Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:54, курсовая работа
Создание современных, точных и высокопроизводительных металлорежущих станков обуславливает повышенные требования к их основным узлам. В частности, к приводам главного движения и подач предъявляются требования: по увеличению жёсткости, повышению точности вращения валов, шпиндельных узлов. Станки должны обеспечивать возможность высокопроизводительного изготовления без ручной последующей доводки деталей, удовлетворяющих современным непрерывно возрастающим требованиям к точности.
Введение 5
1 Разработка кинематической схемы и кинематический расчет коробки скоростей 6
1.1 Выбор приводного электродвигателя 6
1.2 Определение общего диапазона регулирования привода 6
1.3 Определение общего числа ступеней скорости 6
1.4 Выбор конструктивных вариантов привода 6
1.5 Определение числа возможных кинематических вариантов 7
1.6 Определение максимальных передаточных отношений по группам передач 7
1.7 Построение структурных сеток 8
1.8 Построение графиков частот вращения 8
1.9 Определение передаточных отношений в группах передач 9
1.10 Определение чисел зубьев передач 9
1.11 Определение крутящих моментов на валах коробки скоростей 9
2 Расчет прямозубой эвольвентной передачи 11
2.1 Определение модуля зубчатой передачи расчетом на контактную выносливость зубьев 11
2.2 Определение модуля зубчатой передачи расчетом на выносливость зубьев при изгибе 11
2.3 Определение стандартного модуля зубчатой передачи 11
2.4 Определение межосевого расстояния зубчатой передачи 12
3 Построение свертки коробки скоростей 13
3.1 Разработка компоновочной схемы коробки скоростей 13
3.2 Вычерчивание свертки коробки скоростей 13
3.3 Определение усилий действующих в зубчатых зацеплениях 13
4 Расчет и подбор подшипников 14
4.1 Определение реакций в опорах валов 14
4.2 Выбор подшипников по статической грузоподъемности 14
4.3 Выбор подшипников по динамической грузоподъемности 14
4.4 Выбор подшипников по диаметру вала 15
5 Расчет сечения сплошного вала 16
5.1 Определение диаметра средних участков вала 16
5.2 Расчет валов на усталостную прочность 16
5.3 Расчет на прочность шпонок и шлицевых соединений 17
Список использованных источников 19
Приложение А 20
Приложение Б 23
Приложение В 25
Приложение Г 28
Приложение Д 30
Приложение Е 32
Приложение Ж 35
(2.1)
где Kd – вспомогательный коэффициент; для прямозубых передач Kd = 770;
z1 – число зубьев шестерни;
T1 – вращающий момент на шестерне, Н×м;
u – передаточное отношение передачи;
sНР – допускаемое контактное напряжение, МПа;
KHb – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца;
(2.2)
где b – рабочая ширина венца зубчатой передачи;
d1 – делительный диаметр шестерни.
(2.3)
где Km – вспомогательный коэффициент; для прямозубых передач Km = 14;
KFb – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца при изгибе;
sFP – допускаемое изгибное напряжение, МПа;
YF1 – коэффициент учитывающий форму зубьев шестерни.
Из полученных расчетных значений mH и mF выбирается наибольшее и округляется в сторону увеличения до стандартного модуля по ГОСТ 9563– 60. При этом должно выполняться следующее условие:
m1 £ m2 £ … £ mk (2.4)
где m1 – модуль зубчатых передач группы, расположенной первой от электродвигателя;
mk – модуль зубчатых передач группы, расположенной последней от электродвигателя.
Для прямозубой цилиндрической передачи межосевое расстояние определяется по формуле:
(2.5)
где m – стандартный модуль передачи, мм;
z2 – число зубьев зубчатого колеса, сопряженного с шестерней.
При определении межосевых расстояний по группам передач должно выполняться следующее условие:
Aw1 £ Aw2 £ … £ Awk (2.6)
где Aw1 – межосевое расстояние передач группы, расположенной первой от электродвигателя;
Awk – межосевое расстояние передач группы, расположенной последней от электродвигателя.
Расчет прямозубой эвольвентной передачи выполнен с использованием программы «SIRIUS 2». Результаты расчета находятся в приложении Д.
Компоновочная схема разрабатывается в следующем порядке:
1) Определяются расстояния между осями валов и проводятся осевые линии.
2)
На осях располагаются
3)
Вдоль оси каждого вала
1)
Выбирается положение оси
2) Из центра шпинделя проводится окружность радиусом, равным расстоянию между осью шпинделя и осью соседнего вала. Любая точка на этой окружности может быть центром этого вала и будет удовлетворять условию зацепляемости колес. Центр выбирается с учетом возможности рационального расположения и остальных валов.
3) Таким же путем определяются центры других валов. При расположении валов необходимо обеспечить простую форму корпуса, удобство его обработки, сборки и разборки. Нужно стремиться располагать центры валов на одних и тех же линиях как по вертикали так и по горизонтали, что делает корпус более технологичным.
На
основе построенной свертки
(3.1)
где m и z – модуль и число зубьев зубчатого колеса;
Т – вращающий момент приложенный к валу зубчатого колеса, Н×мм.
На основе выполненной компоновочной схемы составляется расчетная схема каждого вала, на которой указываются все силы, действующие на вал, приложенные в соответствующих точках.
Данная схема позволяет определить реакции в каждой опоре с помощью уравнений статики, которые имеют следующий вид:
, , (4.1)
где SFkx – сумма всех сил, действующих в плоскости Ozx;
SFky – сумма всех сил, действующих в плоскости Ozy;
SmO(Fk) – сумма моментов сил относительно выбранной точки плоскости.
Критерием для подшипника служит неравенство:
P0 £ C0 (4.2)
где Р0 – эквивалентная статическая нагрузка;
С0 – табличное значение статической грузоподъемности выбранного подшипника.
Величины
приведенной статической
P0 = X0Fr + Y0Fa ; P0 = Fr (4.3)
где Х0 – коэффициент радиальной нагрузки;
Y0 – коэффициент осевой нагрузки;
Fr – постоянная по величине и направлению радиальная нагрузка, Н;
Fа – постоянная по величине и направлению осевая нагрузка, Н.
Критерием для выбора подшипника служит неравенство:
Стр. £ С (4.4)
где Cтр. – требуемая величина динамической грузоподъемности подшипника;
С – табличное значение динамической грузоподъемности выбранного подшипника.
Требуемая динамическая грузоподъемность определяется по формуле:
(4.5)
где Р – эквивалентная динамическая нагрузка, Н;
n – частота вращения вала для которого подбирается подшипник, мин –1;
Lh – долговечность подшипника, выраженная в часах работы;
a – коэффициент, зависящий от формы кривой контактной усталости.
Эквивалентная динамическая нагрузка для шариковых радиальных подшипников определяется по формуле:
P = (XVFr + YFa)KбKт (4.6)
где Fr – радиальная нагрузка, приложенная к подшипнику;
Fa – осевая нагрузка, приложенная к подшипнику;
V – коэффициент вращения;
Kб – коэффициент безопасности;
Kт – температурный коэффициент.
При выборе подшипников по таблицам должен быть учтен необходимый по условию прочности диаметр вала. Для определения диаметра вала под установку подшипника строятся эпюры крутящих и изгибающих моментов.
Диаметр участка вала, работающего на чистое кручение определяется по формуле:
(4.7)
где Т – крутящий момент на валу, Н×мм;
[t] –пониженное допускаемое напряжение, МПа.
Диаметр участка вала, работающего на кручение и изгиб, определяется по формуле:
(4.8)
где Мэкв. – эквивалентный момент в сечении вала, Н×мм;
[s-1] и – пониженное допускаемое напряжение, МПа.
(4.9)
где Мизг. – изгибающий момент в сечении вала, Н×мм.
Расчет подшипников качения выполнен с использованием программы
«SIRIUS 2». Результаты расчета находятся в приложении З.
Под средними участками вала следует понимать участки, на которых расположены шестерни и зубчатые колеса. Определение диаметра производится расчетом на изгиб с кручением по формулам (5.7) и (5.8).
После завершения расчета, разрабатывается конструкция каждого вала, которая должна обеспечивать возможность сборки коробки скоростей и свободного продвижения зубчатых колес до места посадки.
Расчет сводится к определению расчетных коэффициентов запаса прочности для предположительно опасных сечений валов.
Условие прочности в данном расчете, имеет вид:
(5.1)
где n – расчетный коэффициент запаса прочности;
[n] = 1,3 ¸1,5 – требуемый коэффициент запаса для обеспечения прочности;
[n] = 2,5 ¸ 4 – требуемый коэффициент запаса для обеспечения жесткости;
Информация о работе Проектирование коробки скоростей станка 6Р82