Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа
Объектом курсового проектирования является испытательная лаборатория моторных масел в составе ООО "ЛУКОЙЛ – Волгограднефтепереработка".
Цель работы - организация работы испытательной лаборатории - от планировки помещения и комплектования оборудованием и штатами до методической документации и аккредитации.
В процессе проектирования собрана документация по официальным требованиям к функционированию лаборатории и по работе реальной лаборатории производства нефтепродуктов.
Основой проектируемой лаборатории явилась реальная производственная лаборатория моторных масел в г. Волгограде, имеющая большой опыт работы при большом обороте продукции.
Предложенный проект является учебным, однако, содержит ряд рекомендаций, которые могут быть использованы для совершенствования производства и повышения качества продукции.
Введение 3
1 Нормативные ссылки 5
2 Роль испытательных лабораторий в народном хозяйстве 6
3 Понятие и классификация моторных масел 11
3.1 Классификация моторных масел по вязкости SAE 13
3.2 Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA 15
3.3 Классификация моторных масел по вязкости, назначению и уровням эксплуатационных свойств ГОСТ 18
3.4 Обзор российского рынка моторных масел 20
4 Общая информация об ООО "ЛЛК-Интернешнл" 22
4.1 Производство и контроль масел на заводе ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" 24
5 Характеристики испытательной лаборатории масел ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" 30
5.1 Общие положения 30
5.2 Персонал лаборатории 31
5.3 Помещения и оборудование 32
5.4 Документация лаборатории 34
5.5 Техника безопасности 37
5.6 Методы отбора проб и определения кинематической и динамической вязкостей 38
5.7 Метод определения температуры вспышки в открытом тигле 42
5.8 Финансовая деятельность лаборатории 45
Заключение 47
Список использованных источников 48
Приложение А 49
Приложение Б 51
Моторное масло — это важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла — одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей. Современные моторные масла должны отвечать многим требованиям, главные из которых перечислены ниже:
- высокие моющая, диспергирующе-стабилизирующая,
- высокие термическая и
- достаточные противоизносные свойства, обеспечиваемые прочностью масляной пленки, нужной вязкостью при высокой температуре и высоком градиенте скорости сдвига, способностью химически модифицировать поверхность металла при граничном трении и нейтрализовать кислоты, образующиеся при окислении масла и из продуктов сгорания топлива,
- отсутствие коррозионного возде
- стойкость к старению,
способность противостоять
- пологость вязкостно-температур
- совместимость с материалами уплотнений, совместимость с катализаторами системы нейтрализации отработавших газов;
- высокая стабильность при транспортировании и хранении в регламентированных условиях;
- малая вспениваемость при высокой и низкой температурах;
- малая летучесть, низкий расход на угар (экологичность).
К некоторым маслам предъявляют особые, дополнительные требования. Так, масла, загущенные макрополимерными присадками, должны обладать требуемой стойкостью к механической термической деструкции; для судовых дизельных масел особенно важна влагостойкость присадок и малая эмульгируемость с водой; для энергосберегающих — антифрикционность, благоприятные реологические свойства.
Моторные масла классифицируют по различным параметрам, начиная от назначения и заканчивая температурными пределами работоспособности. Рассмотрим наиболее популярные классификации масел, которые используются в большинстве стран, производящих смазочные материалы.
В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.
Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные.
Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W - обозначаются цифрой и буквой "W" (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.
К низкотемпературным параметрам относятся:
Проворачиваемость- показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.
Прокачиваемость - это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.
Высокотемпературные свойства
зимних масел характеризует
Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 - обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:
- минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С - показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
- минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.
Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.
Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:
- проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
- прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел).
Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. В работе приведена классификация, введенная с 22 декабря 2008 года.
Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:
- более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
- меньшей массой двигателей;
- большей удельной мощностью;
- большими допустимыми скоростями передвижения;
- более тяжелыми городскими режимами.
Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских.
Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:
- A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков. Делятся на следующие подклассы:
1) A1/B1 - Предназначены для бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены.
2) A3/B3 - Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанных для применения и/или с увеличенными интервалами замены масла, и/или для применения в тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.
3) A3/B4 - Предназначены для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.
4) A5/B5 - Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены.
- C — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов, предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Делятся на следующие подклассы:
1) C1 - Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеют минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s.
2) C2 - Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеющт минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива.
3) C3 - Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеют минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s. Эти масла также продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов.
4) C4 - Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеют минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива.
- E - для мощных дизелей грузовых автомобилей. Это масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены. Делятся на следующие подклассы:
1) E4 - Могут применяться только в двигателях без сажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота.
2) E6 - Могут применяться в двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей с системами снижения выбросов оксидов азота.
3) E7 - Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и для большинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота.
4) E9 - Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота.
Таблица 1 - Группы моторных масел по вязкости и их примерное соответствие классификации SAE:
3з |
5W |
4з |
10W |
5з |
15W |
6з |
20W |
3з/8 |
5W-20 |
4з/6 |
10W-20 |
4з/8 |
10W-20 |
4з/10 |
10W-30 |
5з/10 |
15W-30 |
5з/12 |
15W-30 |
5з/14 |
15W-40 |
6з/10 |
20W-30 |
6з/14 |
20W-40 |
6з/16 |
20W-40 |
Таблица 2 - Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам
А |
Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б |
Б1 |
Малофорсированные бензиновые
двигатели, работающие в условиях, которые
способствуют образованию |
Б2 |
Малофорсированные дизели | |
В |
В1 |
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов |
В2 |
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений | |
Г |
Г1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии |
Г2 |
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д |
Д1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г |
Д2 |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е |
Е1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2 |
Е2 |
Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |