Отделка древесины лакокрасочными материалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Древесина находит широкое применение в самых разнообразных отраслях промышленности. В мебельной, фанерной, лыжной, спичечной и других отраслях деревообрабатывающей промышленности древесина является исходным сырьём. Кроме того, ее применяют в вагонно-, авто- и самолетостроении, в сельскохозяйственном машиностроении, в жилищном и промышленном строительстве и многих других областях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
КРАШЕНИЕ (ТОНИРОВАНИЕ) ДРЕВЕСИНЫ
НЕПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ
Материал и инструмент
Приемы окрашивания
ПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА ДРЕВЕСИНЫ МАСЛАМИ И МАСТИКАМИ
ПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА ДРЕВЕСИНЫ ЛАКАМИ
Приемы лакирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

контрольная работа на выбор.docx

— 41.63 Кб (Скачать)

Торцовки  служат для разделки поверхности  слоя краски под шагрень (под кожу). Изготовляют их из жесткой хребтовой  щетины, закрепляемой в отверстиях деревянной колодки с ручкой. Размеры  рабочей поверхности 100 X 150 и 100 X 200 мм, обрез щетины ровный.

Шеперки делают преимущественно из щетины. Узкая шеперка, представляющая собой маленький флейц, применяется при окрашивании узких мест. Пальчиковой шеперкой разделывают окрашенную поверхность под дуб. Это кисть состоит из нескольких небольших филенчатых кистей, скрепленных общей оправой.

Для отделки  под дуб применяются также  различного вида гребешки из листовой резины, кожи или рога. 

2.2. Приемы окрашивания

Окрашивание масляными красками. Набрав краску на кисть, отжимают кисть о край посуды, чтобы удалить излишек краски. На окрашиваемую поверхность краску наносят широкими жирными полосами, которые затем тщательно растушевывают  ручником в разных направлениях; этим добиваются равномерного распределения  краски по поверхности. Последнюю растушевку делают обязательно вдоль волокон. Ручник при работе держат под углом 45—55° к отделываемой поверхности.

Тотчас  же после нанесения краски ручником производится флейцевание. Флейц держат перпендикулярно к отделываемой поверхности, лишь слегка касаясь обрезом волос слоя краски. Флейц должен быть сухим и чистым. Работают им довольно быстро.

Окрашивание производится до трех раз в зависимости  от укрывистости краски. Первый слой всегда наносится более жидкой краской; этот слой нередко называют грунтом. Сушка каждого слоя при температуре 18—20° длится от 12 до 20 час. По непросохшей краске новый слой краски наносить нельзя.

Каждый  слой краски после высыхания шлифуют  мелкозернистой шкуркой или пемзой — с водой или керосином (мокрое шлифование). Масляную краску при работе нужно чаще перемешивать, чтобы ее твердые частицы не оседали на дно посуды. Для матового окрашивания  добавляют в краску скипидар. Для  увеличения блеска окрашенную поверхность  покрывают масляным лаком.

Оставшуюся  после работы масляную краску нужно  держать в плотно закрытой посуде. Для более или менее длительного  хранения краску заливают водой, иначе  на ее поверхности образуется довольно толстая сухая корка; при небольшом  количестве краски вся она может  высохнуть и стать непригодной  к употрeблeнию.

Окрашивание масляными эмалями. Масляную эмаль  наносят примыкающими (сливающимися) полосами вдоль волокон при помощи круглого или плоского ручника, который  держат под углом 70° к поверхности; плоский ручник для работы удобнее. Растушевки не делают, допускается  только флейцевание, которое выполняют тотчас же за нанесением полос легкими прикос: новениями сухого флейца к слою эмали.

Масляную  эмаль, в зависимости от ее укрывистоети, наносят один или два раза. За два раза производится окрашивание эмалями светлых цветов, а также красного и вишневого цвета. Выдержка между покрытиями до 18 часов.

На поверхности, покрытой масляной эмалью, не должно оставаться пропусков, сгустков, штрихов от кисти, не должно быть приставших волос и  щетины от флейца и ручника. Масляными  эмалями отделывают преимущественно  изделия, предназначенные для эксплуатации в закрытых помещениях. Их недостаток — медленное высыхание.

Отделка эмалями «фиксоль». Этими эмалями окрашивают изделия, эксплуатируемые в условиях переменной влажности. Призмы отделки такие же, как при окраске масляными эмалями. Допускается растушевывание нанесенных полос. Покрытие получается полузеркальным.

Эмали «фиксоль» выпускаются различных цветов в готовом виде. Приготовляются они на льняном или тунговом масле. При необходимости эмали разбавляют специальным разбавителем "фиксоль".

Отделка нитроэмалями. При отделке поверхностей нитроэма лями окрашивающий состав наносят продольными примыкающими полосами без растушевывания, работая плоским или круглым эучником. Число покрытий не менее двух с промежуточной выдержкой в 40—50 мин.; каждое предыдущее покрытие обитательно шлифуют. Отделка получается блестящей. Блеск можно довести до зеркального дополнительной обработкой эмалевой пленки пастами, полировочной водой, а также глянцеванием, производимым плюшем или цигейтовым мехом.

Нитроэмали  недостаточно светостойки и водостойки, поэтому ими отделывают преимущественно  изделия, которые постоянно заходятся  в закрытых помещениях.

 При  отделке древесины кроющими красками  и эмалями необходимо иметь  в виду, что для качества отделки  исключительно важны правильные  межоперационные выдержки слоев  покрытия до их полного высыхания.

 Длительные  выдержки затягивают отделку,  поэтому надо стремиться к  возможно большему сокращению  срока выдержек, однако без ущерба  для качества окраски.

Чтобы сократить продолжительность сушки, долгосохнущие масла заменяют, частично или полностью, быстросохнущими синтетическими материалами; в отделочные составы добавляют скипидар, летучие растворители, сиккативы; масляные краски заменяют быстросохнущими нитроэмалями; сушку прозводят при температуре, достигающей 60°.

III. ПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА ДРЕВЕСИНЫ

МАСЛАМИ И МАСТИКАМИ

Олифление. Изделие при помощи кисти или тампона покрывают два-три раза чистым горячим льняным маслом или натуральной олифой. После их высыхания образуется плотная защитная пленка красивого темного тона. Пленка олифы имеет также глянец. Олифление как вид прозрачной отделки требует тщательной подготовки отделываемой поверхности, так как шероховатые места на поверхности после нанесения олифы или масла выступают в виде грязных пятен. Олифа долго высыхает; для сокращения срока высыхания в нее добавляют до 8% сиккатива или до 25% скипидара. Для дуба применяют состав, в который входит 47% олифы, 47% скипидара и 6% сиккатива. От чистой олифы дуб сильнее темнеет.

Каждый  новый слой олифы наносят только после того, как высохнет и будет  отшлифован предыдущий слой. Отступление  от этого правила влечет за собой  получение липкого покрытия.

Лессировка. Лессировкой называется отделка поверхности древесины олифой, смешанной с лессирующими, т. е. малоукрывистыми, пигментами — ультрамарином, лазурью, милори. Лессирующий пигмент нередко заменяют анилиновой краской. Лессировка также требует тщательной подготовки поверхности.

Глазировка. В отличие от олифления и лессировки глазировка, которой отделывают исключительно древесину ценных пород, производится специальным составом — глазуролем. В него входят натуральная олифа, скипидар и анилиновый краситель. Этот состав всегда подбирают под натуральный цвет отделываемой древесины: под слоем глазуроля ее текстура выглядит особенно сочной и привлекательной.

Олифление, лессировка и глазировка как способы отделки древесины в настоящее время применяются редко. Развитие техники отделки новейшими синтетическими материалами позволяет заменить эти способы другими более качественными, притом выполняемыми без затрат дефицитной олифы.

Вощение. Обработка воском применяется не только для порозаполнения перед лакированием; вощение является широко распространенным видом прозрачной глянцевой отделки древесины, в особенности крупнопористых пород. Для отделки лучше пользоваться восковыми мастиками на скипидаре, а не на бензине: они прочнее держатся на древесине и дают больший блеск.

После нанесения и втирания восковой мастики  и некоторой выдержки отделываемую поверхность подвергают лощению. Лощение, производимое тотчас же после нанесения  мастики, дает меньший блеск. Лоск наводится  сукном, мочалом, морской травой.

Для защиты воскового покрытия от действия тепла  и влаги и от механических повреждений  его покрывают бесцветным спиртовым  лаком. Делают это после того, как  слой воска окончательно просохнет, т. е. когда полностью испарится  скипидар. Наличие остатков скипидара  под лаковой пленкой ведет  к появлению неисчезающих белых  пятен, резко портящих отделку.

До нанесения  лака нужно предохранить восковое покрытие от сырости и пыли. Под влиянием сырости в воске образуются белые  пятна, пыль делает поверхность шероховатой.

Мастичение. Так называется окончательная отделка поверхности древесины различными мастиками. Вощение, в сущности, один из видов мастичения, дополненный нанесением лакового покрытия.

Для мастичения чаще применяется восковая мастика, в которую, кроме воска, входят канифоль, скипидар, мыло, сухая краска, поташ. Основную составную часть (40%) составляет воск. Канифоль в количестве 10% вводится как пленкообразующее вещество; мыло в таком же количестве дается для повышений эластичности покрытия. Скипидар, сухие краски и поташ дозируют в зависимости от пористости древесины.

Кроме восковой, применяют значительное количество мастик, приготовляемых по различным рецептам. В их состав входят в основном канифоль и бензин с добавлением в небольших количествах церезина, стеарина, мыла, талька и некоторых других химикатов (по рецептам).

Ко всем мастикам предъявляется требование: не изменять цвета и не затенять текстуру отделываемой древесины. В  необходимых случаях мастику  подкрашивают под цвет древесины. При  работе мастиками с канифолью  излишки мастики удаляют с  поверхности тряпкой, смоченной  бензином.

Матирование. Способом матирования придают отделанным мастиками поверхностям древесины ровный, приятный матовый вид. С этой целью обрабатывают мастикованные поверхности специальными шлифовальными пастами или шкуркой с очень мелким зерном. Если поверхность по мастике покрыта спиртовым лаком, ее шлифуют пастой № 289, а если масляным лаком — поверхность протирают этиловым спиртом. Очень хорошее матовое покрытие дает выпускаемая промышленностью влагоустойчивая паста «Матолеин». Шлифование шкуркой ведут с керосином или скипидаром, или же с водой, если шкурка водоупорная.

При матировании  возможны такие дефекты: следы от шлифования; неравномерное покрытие пастой; оставление на обработанной поверхности  излишков пасты; просадка пасты в  крупные поры. Все эти дефекты  легко предупредить аккуратной, тщательной работой.

Матовая отделка имеет ряд достоинств. Эти достоинства:

1) быстрота  и легкость выполнения;

2) бездефицитность и сравнительно небольшая стоимость потребных материалов;

3) получение  отделанной поверхности с довольно  высокими техническими, декоративными  и гигиеническими качествами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПРОЗРАЧНАЯ  ОТДЕЛКА ДРЕВЕСИНЫ  ЛАКАМИ (ЛАКИРОВАНИЕ)

 Лакирование  — самый распространенный вид  отделки столярных изделий.

Лаки. Существуют лаки масляные, спиртовые и нитроцеллюлозные (нитролаки). Нанесенные на поверхность древесины, они образуют после высыхания прочную защитную пленку, хорошо сцепленную с этой поверхностью. Лаки должны давать пленку прозрачную, гладкую на ощупь, светоустойчивую, теплоустойчивую, с равномерным глянцем. Установлено, что чем пленка тоньше, тем она плотнее и тем лучше блестит. В толстой пленке под влиянием ее усадки образуются незаметные трещинки, поверхность такой пленки получается недостаточно гладкой.

 Различают  четыре стадии высыхания лакокрасочных  покрытий: «от пыли», «на отлип», «для шлифования» и «полное». Первая из этих стадий — высыхание от пыли — характеризуется образованием на поверхности покрытия тонкой пленки, настолько подсохшей, что к ней уже не может прилипать пыль.

На отлип — это такая стадия высыхания, когда к поверхности покрытия уже не прилипает ватный тампон, прижатый рукой, и палец, если им нажать на пленку, не оставляет на ней отпечатка.

На стадии «для шлифования» пленка уже обладает твердостью, допускающей шлифование без опасения повредить пленку.

«Полное»  высыхание характеризуется одинаковой твердостью покрытия по всей его толщине. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Приемы  лакирования

Лакирование вручную производится тампоном, реже кистью. Для тампона берут ком  ваты, обертывают его тонким мягким льняным полотном или марлей, обязательно  стираной; нестираная марля оставляет  на лакируемой поверхности вклеивающиеся  волокна. Тампон делают таких размеров, чтобы его было удобно держать  в руке; небольшие поверхности, а  также кромки лакируют тампонами  меньших размеров.

Информация о работе Отделка древесины лакокрасочными материалами