Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:16, контрольная работа
Сегодня Кузбасс один из наиболее динамично развивающихся регионов России. По объему промышленного производства область занимает 12 место в России и второе – в Сибирском Федеральном округе. Общий объем производства Кузбасса равен совокупному выпуску промышленной продукции Омской, Новосибирской областей и Алтайского края.
Введение………………………………………………………………………....3
Основная часть…………………………………………………………………..4
Особенности становления и формирования машиностроения в Кузбассе……………………………………………………………………...4
Недостатки развития машиностроения……………………….…………..8
Оборонная отрасль………………………………………………………...13
Машиностроение сегодня………………………………………………...18
Юргинский машиностроительный завод………………………………...20
3. Заключение……………………………………………………………………...24
4. Список литературы……………………………………………………………..26
С
одной стороны, в современном
представлении понятие
С другой стороны, в настоящее время степень кооперации предприятий машиностроения едва достигает 1,5-2,0 процента, что уже само по себе говорит о том, что каждое машиностроительное предприятие функционирует само по себе. Отсюда не только низкая степень кооперации, но и разделения труда, специализации, унификации, стандартизации, а следовательно, отсутствие реальной основы для производства систем и оборудования с заранее заданными свойствами адресного назначения.
Наконец, к недостаткам сложившейся в Кузбассе машиностроительной промышленности следует отнести слабую социальную ориентацию. Как правило, именно на предприятиях машиностроения наиболее низкая заработная плата, большая очередность на жилье, отсутствие хотя бы примитивной социальной инфраструктуры и наличие комплекса других социальных проблем.
Изложенное
дает основание сделать вывод
о том, что предприятия
2.3.
Оборонная отрасль
Подводной, и вместе с тем наиболее наукоемкой, частью айсберга машиностроения являются предприятия оборонной отрасли, которые до недавнего прошлого находились в тени, но сегодня легализованы в связи с развернувшейся в России и ее регионах конверсией. Предприятия оборонного комплекса – это наиболее оснащенные в научно-техническом плане производства, специализирующиеся на машиностроении, спецхимии и электронике, и в наибольшей степени интегрированные в экономику региона, поставляя населению и промышленности Кузбасса широкий спектр разнообразных товаров и услуг. Не вызывает сомнения тот факт, что оборонный комплекс является в рамках машиностроения Кемеровской области наиболее представительной ее частью.
В настоящее время в области насчитывается семь предприятий оборонного комплекса: Юргинский машиностроительный завод, п. о. “Прогресс”, Кемеровский механический завод, завод “Коммунар”, завод “Знамя”, завод “Кузбассрадио”, завод “Кедр”,
Удельный вес продукции предприятий оборонной отраслей в общем объеме производства народного хозяйства Кузбасса составляет около 6,5 процента. На оборонных заводах в 1988 году работало 42,5 тысяч человек, или 8,3 процента от общего количества промышленно-производственного персонала, занятого в промышленности отрасли.
В составе оборонных предприятий имеются мощности машиностроительного, механообрабатывающего, специального химического профиля.
В связи с конверсией общий объем промышленного производства на оборонных предприятиях по состоянию на начало 1994 года уменьшился на 46,2 процента. Численность промышленного персонала сократилась на 10 тысяч человек, в том числе и в военной производстве – на 7,3 тысяч человек.
Конверсия вызвала на отдельных предприятиях глубокие структурные сдвиги в номенклатуре выпускаемой продукции. Так на п. о. “Юргинский машиностроительный завод” доля изделий военного назначения в общем объеме промышленного производства к началу 1994 года снизилась по отношению к 1988 году с 54,2 до 6,6 процента, в производственном объединении “Прогресс” – с 47,7 до 3,6 процента. Полностью сокращено производство оборонной продукции на заводе “Коммунар”.
Резкое сокращение объемов производства военной продукции в ходе конверсии сопровождалось и сопровождается наращиванием производства гражданской продукции. Примечательно, что с самого начала конверсии происходит налаживание производства в первую очередь тех видов гражданской продукции, как промышленного, так и личного потребления, которые обеспечивают удовлетворение потребностей отраслей промышленности и населения Кузбасса. Так, на производственной объединении “Юргинский машиностроительный завод” созданы и освоены производства по изготовлению угледобывающих комплексов КМ-130 и запасных частей к ним, выпуску дефицитного оборудования для птицефабрик КБУ-Ф3, комплексного агрегата-сеялки, установки для внесения жидких удобрений, развитие конвертируемого производства в этом объединении идет по направлениям: создание и производство угледобывающего оборудования, освоение грузоподъемного оборудования для нефтяников, освоение машин и оборудования для сельского хозяйства и фермерских хозяйств.
На производственном объединении “Прогресс” уже созданы и освоены производства по выпуску супертонкого базальтового волокна с использованием местных природных ресурсов, порэмитов – экологически чистых взрывчатых веществ для угольных разрезов Кузбасса. Расширяется производство электроплит и запчастей к ним. Идет интенсивное освоение новых производств гражданской продукции по выпуску искусственной кожи, линолеума, теютовой ткани, которая используется для гибких шихтных рукавов с целью проветривания горных выработок.
В АО “Сибтензоприбор” налажено производство счетчиков расходомеров воды РОСТ-3, счетчиков тепловой энергии РОСТ-5 и других крайне дефицитных контрольно-измерительных приборов, использование которых прежде всего в жилищном секторе Кузбасса позволит существенно снизить расход холодной и горячей воды, тепла и дать в конечной счете огромный экономический эффект.
Как неотъемлемая часть сложившегося в Кузбассе угольно-металлургического комплекса продолжают развиваться мощности заводов “Коммунар” и ”Знамя” по производству промышленных взрывчатых веществ, что позволит до предела сократить их ввоз из других регионов.
Таким образом, в ходе конверсии предприятий оборонного комплекса наметилась четко выраженная позитивная тенденция перехода на производство наукоемкой машиностроительной и специальной химической продукции, направленной на удовлетворение потребностей предприятий других отраслей промышленности региона, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, что, несомненно, дает возможность сократить ввоз этой продукции из других регионов.
Отмечая позитивные структурные сдвиги на предприятиях оборонной отрасли Кузбасса в ходе конверсии, нельзя не отметить, что для этой отрасли присущи такие же недостатки, как и для химической, машиностроительной промышленности региона. Это значительный физический и моральный износ основных производственных фондов, разобщенность, крайне низкий уровень кооперации, разделения труда, стандартизации и унификации. Поэтому понятие “оборонный комплекс” можно использовать сегодня чисто условно.
Обобщая изложенное можно сделать выводы:
1. Машиностроительная и оборонная отрасли в недостаточной степень сориентированы и готовы для производства продукции, являющейся приоритетной для других отраслей экономики Кузбасса с учетом обеспечения непрерывного их научно-технического обновления, производства высоко-конкурентной продукции;
2. Предприятия этих отраслей слабо интегрированы друг с другом, имеют слабый уровень кооперации, разделения труда, специализации, что существенно сдерживает их возможности;
3. Для того, чтобы предприятия машиностроительной и оборонных отраслей реально могли производить системы высокопроизводительных, ресурсосберегающих, экологически чистых и надежных машин и оборудования для отраслей промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей, чтобы эти отрасли по всем признакам могли быть отнесены к понятию машиностроительный комплекс, необходима глубокая их структурная перестройка.
Структурная перестройка машиностроительных и оборонных отраслей должна осуществляться на основе четко продуманной программы действий.
Прежде всего надо реально определится в ассортиментом машиностроительной продукции, которая необходима отраслям народного хозяйства региона для их перманентного научно-технического обновления, производства на этой основе выскоконкуретной продукции, при низких издержках производства. При этом нельзя забывать, что для металлургической отрасли в Кузбассе практически нет машиностроительной базы, а для производства систем машин и оборудования необходима связующая, посредническая головная организации, которая бы, выступая в качестве “мозгового центра”, взяла бы на себя обязательства координации всех предприятий будущего машиностроительного комплекса.
Безусловно, нужна глубокая реконструкция самих отраслей – оборонной и машиностроительной, с учетом новых задач, разворота к интересам Кузбасса. Ясно одно, что только проверенный на деле в регионе программный подход позволит возродить машиностроительную и оборонную отрасли в обновленном виде.
Реструктуризация экономики Кузбасса, ее масштабы, темпы во многом будут зависеть от состояния потребительского комплекса региона, от того, насколько и как будет уделяться внимание прежде всего человеку, его нуждам, потребностям, качеству его жизни.
2.4. Машиностроение
сегодня
В Кемеровской области более 60 предприятий машиностроительного комплекса. На сегодняшний день в отрасли работает 35 тысяч человек. 80% выпущенной кузбасскими предприятиями машиностроения продукции реализуется в пределах области, 15% - вывозится в регионы России, а 5% - идет на экспорт в Белоруссию, Италию, Бельгию, Казахстан и другие страны. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом говорил первый заместитель губернатора Кузбасса Валентин Мазикин на торжественном приеме представителей машиностроительной отрасли накануне их профессионального праздника, который отмечался 24 сентября.
Мазикин отметил, что эта отрасль в Кузбассе "проходит важнейший этап развития: кризисный период преодолен, в течение 5 лет наблюдается стабильный рост объемов выпуска продукции". В 2005 году машиностроительные предприятия реализовали оборудование более чем на 5 млрд. рублей, что на 25% больше показателей 2004 года. В среднем ежегодный прирост объема выпуска составляет 8%.
Средняя заработная плата работников отрасли - более 11 тыс. рублей. Максимальная оплата труда на предприятиях машиностроения - 15,6 тысячи. С начала этого года в развитие отрасли инвестировано более 900 млн. рублей. Всего в 2006 году в отрасль планируется вложить около 1,5 млрд. рублей.
По объему производства, налоговым поступлениям и численности работающих машиностроение устойчиво занимает в промышленности региона третье место после угольной и металлургической отраслей. По показателю роста производства за 8 месяцев 2006 года уступает только металлургии.
Первый зам. губернатора отметил, что в Кузбассе "налажен конструктивный диалог машиностроителей с властью и друг с другом". Не первый год действует Клуб директоров, который возглавляет генеральный директор ОАО "Анжеромаш" Сергей Альков. В его составе - 10 крупнейших предприятий отрасли, между которыми подписано соглашение о приоритетах и сотрудничестве. В частности предписано взаимодействие при получении заказов.
Вместе с тем Мазикин остановился и на проблемах машиностроения. Одна из них - низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, что связано с ее низким качеством. Износ фондов отрасли составляет 70-80%. "Ежегодно только угольщики ввозят оборудование на $300-350 млн. из Германии, Польши и все больше из Китая, - сказал он. - И импорт с каждым годом растет на 10-15%. Нельзя потерять эту долю рынка окончательно. Надо всерьез заниматься этим, более предметно общаться и договариваться с угольными и другими предприятиями".
В
машиностроении Кузбасса есть и кадровый
дефицит. Более 70% высококвалифицированных
работников - люди предпенсионного возраста.
Эта проблема, по словам Валентина Мазикина,
актуальна в Кемерово, Прокопьевске, Анжеро-Судженске,
Калтане и Юрге. Специалисты сделали сводный
прогноз потребности в кадрах: до 2010 года
машиностроительной отрасли потребуется
порядка 500 человек, в том числе 80 инженеров
и технологов, 50 инженеров-электронщиков.
"Должен быть новый подход к подготовке
кадров: надо организовывать практики
на предприятиях, работодатель сам должен
определять, чему учить и какие специальности
открывать", - добавил первый зам. губернатора.
2.5. Юргинский машиностроительный
завод
Юргинский машиностроительный завод – это крупнейший завод Кемеровской области машиностроительной промышленности.
Юргинский машиностроительный завод расположен в городе Юрга Кемеровской области. Основан в 1943 году. Изготовляет горно-шахтное оборудование. Оборот составляет 3499,3 млн. руб. (по данным на 2008 год), а чистая прибыль - 54,2 млн. руб. (на 2008 год).