Пути удовлетворения потребностей детей младшего школьного возраста в пищевых веществах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 23:39, реферат

Описание работы

Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, активными процессами формирования органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела вызывают необходимость особенно тщательного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других компонентов организации питания.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………2
2. Дети младшего школьного возраста…………………………………………...2
3. Анатомо-физиологические особенности………………………………………3
4. Основы рационального питания детей………………………………………...4
5. Основной обмен и энергетические затраты…………………………………....5
6. Потребность в пищевых веществах …………………………………………....5
- Углеводы…………………………………………………………………….6
- Сахар…………………………………………………………………………7
- Жиры…………………………………………………………………………7
- Белки……………………………………………………………………...….7
- Витамины…………………………………………………………………….8
- Вода и минеральные вещества……………………………………………..9
7. Принципы составления меню школьника……………………………………..10
8. Проблемы питания детей……………………………………………………….11
9. Избыточная масса тела в детском возрасте ………………………………..... 13
10.Выводы…………………………………………………………………………..14
11.Список источников информации………………………………………………15
12. Приложения…………………………… ……………………………………..16

Работа содержит 1 файл

ОНД итоговыйrg.doc

— 432.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Украины

Донецкий  государственный  университет экономики и торговли

им. М.Туган-Барановского 
 

Кафедра технологии питания 
 
 
 
 

Реферат

По модулю: «Основы научных исследований»

По теме: 

«Пути удовлетворения потребностей детей младшего школьного возраста в пищевых веществах» 
 
 

Выполнила:                                                                                  студентка гр. ТХ-08-В

                                                                                                      Пальниченко О.В. 

Проверил:                                                                                     Никифоров Р.П. 
 
 

Работа  сдана на кафедру:

«     »_______________2009г. 

Работа  защищено:

«     »_______________2009г. 

С оценкой:________  ________

                                                                                                                                                                                                                          Подпись    
 
 
 
 
 
 

Донецк, 2009

ПЛАН  РЕФЕРАТА: 
 

1. Введение…………………………………………………………………………2

2. Дети младшего школьного возраста…………………………………………...2

3. Анатомо-физиологические особенности………………………………………3

4. Основы рационального питания детей………………………………………...4

5. Основной обмен и энергетические затраты…………………………………....5                                                      

6. Потребность в пищевых веществах …………………………………………....5

  • Углеводы…………………………………………………………………….6
  • Сахар…………………………………………………………………………7
  • Жиры…………………………………………………………………………7
  • Белки……………………………………………………………………...….7
  • Витамины…………………………………………………………………….8
  • Вода и минеральные вещества……………………………………………..9

7. Принципы составления меню школьника……………………………………..10

8. Проблемы питания детей……………………………………………………….11

9. Избыточная масса тела в детском возрасте ………………………………..... 13

10.Выводы…………………………………………………………………………..14

11.Список источников информации………………………………………………15

12. Приложения……………………………   ……………………………………..16 
 

 

  1. Введение

    Детский организм отличается от взрослого  бурным ростом и развитием, активными процессами формирования органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела вызывают необходимость особенно тщательного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других компонентов организации питания.  

   Правильно организованное питание является важнейшим  условием  хорошего физического и умственного развития школьников. Когда  наступает  время  еды, повышается  возбудимость  пищевого  центра,  условнорефлекторно   выделяются пищеварительные   соки,    повышается    обмен  веществ,  т.  е.  к  каждому времени приема пищи в организме  происходит  соответствующая  функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде  не появляется. В результате нарушаются пищеварение и усвоение пищи,  что  может привести  к  заболеванию.  Отсутствие  пищевого  режима  отражается   и   на многочисленных функциях коры головного мозга.

   Под  режимом  питания  понимают  его   кратность   в   течение   суток,

определенные  интервалы  между  приемами  пищи  и  правильное  распределение суточного рациона. [5] 

   Полноценная, сбалансированная, насыщенная витаминами пища – источник энергии, здоровья, силы и ума для  детей. И как важно помнить об этом, научить малышей культуре потребления пищи, которая передавалась народами из поколения в поколение. 

   Целью данного исследования является поиск путей, направленных на удовлетворение потребностей детей младшего школьного возраста в пищевых веществах, анализ основ рационального питания школьников, принципов составления меню, рассмотрение проблем, связанных с неправильным питанием. 

2. Дети младшего школьного возраста 

   От 7 до 11 лет значительно улучшается память, совершенствуется координация  движения, способность к обучению письму. С началом занятий в  школе дети проводят уже гораздо  меньше времени на воздухе, часто  нарушается их режим питания. Отсюда высокая частота инфекционных, аллергических, сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний. Увеличивается число тучных детей. Основной причиной смертности продолжает быть травматизм.  

3. Анатомо-физиологические особенности 

   После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130см, 11-летнего — в среднем 145см.

   Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего — 37кг. [4] 

   Кожа  и подкожная клетчатка. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.  

   Мышечная  система: сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа — письмо, лепка.  

   Костная система. Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы сидя — на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К II годам появляются различия в форме таза — у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.  

   Органы  дыхания. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.  

   Сердечно-сосудистая система, средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в ми нугу. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем — 110/70 мм рт. ст. (т.е. уже как у здорового взрослого человека: 110/70 мм рт. ст. — единственное нормальное кровяное давление в состоянии покоя. Любые отклонения от таких показателей — это сигнал тревоги.)  

   Органы  пищеварения. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от такового у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1-2 раза в день.  

   Органы  мочевыделения. Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи. В 5-8 лет оно составляет 700 мл, а в 8-11 лет - 850 мл.  

   Иммунная  система. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.  

   Эндокринная система. Заканчивается ее развитие, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в 9-10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет — набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост яичек и полового члена.  

   Нервная система: расширяются аналитические возможности. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера. 

   Таким образом, организм ребенка имеет ряд особенностей по сравнению с организмом взрослого человека. Поэтому, чтобы ребенок вырос здоровым, необходимо следить за его правильным развитием и ростом.  
 

4. Основы рационального питания детей 

      Рациональное питание является  одним из наиболее важных  и эффективных предпосылок, обеспечивающих  здоровье  и  гармоничное  развитие  детей,  оно способствует нормальному  росту  ребенка,  правильному  развитию  органов  и тканей, формированию скелета,  ЦНС  и  интеллекта,  повышает  защитные  силы организма и способствует снижению детской  смертности.  В детском возрасте правильное питание имеет большое значение, поскольку,  кроме  удовлетворения повседневной  потребности  в  пищевых  веществах,  необходимо   обеспечивать процессы  роста  и  развития  организма.  Дефекты  питания,   как   правило, сказываются на здоровье детей не сразу,  а  в  более  старшем  возрасте  при неблагоприятных  условиях   внешней   среды,   заболеваниях.   Также  важно рациональное питание в современных условиях в связи с акселерацией. См. [2]

      Сбалансированное  соответственно  возрасту   питание   (белки,   жиры, углеводы,  витамины,  минеральные  соли)   должно   полностью обеспечивать потребность организма в пластических и энергетических материалах. 
 
 

5. Основной обмен и энергетические затраты 

       Организм ребенка расходует энергию постоянно, даже в состоянии покоя. Энергозатраты зависят от возраста и пола детей, сезона года и вида деятельности.

Согласно [2] расход энергии у детей по сравнению с взрослыми составляет: 

Таблица 1. Расход энергии

Дети Е, кДж/кг Е, Ккал/кг
6-7 лет 176 42
10-11 лет 138 33
12-13 лет 142 34
Взрослые 100 24
 

Таким образом, основной обмен у детей  превышает основной обмен взрослого в 1,5-2 раза.

        Важнейшим показателем потребности  в пище являются энергозатраты.

 Суточная  потребность детей в энергии с возрастом меняется, что выдвигает необходимость  при  разработке  пищевых рационов для детей особое внимание обращать на достаточно высокий уровень  в них белка и источников энергии.

    Расход энергии - наиболее  важный  показатель,  определяющий  потребность детей в  пище.  Получаемое  ребенком  питание  должно  не  только  покрывать энергозатраты, но и обеспечивать рост и развитие организма. В связи  с  этим общая энергетическая ценность (калорийность)  рациона  должна  быть  на  10% выше  затрачиваемой  организмом  энергии,  а  соотношение  белков,  жиров  иуглеводов 1: 1: 3 в младшем и 1: 1: 4 в старшем возрасте. См. [6] 

6. Потребность детей младшего школьного возраста в питательных веществах.

     

 Согласно [3] для детей младшего школьного возраста оптимальным является 4—5-разовое питание с 3,5—4-часовыми  интервалами между приемами  пищи.  Кратность приема  пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения.

Информация о работе Пути удовлетворения потребностей детей младшего школьного возраста в пищевых веществах