Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:11, реферат
В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развивать подобное умение помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности.
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развивать подобное умение помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности.
Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные фоны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют и получают об окружающей действительности.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Функции игры
Четыре главные черты присущие игре
Основные виды игр в работе педагога-психолога ДОУ:
Используя игровые технологии в образовательном процессе, психологу необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются и корректируются психические процессы.
Игровые технологии, направленные
на развитие и коррекцию восприятия.
Игровые технологии направленные и на
развитие и коррекцию внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
Игровые технологии помогают в развитии и коррекции памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.
Игровые технологии способствуют развитию и коррекции мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.
Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий
развиваются и творческие способности
ребенка. В том числе, речь идет о
развитии творческого мышления и
воображения. Использование игровых
приемов и методов в
Картотека игр и игровых упражнений.
Перспективное планирование.
Взаимосвязь психологической службы ДОУ с воспитателями по здоровьесбережению дошкольников
(2012 – 2013 г.)
Педагог-психолог: Вязникова Марина Вячеславовна
Месяц |
Планирование совместных мероприятий |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
3.Коррекционно-развивающие игры и упражнения. 4.Участие в создании коллажей, газет, информационных стендов. 5.Участие в проектной деятельности. 6. Семейные гостиные 7. Разработка пакета памяток для родителей. 8. Консультирование родителей и педагогов. |
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
«Здоровьесберегающая технология»
- это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие
всех факторов образовательной
среды, направленных на
«здоровье»
- это состояние полного
физического, психического и
«здоровье физическое»
- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
«физическая активность»
- естественная потребность
здорового, развивающегося
«здоровье психическое»
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
«психическая активность»
- потребность нормально
развивающегося ребенка в
«здоровье социальное»
- это моральное самообладание,
адекватная оценка своего «Я»,
самоопределение личности в
«социальная активность»
проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.
«здоровье нравственное»
- это комплекс характеристик
мотивационной и потребностно-
Цели использования здоровьесберегающих технологий предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
Задачи:
Основные направления деятельности педагога-психолога по здоровьесбережению дошкольников.
1. Воспитательная и оздоровительная.
-работа с детьми раннего возраста: адаптация к дошкольному учреждению (от 1 до 3 лет);
-кружок «Школа доброты» (от 5до 7 лет): включает в себя «уроки здоровья».
- подготовка детей 6-7 лет к школьному обучению
2.Корекционно-развивающая
- коррекционно-развивающие игры и упражнения с детьми ГОК.
- индивидуальные занятия с детьми ГОК и по запросу педагогов и родителей.
- кинезиолгические упражнения с детьми 4-7 лет.
- игры и упражнения с леворукими детьми.
- работа с детми с нарушениями речи;
- игротерапия
- библиотерапия и сказкотерапия
- арттерапия
3. Профилактическая работа:
- психогимнастика
- релаксационные упражнения
- элементы
телесно-ориентированной
- игры и
упражнения на развитие