Отрасль промышленного производства и анализ ее ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Экономика любого государства состоит из множества отраслей: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, связи, торговли и др. Но основой, фундаментом ее является все же промышленность.
Прежде чем приступить к рассмотрению роли и значения промышленности в экономики необходимо дать определение промышленности.

Работа содержит 1 файл

к.р Произв.технол..doc

— 481.03 Кб (Скачать)

Первостепенное значение имеет развитие малого науч­но-инновационного предпринимательства по следующим нап­равлениям:

              создание структур, объединяющих малые и научно-инновационные предприятия, — бизнес-инновационных центров, инкубаторов бизнеса, технопарков;

              формирование сети институтов финансирования, кредитования, страхования (инвестиционные, инновационные и вен­чурные коммерческие фонды, страховые компании);

              развитие организаций материально-технического обеспече­ния (лизинговые, снабженческие фирмы, центры коллективного пользования приборами и оборудованием для проведения науч­ных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР));

              создание центров передачи технологий, информацион­ных систем обмена проектами и поиска партнеров для реализа­ции совместных проектов на основе доступа к банкам данных по проектам, инвесторам, рынкам сбыта;

              открытие торговых домов, ярмарок, бирж и иных струк­тур, обеспечивающих взаимодействие разработчиков, произво­дителей и потребителей новой продукции и технологий;

              образование структур, оказывающих различные услуги (маркетинговые, рекламные, аудиторские, сертификационные, консалтинговые, юридические).

Должен быть создан соответствующий уровень стандарти­зации, метрологии и сертификации, эффективной патентной системы, обеспечивающей защиту прав на результаты интел­лектуального труда.

Механизм реализации инновационных направлений пред­полагает также использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потре­бителей научно-технической продукции, увеличения затрат на НИОКР, стимулирования труда научных работников, осущес­твления подготовки кадров.

В современных условиях, когда развитие науки и техники достигло исключительно больших масштабов, ни одна из стран, даже таких, как США, Япония, Германия, Беларусь, с их огром­ным научным потенциалом, не в состоянии в равной степени обеспечить развитие всех направлений научно-технического прогресса. Требуются наличие широких связей с внешним ми­ром, научно-техническая специализация, участие в мировом разделении труда, эффективное использование зарубежного научно-технического опыта.

Зарубежный опыт свидетельствует, что в периоды замед­ления экономического роста в странах не снижают, а, наобо­рот, увеличивают затраты на науку и технологическое пере­оснащение производства. Особая значимость придается подготовке кадров, ориентированных на инновационную дея­тельность.

Для эффективного управления инновационными процесса­ми необходимы мониторинг, оценка инновационной деятель­ности, прогнозирование НТП, разработка государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-тех­нических программ и механизмов их реализации.

Важной политической задачей государства является поддержание экономического роста. Государство обязано создавать благоприятные условия для такого роста, чтобы инвестиции частных предприятий нашли приложение именно в нашей стране, а не где-то за ее пределами.

Поддержка экономического роста должна ориентироваться по инновационному процессу, играющему центральную роль в его объяснении. Структурные изменения как генератор роста находятся под постоянным воздействием новых технологических процессов и изделий. Движущими силами здесь служат следующие элементы: инноватор, организация и окружающая среда — при условии их взаимодействия, то есть увязки в единую систему.

Патентование. Стоимость получения патента состоит из стоимости работы по составлению и подаче заявки на изобретение и государственной пошлины за подачу заявки, проведение экспертизы, выдачу патента, годовые пошлины. Кроме того, существуют и другие необходимые юридические действия, за которые необходимо платить государственную пошлину. Существует «Положение о Пошлинах в РБ», в котором все эти действия и размеры пошлин перечислены. К примеру, государственная пошлина за подачу и экспертизу заявки на изобретение на один объект составляет 3,5 базовых величин для белорусского заявителя.

Приблизительно так же выглядит практика и в других странах. Разница заключается лишь в том, что в РБ белорусский заявитель может самостоятельно представлять свои интересы перед патентным ведомством (Национальным Центром интеллектуальной собственности). Для патентования в других странах ему необходимо обращаться к услугам патентных поверенных этих стран. Говорить о конкретных цифрах в данном случае невозможно, так как в разных странах они сильно различаются. Тем более, что при зарубежном патентовании не происходит простого суммирования стоимости патентования в разных странах. В большинстве случаев используются схемы патентования путем подачи международной заявки и далее - по возможности, получения региональных патентов, таких, к примеру, как Евразийский, Европейский патенты.

От подачи заявки до получения патента, в среднем, проходит 18 месяцев. Патент на изобретение действует в течение 20 лет. Продление на 5 лет возможно только для изобретений в области медицины. Законом предусмотрена временная правовая охрана, которая наступает спустя 18 месяцев после публикации заявки на получение патента. В случае, если кто-либо начал использование опубликованной заявки после ее публикации, к нему можно предъявить претензию за неправомерное использование, но только после получения патента. Для получения патента необходимо Подать правильно оформленную заявку в НЦИС, оплатить пошлины и в соответствующие сроки реагировать на Запросы и Решения НЦИСа.

Лицензирование деятельности - это процедура выдачи лицензии в органе, осуществляющем лицензирование. Лицензированием является не только выдача, но и внесение изменений и дополнений, приостановление, возобновление, продление срока действия, прекращение действия и выдача дубликата специального разрешения.

Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется в Республике Беларусь (РБ) множеством нормативных правовых актов в области лицензирования. Однако основным документом, устанавливающим общие правила лицензирования в РБ является Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14.07.2003г. № 17 (далее – Декрет). Именно этот акт устанавливает основные правила выдачи специальных разрешений, перечень основных документов, необходимых для этого, сроки, права заявителей и иные особенности, согласно которым осуществляется лицензирование в Беларуси.

Кроме того, указанный Декрет содержит исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности. Однако Декрет не является всеобъемлющим актом. Согласно пункту 5 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом, Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции утверждает положения о лицензировании видов деятельности, которые должны включать:

- указание вида деятельности, работ и услуг, составляющих этот вид деятельности;

- указание срока действия специального разрешения;

- перечень лицензионных требований и условий;

- перечень грубых нарушений лицензиатом законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;

- исчерпывающий перечень документов, представляемых заявителем для получения специального разрешения, а также истребуемых лицензирующим органом;

- полномочия лицензирующих органов и порядок контроля за соблюдением законодательства об осуществлении вида деятельности, лицензионных требований и условий;

- порядок проведения проверки (экспертизы) соответствия соискателя лицензионным требованиям и условиям, и иные особенности выдачи специальных разрешений на отдельный вид деятельности.

Поэтому наряду с Декретом при лицензировании конкретного вида деятельности следует руководствоваться соответствующим постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Наиболее сложным в процессе лицензирования является вопрос соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям. При лицензировании отдельных видов деятельности (например, проектирования и строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведения инженерных изысканий для этих целей) установлены жесткие лицензионные требования и условия, достижение которых, в случае получения специального разрешения «с нуля», потребует значительных затрат времени, сил и средств.

Одним из самых серьезных нововведений согласно указу стала отмена лицензирования розничной торговли и общественного питания как наиболее массовых видов деятельности, на которые приходилось наибольшее число выданных лицензий. Можно ли сказать, что произошла полная либерализация розничной торговли? Как это повлияет на розницу и покупателей? На эти и другие вопросы в прямом эфире TUT.BY ответила Екатерина Чижик, вице-председатель Белорусского союза предпринимателей.

 

3.3.              Характеристика технологических ресурсов отрасли промышленности. Техническая оснащенность предприятий отрасли. Применяемые технологии. Основные стадии производства и технологические операции, применяемые в отрасли. Характеристика конкретных естественных процессов, являющихся их основой.

Хлебопекарная промышленность Департамента по хлебопродуктам - это одна из ведущих и развитых отраслей пищевой промышленности Беларуси.

Хлебопекарные предприятия вырабатывают около 57% хлеба и хлебобулочных изделий от общего объема производства в республике, обеспечивая свыше 6 млн. чел. населения, поставляют свою продукцию в г.Минск, на экспорт, организовывают выездную торговлю в отдаленные районы сельской местности.

Для повышения конкурентоспособности продукции и эффективности производства, выпуска новой продукции проводится реконструкция, техническое перевооружение и модернизация действующих производств, внедрение современного энергосберегающего оборудования, новых технологий в соответствии с отраслевой программой развития организаций хлебопродуктов на 2006-2010 годы.

В последние годы на хлебопекарных предприятиях удалось немало сделать:

- завершена реконструкция Гродненского и Гомельского №4 хлебозаводов с полной заменой технологического оборудования на современное,

- реконструировано 28 линий и 25 участков;

- создано 11 участков по производству мелкоштучных булочных изделий;

- установлено 99 новых, менее энергоемких печей взамен устаревших и физически изношенных, в том числе 6 печей ППП с системой «Стир» (Могилевский хлебозавод №3, Речицкий, Калинковичский, Новополоцкий и Брестский хлебозаводы). Для обеспечения населения свежей выпечкой в торговой сети установлено 28 мини-печек.

- внедрено более 60 единиц оборудования для нарезки и упаковки хлебобулочных и кондитерских изделий, две спиральные системы непрерывного охлаждения хлебобулочных изделий производства Италия.

Разработаны и внедрены новые прогрессивные технологии производства хлеба:

- ускоренная технология производства заварных хлебов с использованием сухой комплексной заварки;

– технология производства хлеба с удлиненными сроками хранения, с использованием кефирной закваски;

- производство хлеба из цельного зерна без его размола в муку, в том числе с использованием пророщенного зерна практически без добавления муки.

Взято направление на выпуск продукции массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью. С этой целью достаточно широко используется крупка дробленая пшеничная, цельное зерно пшеницы, хлопья овсяные, отруби пшеничные и ржаные, зародышевые хлопья пшеницы и т. д.

УП «Белтехнохлеб» совместно с УП «Унитехпром БГУ» разработано более сорока наименований натуральных обогатительных добавок, пищевых смесей, фитокомпозиций и премиксов, в состав которых входят предварительно подготовленные фруктовые и овощные порошки, зерновые продукты, молоко сухое, сыворотка молочная сухая, морская капуста, фитосырье (цикорий, любисток, расторопша, плоды боярышника, порошок топинамбура, корень петрушки и др.). Эти добавки в своем составе содержат большую группу витаминов, макро- и микроэлементы, пектин, биологически активные соединения и др.

Особый интерес представляет витаминно-минеральный премикс «Арбарвит», применение которого обеспечивает обогащение изделий фолиевой кислотой, витамином группы В и железом, и селеносодержащая обогатительная фитокомпозиция «Аврора», в которую входит селен в органической форме (селенметионин). Производство хлебобулочных и кондитерских изделий с этими добавками организовано на предприятиях республики.

С целью сокращения импорта мучных кондитерских изделий смонтированы три комплексно-механизированные линии и создано пять участков по производству импортозамещающей продукции.

В каждой области вырабатываются замороженные полуфабрикаты и тесто, круассаны, выпеченные полуфабрикаты для тортов, мучные кондитерские изделия с длительными сроками годности, недовыпеченные замороженные хлебобулочные и кондитерские изделия (РУПП «Гомельхлебпром»). На хлебозаводах РУПП «Гомельхлебпром» в собственной торговой сети организовано производство блинов, пиццы, хвороста, круассанов, пирогов, пончиков, в том числе в замороженном виде.

Большое значение имеет внедрение более совершенных способов приготовления теста. Особенностью таких способов является уменьшение продолжительности брожения теста, что позволяет снизить затраты сухих веществ муки, сократить потребность в емкостях для брожения, снизить энергоемкость оборудования. Интенсификация процесса брожения теста достигается за счет увеличения дозировки прессованных дрожжей, применения инстантных дрожжей, повышения интенсивности механической обработки теста при замесе. Возможно также применение различных улучшителей, форсирующих созревание теста.

Информация о работе Отрасль промышленного производства и анализ ее ресурсов