Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 23:39, реферат
Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, активными процессами формирования органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела вызывают необходимость особенно тщательного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других компонентов организации питания.
1. Введение…………………………………………………………………………2
2. Дети младшего школьного возраста…………………………………………...2
3. Анатомо-физиологические особенности………………………………………3
4. Основы рационального питания детей………………………………………...4
5. Основной обмен и энергетические затраты…………………………………....5
6. Потребность в пищевых веществах …………………………………………....5
- Углеводы…………………………………………………………………….6
- Сахар…………………………………………………………………………7
- Жиры…………………………………………………………………………7
- Белки……………………………………………………………………...….7
- Витамины…………………………………………………………………….8
- Вода и минеральные вещества……………………………………………..9
7. Принципы составления меню школьника……………………………………..10
8. Проблемы питания детей……………………………………………………….11
9. Избыточная масса тела в детском возрасте ………………………………..... 13
10.Выводы…………………………………………………………………………..14
11.Список источников информации………………………………………………15
12. Приложения…………………………… ……………………………………..16
Жизненная деятельность
Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Правильно построенный рацион питания должен включать продукты, содержащие все эти вещества в определенном сбалансированном соотношении с учетом физиологической потребности организма.
Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только
компенсировало
бы все энергетические затраты организма,
но и обеспечивало бы его
правильный рост и развитие.
Физиологические нормы суточной
потребности школьников различного
возраста в основных пищевых
веществах приведены в табл. 2. [3]
Таблица
2. Физиологические нормы
суточной потребности
школьников в пищевых
веществах (г) и калорийности
рациона (ккал)
Возраст, лет | Белки | Жиры | Углеводы | Калорийность |
7-10 | 80 | 80 | 324 | 2400 |
При
этом авторы [6] считают, рекомендуемые
нормы потребности в основных пищевых
ингредиентах для детей разных возрастных
групп разные.
Таблица
3. Химический состав
набора суточной потребности
детей в пищевых
веществах в зависимости
от возраста
Химический состав набора | Возраст, годы | ||
5-6 | 7-9 | 10-12 | |
Белки | 70-75 | 75-80 | 90-95 |
Жиры | 70-75 | 75-80 | 90-95 |
Углеводы | 246-260 | 315-330 | 375-400 |
Калорийность, ккал | 1940-2070 | 2295-2425 | 2745-2915 |
Содержащиеся в пище белки,
жиры и углеводы выполняют две
главные функции. Во-первых, они являются
пластическим материалом для
организма, клетки которого постоянно
обновляются, во-вторых, дают энергию.
Однако они далеко не равноценны в
выполнении функций.
Углеводы. Основную энергетическую нагрузку несут в организме углеводы, которые обеспечивают более половины энергетических трат человека. Известно, что во время напряженной умственной работы возникает высокая интенсивность обменных процессов в головном мозге, причем в качестве энергетического ресурса преимущественно используется глюкоза.
Большое значение имеет
Сахар.
Суточное потребление сахара не должно
превышать 70-75 г. Для детей,
склонных к полноте, предпочтительней
нерафинированные сахара, содержащиеся
в естественных (непереработанных)
продуктах, содержащих фруктозу
(мед, красная и черная смородина,
яблоки, вишня, груши,
малина, хурма, крыжовник), так
как фруктоза в наименьшей
степени способствует жирообразованию.
Кроме того, фрукты содержат клетчатку,
необходимую для нормальной работы
кишечника: она раздражает его
нервные окончания, в результате
чего усиливается перистальтика, т.е. сокращение
стенок кишечника и продвижение пищи.
Жиры. В энергетических тратах организма на жир приходится примерно 30% т. е. он играет второстепенную роль в энергообеспечении жизнедеятельности человека. Объясняется это тем, что в молекуле жира в отличие от углеводов содержится очень мало кислорода, поэтому для окисления жиров организму требуется гораздо больше кислорода, чем для окисления углеводов. Лишняя потребность в кислороде, естественно, ложится дополнительным бременем на сердце.
В свою очередь жир выполняет
функции. Так, он входит в состав клеточной протоплазмы, нервной ткани,
выделений сальных желез, предохраняющих кожу от высыхания и излишнего смачивания влагой. Помимо этого, жировая ткань предохраняет тело и внутренние органы от механических воздействий. Подкожный слой жира защищает тело от излишних тепловых потерь.
Потребность организма в жирах
должна удовлетворяться
Белки. Важной составной частью пищи являются белки, биологические функции которых важны и многообразны. Белки — основной пластический строительный материал организма. Они входят в состав мышц, крови, ферментов, без которых невозможны многие биохимические реакции, (например, пищеварение), регуляторов обменных процессов — гормонов. На энергетические нужды белки расходуются организмом в небольшом количестве.
У детей суточная потребность в белках (на 1кг массы тела) выше, чем у
взрослых. Это обусловлено интенсивно протекающими процессами ассимиляции, обеспечивающими увеличение массы органов и тканей и совершенствование функций.
Следует отметить, что недостаточное содержание белка в рационе питания вызывает ослабление вначале тормозного, а затем и возбудительного процесса в коре головного мозга с нарушением их равновесия. Белки стимулируют нейродинамические процессы в коре, усиливают возбуждение центральной нервной системы, улучшают способность мозга к тонкой дифференциации. Продукты с высоким содержанием белков (мясо, рыба, творог, сыр, яйца) обязательны в меню первого и второго завтрака школьников, они обеспечивают им хорошую умственную работоспособность.
Однако избыточное потребление белковой пищи отрицательно сказывается на обмене веществ, усиливает процессы возбуждения в коре головного мозга.
Белки, содержащиеся в
Белки лучше усваиваются в сочетании с овощами, поэтому к мясным и
рыбным
блюдам целесообразно делать овощной
гарнир.
Витамины. Рацион учащихся обязательно должен содержать витамины. Они повышают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному росту и развитию молодого организма, участвуют в обменных процессах.
Витамины
должны входить в рацион питания
в определенных количествах. [3]
Таблица 4. Суточная
потребность школьников
в витаминах (в мг)
Возраст, лет | Витамины | |||||
А | В1 | В2 | В3 | РР | С | |
6-10 | 1,5 | 1,4 | 1,9 | 1,7 | 15 | 50 |
Потребность организма в
В зимне-весенний период для
предотвращения гиповитаминоза,
который ослабляет организм, школьникам
рекомендуется больше употреблять
зелени, фруктов, овощных и фруктовых
соков или поливитаминных
препаратов, выпускаемых в виде таблеток,
драже и сиропов.
Вода и минеральные вещества. Наряду с органическими веществами (белки, жиры, углеводы, витамины) в организм должны поступать минеральные вещества. Они не являются источником энергии, но без них невозможна нормальная жизнедеятельность. Недостаток минеральных веществ может привести к нарушению обмена веществ и к развитию заболеваний. В разных продуктах минеральные вещества содержатся в различном количестве, следовательно, рацион питания должен быть разнообразным.
Все обменные процессы в
при достаточном содержании воды. Недостаточное поступление воды в организм ведет к сгущению крови, задержке вредных продуктов обмена в тканях. В то же время избыточное потребление воды нарушает водно-солевое равновесие, создает нагрузку на сердце и выделительные органы.
Состав питьевой воды сложен: кроме молекул самой воды, которую можно получить после охлаждения пара (дистиллированная вода), в ней содержатся соли (хлориды, сульфаты и др.), в небольших количествах — фтор, йод и другие микроэлементы. Из пищевых продуктов наиболее богаты водой овощи, фрукты, ягоды, молоко. Овощи содержат 80—90% воды, молоко — 87—89%, каши — 75%, мясо — 50%, хлеб — 48%. [7]
Потребность организма в жидкости, помимо пищи, покрывается
дополнительным
питьем. Некоторые дети часто пьют,
даже не испытывая жажды; постепенно
это входит у них в привычку. В связи с
этим очень важно научить ребенка
отличать настоящую жажду от так называемой
ложной, когда пересыхает только
слизистая оболочка полости
рта. Ложную жажду легко
утолить: достаточно прополоскать рот
или сделать несколько маленьких
глотков воды. Залпом выпитая жидкость
только создает избыток воды
в организме, но не утоляет жажды.
Лучшими напитками для школьников
являются чай с молоком, фруктовые
и ягодные соки, настой шиповника.
Таблица
5. Суточная потребность
детей в минеральных
веществах.
возраст | Потребление, мг | |||
кальций | фосфор | магний | Железо** | |
4-6 лет | 1200 | 1450 | 300 | 15 |
7-10 лет | 1100 | 1650 | 250 | 18 |
11-13
лет
мальчики девочки |
1200 1100 |
1800 1650 |
350 300 |
18 18 |
** С
учетом усвоения 10% введенного железа
Таким
образом, ребенок должен получать в достаточной
мере такое количество пищи, которое необходимо
для его правильного роста и развития,
компенсации энергетических затрат организма.
При этом пища должна быть сбалансирована
в определенном соотношении и включать
все необходимые полезные элементы, с
учетом физиологических потребностей
детей.