объема работы непосредственно  зависит количество участников. Оптимальное  количество участников в группе 5-6 человек.

 

Дети самостоятельно распределяют свои роли в деятельности, психолог лишь может оказать помощь или  посоветовать в случае затруднений.

4. Рефлексия.

Анализ сделанного и определение  уровня качественности исполнения, а  также качества организации дела. Важно подчеркнуть значение каждого  участника группы в общей работе, вскрыть личностный смысл, благодарить  каждого.

Решающим условием практической реализации всего обозначенного  выше является наличие в группе определенного  социально-психологического климата - сильнейшего фактора успешности деятельности. Социально- психологический  климат – один из сильнейших факторов личностного развития детей.

Социально-психологический  климат бывает благоприятным для  развития личности или неблагоприятным. Критерием оценки характера климата  в группе выступает положительное  влияние на самочувствие каждого  отдельного члена группы. Обычно дети отмечают, что их «плохое настроение»  в ходе работы изменилось и стало  лучше, что «болела голова», но «теперь  не болит», что «не хотелось работать», а по окончании группового дела «полон желания работать дальше».

Психолог корректирует, создает, укрепляет, повышает климат группы. При  ошибках – понижает, ухудшает, разрушает  климат группы.

Успех порождает чувство  удовлетворенности деятельностью  и желание ее повторения. Успех  повышает самооценку и достоинство  личности растущего ребенка. Успех  укрепляет социальные отношения, а  значит, содействует социализации личности. Наконец, успех повышает социально-психологический  климат группы. В конце концов, успех  становится сильнейшим средством личностного  развития человека.

Группа в организованной деятельности вступает во взаимодействие с миром, познает этот мир, оценивает  этот мир и влияет на этот мир, переконструируя  окружающие обстоятельства. Таким образом, групповая работа с детьми оснащает каждого ребенка способностью взаимодействовать  с миром, будучи субъектом.

 

 

Приложения 

 


Информация о работе Современный технологии