Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:02, лекция
Техническая диагностика – область знаний о распознавании состояния технических систем (объектов), исследующая формы проявления технического состояния, разрабатывающая методы и средства его определения.
Особенно это влияние сказывается при использовании тепловизоров, работающих в спектральном диапазоне 2-5 мкм.
При
использовании пирометров необходимо,
чтобы площадь наблюдения по возможности
соответствовала площади
ЛЕКЦИЯ 9
Специфические особенности диагностирования оборудования на судах
При построении систем диагностирования на судах необходимо учитывать следующее.
1.
Большое разнообразие судового
оборудования по используемым
физическим принципам (
2.
Большое разнообразие
3.
Наличие на судах как
4.
Различия в структуре судового
оборудования. Так, на судах имеются
как одноканальные, так и
Можно
выделить следующие группы оборудования:
энергетическое (дизель, турбозубчатый
агрегат, газотурбинная установка,
атомная энергетическая установка,
гребная электрическая
5.
Различный уровень надежности
судового оборудования
6. Различные режимы использования оборудования на судах. Судовое оборудование можно использовать в длительном [элементы энергетической и электроэнергетической систем, агрегаты винта регулируемого шага (ВРШ), насосы постоянной производительности и др.], кратковременном (агрегаты выдвижения рулей успокоителей качки, ряд судовых систем, пусковая и противоаварийная аппаратура и др.) и повторно-кратковременном режимах (система управления курсом, успокоители качки, ВРШ, крыльчатые движители и др.).
Диагностирование
оборудования с длительным режимом
использования связано со сложностями
исключения влияния на рабочие функции.
Диагностировать кратковременно используемое
оборудование можно в нерабочее
время или непосредственно
7. Высокая степень автоматизации производственных процессов на судах. В зависимости от степени автоматизации Регистр установил следующие знаки автоматизации: А1—для судов, на которых технические средства автоматизации обеспечивают возможность эксплуатации судна без постоянной вахты в машинном отделении (МО), включая центральный пост управления (ЦПУ); А2 — для судов, где обеспечена возможность эксплуатации судна без постоянной вахты в МО, но энергетическую установку контролирует постоянная вахта в ЦПУ; A3 — для судов с обычными методами эксплуатации энергетической установки с постоянной вахтой в МО.
В связи с постоянным ростом автоматизации процессов управления судном необходимо совершенствовать методы и средства оценки состояния судового оборудования, что можно обеспечить автоматизацией процесса диагностирования.
8. Ограниченные возможности восстановления судового оборудования из-за недостаточного количества и невысокой квалификации обслуживающего персонала и ограниченного объема запасных деталей. Этим объясняется то, что при плавании судна в программу диагностирования включают только задачу определения работоспособности. Задачу поиска возникшего дефекта включают в программу диагностирования судового оборудования при нахождении судна на базе или ремонте. В ряде случаев перед выходом судна в море целесообразно решить задачу прогнозирования, что позволит принять обоснованное решение об использовании оборудования при плавании судна.
9. Большое разнообразие условий диагностирования оборудования во многом определяет место расположения объектов — в палубных надстройках, на палубе или в трюме. В первую очередь место расположения объектов сказывается на объеме и характере ТСД, а в ряде случаев может повлиять на выбор задач и глубину диагностирования. От времени, необходимого или выделяемого на диагностирование, существенно зависит степень автоматизации диагностирования. Программа диагностирования может предусматривать переход от последовательного к параллельному выполнению алгоритмов или операций.
Знание
особенностей диагностирования судового
оборудования позволит правильно организовать
эксплуатацию и использование оборудования
и обеспечит поддержание уровня
его надежности.
Диагностирование в жизненном цикле системы диагностирования.
Для любого технического объекта характерны следующие стадии жизненного цикла: проектирование, производство, эксплуатация и использование. При этом под эксплуатацией понимают комплекс мероприятий по обеспечению заданного уровня готовности, а под использованием — применение объекта по прямому назначению. Диагностирование связано со всеми стадиями жизненного цикла объекта.
Перед проектными организациями стоит задача разработки работоспособных объектов, а перед производственными — изготовление объектов, состояние которых входит в подмножество S1 (подмножество работоспособных состояний). Соответственно эксплуатационники должны задерживать или возвращать состояние объектов в подмножество S1. Для решения этих задач в период проектирования необходимо предусматривать оценку состояния разрабатываемого объекта, делая его контролепригодным, в процессе производства нужно оценивать состояние комплектующих элементов, добиваясь работоспособности изготавливаемого объекта, и, наконец, при эксплуатации требуется периодически оценивать состояние объекта для принятия решения о его использовании или восстановлении.
В процессе эксплуатации и использования объекта большую роль играет организация процесса диагностирования объекта и самоконтроля технических средств. В связи с этим на самом начальном этапе проектирования системы диагностирования необходимо решать задачи организации процесса диагностирования (определение периодичности и продолжительности). В ряде случаев при решении этих задач могут быть получены рекомендации по изменению режима использования объекта по назначению.
Для оценки состояния технического объекта (диагностирования) необходимо, во-первых, спроектировать объект, приспособленный к оценке его состояния с требуемой глубиной и достоверностью; во-вторых, создать ТСД, которые позволяли бы оценивать состояние объекта в заданных условиях; в третьих, определить роль и функции человека-оператора (ЧО), участвующего в процессе диагностирования. Иначе говоря, необходимо спроектировать систему диагностирования. Наибольший эффект при диагностировании объекта будет достигнут только в том случае, когда решения, принимаемые при проектировании отдельных элементов системы диагностирования, будут согласованы между собой. Чтобы объект был приспособлен к диагностированию, необходимо при его проектировании разработать диагностическое обеспечение, включающее перечень оцениваемых диагностических показателей, методы их оценки, условия работоспособности и признаки наличия дефектов, алгоритмы и программу диагностирования. На основе полученного диагностического обеспечения проектируют технические средства диагностирования (ТСД), позволяющие оценивать состояние объекта в заданных условиях, и деятельность ЧО с учетом принятой степени автоматизации процесса диагностирования. В процессе проектирования определяют практическую эффективность, которую можно достичь при использовании системы диагностирования.
Основная
задача производства — обеспечение
требований, предъявляемых к объекту
и ТСД. Однако уже в процессе производства
объекта и ТСД необходимо оценивать
их состояние, например состояние отдельных
комплектующих изделий и
Процесс
диагностирования при производстве
объекта и ТСД во многом определяют
специфика и технология производства.
В связи с этим основным в процессе
производства будет выбор методов
диагностирования, которые должны обеспечивать
достаточную глубину и
В процессе
эксплуатации диагностирование выполняют
непрерывно или периодически в целях
определения работоспособности
ОД и ТСД. При необходимости осуществляют
прогнозирование или поиск
Таким
образом, задачи, связанные с необходимостью
диагностирования технического объекта
на разных стадиях, могут оказаться
различными. Это обстоятельство следует
учитывать при разработке системы
диагностирования, своевременно согласовывая
решения, принимаемые при проектировании
ее элементов. Отличие в задачах,
решаемых при диагностировании объекта
на различных стадиях, требует разработки
ТСД, предназначенных для
Система
диагностирования эффективна в тех
случаях, когда состояние технического
объекта будут оценивать на всех
стадиях его жизненного цикла. Тогда
повышается эффективность использования
ОД и надежность его можно поддерживать
на уровне, заложенном при проектировании.
ЛЕКЦИЯ
10
Определение работоспособности. Условие работоспособности
Судовое оборудование состоит из конечного числа элементов и в нем может возникнуть конечное число дефектов. Это позволяет считать, что судовое оборудование может находиться в конечном множестве состояний S, которое состоит из подмножества работоспособных состояний S1 и подмножества неработоспособных состояний S2. Разделение множества S на подмножества S1 и S2 определяется условием работоспособности.
Информация о работе Основные понятия и терминология технической диагностики