Многомерные и факторные эксперименты: общий обзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Социальная практика последних лет предъявляет новые требования и к экспериментальному методу. До сих пор он использовался в основном в познавательных, исследовательских целях. Сейчас экспериментальный метод становится важным средством социального проектирования и внедрения нововведений в сфере социального управления и планирования. Принципы и приемы этого нового вида эксперимента не получили пока должного теоретико-методологического обоснования.

Содержание

Введение 3
1. Социальный эксперимент 6
2. Виды эксперимента и методы отбора экспериментального отбора групп 11
3. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования 13
3.1 Основные положения 13
3.2 Схема процесса социально-экономического экспериментирования 15
4. Многомерные и факторные эксперименты: общий обзор 16
Заключение 23
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Политология.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

       12. Заключение о достоверности гипотезы.

       13. Прочие выводы.

       14. Данные о составителях протокола и степени их согласия.

       15. Дата подписания протокола. 

       Поскольку экспериментальный метод сложнее  других в его применении допускается  много ошибок. Назовем некоторые  из них:

       1. Эксперимент производится для  получения информации, которая может быть получена, иными, более простыми способами.

       2. За эксперимент выдается включенное  или стандартизированное не включенное наблюдение.

       3. Нет органической связи проведенного  эксперимента с целью, задачами  и гипотезами исследования.

       4. Допущена двусмысленность или иная существенная значимая неточность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную проверку.

       5. Неправильно построена теоретическая  система переменных, перепутаны  причины и следствия. 

       6. Экспериментальный фактор (независимая  переменная) выбран произвольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддаваться управлению со стороны исследователя.

       7. Независимая и зависимые переменные  не нашли адекватного выражения  в эмпирических индикаторах. 

       8. Недооценено воздействие на зависимые переменные факторов, не входящих в независимую переменную.

       9. Экспериментальная ситуация четко  не определена, в силу чего  эксперимент проводится с нарушением  его условий. 4

       10. Субъективные оценки экспериментальной  ситуации преобладают над объективными характеристиками.

       11. В ходе эксперимента выяснились  такие важные свойства экспериментальной  группы, которые не были известны  до его начала.

       12. Контрольная группа не представляет  собой аналога экспериментальной  группы по существенным для исследования параметрам.

       13. Контроль за ходом эксперимента  был ослаблен и/или не эффективен.

       14. Инструментарий эксперимента нацелен  лишь на фиксацию определенных  данных (по типу инструмента наблюдения), а не на соблюдение чистоты  эксперимента.

       15. Использованные при анализе полученной информации статистические методы не соответствуют природе причинно-следственных связей.

       16. Выводы экспериментаторов подстраиваются (подгоняются) под гипотезу без  достаточных на то оснований. 

       17. Эксперимент проводится над людьми, которые не желают этого и сопротивляются ему.

       18. Практическим итогом эксперимента  стало не решение социальной  проблемы, а усугубление ее нерешенности.

       2.  Виды эксперимента и методы отбора экспериментального отбора групп

 

       Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез.

       По  характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на “полевые”  и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

       По  логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты:

       Линейный  эксперимент отличается тем, что  анализу подвергается одна и та же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние), экспериментальной (её состояние  после изменения каких-либо её характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта.

       В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная  и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются.

       Метод попарного отбора используется преимущественно  в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности выбираются две группы таким образом, чтобы  они были идентичны по нейтральным  и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.

       В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам.

       Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам вероятностной выборки с заранее заданным объёмом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сот) численности экспериментальной группы.

       Планирование  и логика осуществления эксперимента

       Подготовка  и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:

       Определение цели эксперимента;

       Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;

       Выделение предмета эксперимента;

       Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

       Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

       Формулировка  гипотез и определение задач;

       Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;

       Определение метода фиксации результатов;

       Проверка  эффективности эксперимента. 

       3. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования

       3.1 Основные положения

       Социально-экономическое  экспериментирование — одна из разновидностей эксперимента, представляющая собой реализацию искусственно созданного (но близкого к реальному или соответствующего реальному) социально-экономического процесса в системе управления, на основе чего можно получить широкий спектр возможных состояний системы.5 При этом методы, используемые при его проведении, являются частью всей совокупности разнообразных методов, применяемых при экспериментальных исследованиях.

       Социально-экономическое  экспериментирование осуществляется в виде активной формы вмешательства в систему управления. Оно позволяет:

       • провести социальную диагностику управляющей подсистемы;

       • выявить механизмы происходящих социально-экономических явлений, взаимосвязи  отдельного человека с другими людьми, группами и между ними;

       • оптимизировать социальные и экономические  процессы в системе;

       • уменьшить социальные и экономические издержки системы;

       • оценить эффективность проведенного эксперимента.

       Вместе  с тем это очень опасный  вид экспериментального вмешательства, так как в нем участвуют люди. Следовательно, в случае негативных исходов эксперимента может пострадать благополучие, здоровье и психика одного человека или даже многих людей. А этого нельзя допускать в принципе.

       Поэтому на проведение социально-экономического экспериментирования необходимо накладывать соответствующие ограничения в виде предельно допустимых параметров на определенные процессы и явления. Кроме того, следует тщательно подготавливать эксперимент, рассчитывая меру риска, предполагаемых ущербов и других отрицательных последствий, соизмеряя экспериментальные процессы с моралью и нравственностью цивилизованного общества, закладывая страховые решения, предоставляя возможности по социальной и психологической реабилитации участников экспериментирования и, в конечном итоге, соблюдая всесторонние правовые нормы и правила.

       На  исследователях-экспериментаторах, проводящих социально-экономические эксперименты, лежит огромная ответственность перед участвующими в экспериментировании людьми и обществом в целом.

       3.2 Схема процесса социально-экономического экспериментирования

       Каждое  экспериментирование безусловно индивидуально и имеет свои особенности. Вместе с тем схема социально-экономического экспериментирования может быть во многом общей (рис.1). 

         

       

       

       

         
 

       

         

         

       

       

       

       

         
 
 

       Рис. 1. Укрупненная схема процесса проведения социально-экономического экспериментирования

       В ряде случаев операции данной схемы  могут повторяться и иметь  обратную связь, так как при выполнении некоторых из них достижение целей  и задач не может быть полностью  обеспечено без корректировок с  первого раза. Иногда следует возвратиться к предыдущим операциям схемы от какой-либо другой нижерасположенной операции, т.е. эта схема практически имеет замкнутый цикл. Окончание эксперимента может быть связано только с достижением цели или при исчерпании какого-либо ресурса (например, материального, временного и т.п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. Многомерные и факторные эксперименты:

       общий обзор

    В описанных выше экспериментах с  контрольной группой каждый раз  используются лишь два типа условий  — «есть воздействие» либо «нет воздействия». Эти два типа условий по сути можно рассматривать как два уровня независимой переменной, которым можно присвоить условные числовые значения — например, «1» и «0». Иными словами, с точки зрения уровня измерения независимая переменная является номинальной, качественной. В контрольной группе ее значение равно нулю, в экспериментальной — единице. Однако исследователь часто располагает значительно большей информацией о независимой переменной и способен измерить и проконтролировать ее по крайней мере на трех-четырех уровнях значений. Соответственно экспериментальная гипотеза может быть сформулирована в терминах более или менее интенсивного воздействия либо наличия-отсутствия «отклика» зависимой переменной при конкретных уровнях независимой переменной.6

    В психологии хорошо известен закон «оптимума мотивации», так называемый закон Йеркса-Додсона.

    В начале нашего века Р. Йеркс изучал, как влияет негативное подкрепление в форме удара электрическим током на выработку элементарных навыков у животных. В частности, в опытах с «танцующими мышами» (разновидность домашней мыши, имеющая генетический дефект, который заставляет ее двигаться по кругу или по восьмерке) он использовал три уровня силы тока — «сильный» (500 усл. ед.), «средний» (300 усл. ед.) и «слабый» (125 усл. ед.). Мышь должна была научиться выбирать один из двух туннелей. В конце туннеля ее в любом случае ожидало «вознаграждение» — мышь противоположного пола. При ошибочном выборе (белый туннель) мышь испытывала удар током, при правильном выборе (черный туннель) негативное подкрепление отсутствовало. Местоположение туннелей (слева-справа) менялось случайным образом от пробы к пробе. Выяснилось, что быстрее всего обучение происходит при «средней» величине стимуляции. Обнаруженный в этом эксперименте нелинейный характер связи между величиной стимула к решению определенной задачи и успешностью решения был затем неоднократно подтвержден и во многих других экспериментах, в том числе с испытуемыми-людьми и с позитивной стимуляцией. Чрезмерная мотивация и чрезмерная величина подкрепления, как и слабая мотивация, всякий раз оказывали меньшее воздействие на успешность выполнения различных задач.

Информация о работе Многомерные и факторные эксперименты: общий обзор