Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:16, контрольная работа
Сегодня Кузбасс один из наиболее динамично развивающихся регионов России. По объему промышленного производства область занимает 12 место в России и второе – в Сибирском Федеральном округе. Общий объем производства Кузбасса равен совокупному выпуску промышленной продукции Омской, Новосибирской областей и Алтайского края.
Введение………………………………………………………………………....3
Основная часть…………………………………………………………………..4
Особенности становления и формирования машиностроения в Кузбассе……………………………………………………………………...4
Недостатки развития машиностроения……………………….…………..8
Оборонная отрасль………………………………………………………...13
Машиностроение сегодня………………………………………………...18
Юргинский машиностроительный завод………………………………...20
3. Заключение……………………………………………………………………...24
4. Список литературы……………………………………………………………..26
Содержание
3. Заключение……………………………………………………
4. Список литературы……………………………………………………
1. Введение
Сегодня Кузбасс один из наиболее динамично развивающихся регионов России. По объему промышленного производства область занимает 12 место в России и второе – в Сибирском Федеральном округе. Общий объем производства Кузбасса равен совокупному выпуску промышленной продукции Омской, Новосибирской областей и Алтайского края.
Главенствующая роль в развитии научно-технического прогресса, в техническом перевооружении всех отраслей экономики Кузбасса по праву принадлежит машиностроению - третьей отрасли в Кузбассе по объемам выпускаемой продукции и налоговых поступлений в бюджет.
Несмотря на экономический кризис в середине 90-х годов машиностроительные предприятия Кузбасса в основном сохранили свой производительный потенциал, костяк высококлассных специалистов
Машиностроение
обеспечивает современным оборудованием
весь промышленный комплекс области: горняков,
металлургов, химиков и сельское хозяйство.
Центрами машиностроения являются города
Кемерово, Юрга, Анжеро-Судженск. Крупнейшее
предприятие отрасли – ОАО "Юргинский
машиностроительный завод". Предприятия
машиностроения Кузбасса специализируются
на выпуске горно-шахтного и электротехнического
оборудования.
2.1. Особенности
становления и формирования
машиностроения в Кузбассе
Становление машиностроительной отрасли в Кузбассе происходило во второй половине 30-х – начале 40-х годов. Экономический потенциал отрасли в предвоенные годы был крайне незначителен и был представлен мастерскими по ремонту шахтного оборудования и изготовлению несложных запасных частей. Незадолго до войны вступили в строй Киселевский завод горного машиностроения и Прокопьевский зад оборудования лампового хозяйства. В начале войны в Анжеро-Судженск начинает поступать оборудование Конотопского и Харьковского заводов горного машиностроения. Небольшой рудоремонтный завод в Анжеро-Судженске становится крупным предприятием горного машиностроения, производящим оборудование для внутришахтного транспорта: скреперные и качающие конвейеры, погрузчики, конвейерные приводы.
Киселевский завод горного оборудования, выросший на базе центральных электромеханических мастерских, был реконструирован и расширен за счет эвакуированного Рутченковского завода Главуглемаша. Этот завод стал поставлять шахтам вагонетки, лебедки, различные механизмы.
Прокопьевские рудоремонтные мастерские пополнило оборудование Донецкого завода горного машиностроения.
За годы войны на заводах горного машиностроения Кузбасса было освоено свыше 20 наименований горных машин и механизмов: транспортеры, буросбоечные машины, большегрузные вагонетки т.п. Примечательно, что на заводах горно-шахтного оборудования производились единичные машины и механизмы преимущественно вспомогательного назначения.
В годы Отечественной войны в городе Кемерово на базе эвакуированных цехов Харьковского электромеханического завода был пущен завод “Кузбассэлектромотор”, который стал выпускать взрывобезопасные моторы переменного тока и низковольтную аппаратуру для угольной, химической и других отраслей промышленности. В этот же период времени в Прокопьевске за счет оборудования, прибывшего из Харькова и Воронежа, создается завод “Электромашина” по производству электродвигателей постоянного тока для шахтовых электровозов и аппаратуры для внутришахтного транспорта. В 1942 года в Ленинске-Кузнецком было смонтировано оборудование, эвакуированное из Загорска, и пущен в эксплуатации завод “Кузбассэлемент”. В эти же годы за счет оборудования, прибывшего с оккупированных территорий, значительно расширился Прокопьевский завод металлоконструкций, Ленинск-Кузнецкий завод “Красный Октябрь”, Беловский завод радиоаппаратуры. Становление предприятий оборонной отрасли происходило, как и в довоенные, так и военные годы за счет оборудования, прибывшего из эвакуированных заводов с европейской части страны. В довоенные годы были построены и пущены в эксплуатацию заводы “Прогресс” и “Коммунар” в городе Кемерово, Юргинский машиностроительный завод, Кемеровский механический завод. Как показывает ретроспективный анализ, становление машиностроительной и оборонной отраслей Кузбасса происходило с определенными особенностями.
Во-первых, формирование большинства предприятий машиностроения было растянуто во времени и происходило в течение нескольких десятилетий.
Во-вторых, в процессе формирования использовалось уже бывшее в эксплуатации оборудование, определенная часть из которого имела существенный моральный и физический износ; его возрастная структура была крайне неудовлетворительна.
В-третьих, демонтаж и монтаж оборудования, эвакуированного с европейской части страны, не увязывался со спецификой, потребностями и экономическими интересами Кузбасса, а преимущественно был связан с нуждами военного времени, потребностями фронта.
Указанные особенности, хотя они носили в то время объективный характер, оказали существенное влияние на формирование машиностроительной отрасли Кузбасса, породили мощное ее отчуждение от потребностей большинства отраслей региона в машиностроительной продукции, заложили на последующие годы фундамент постепенного научно-технического отставания экономики региона, снижение ее эффективности и развития преимущественно по экстенсивному пути развития.
Несмотря на то, что в те годы были заложены зародыши тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения; тракторного и сельскохозяйственного машиностроения; оборудования и запасных частей для молочной промышленности, все это осуществлялось на уровне запасных частей. Крутого разворота к коренным потребностям отраслей региона не произошло. Печать отчуждения машиностроительной отрасли от насущных нужд региона оставалась и в последующие годы.
В послевоенные годы машиностроения получает дальнейшее развитие. В 50 – 70-е годы построены механический завод в г. Топках, абразивный в Юрге, продовольственного машиностроения и подшипниковый в Прокопьевске, химического машиностроения, авторемонтный и средств малой механизации в Кемерово, технологических металлоконструкций и трубных заготовок, санитарно-технического оборудования, ремонтно-механический в Новокузнецке, трактороремонтный в Яе, завод “Кедр” в Гурьевске и т. д.
В настоящее время машиностроительная и оборонная отрасли Кузбасса представлены 102 заводами и мастерскими по выпуску разнообразной продукции машиностроения, металлообработке, ремонту машин и механизмов. На их долю приходится более 12 процентов общего объема промышленного производства и общей стоимости основных производственных фондов.
В результате расширения и реконструкции и нового строительства сформировался крупный машиностроительный комплекс с направлениями специализации: горного, угольного, электротехнического и химического машиностроения, станкостроительный, инструментальный и подшипниковой промышленности, приборостроения, строительно-дорожного и оборудования для легкой и пищевой промышленности, санитарно-гигиенического и газового оборудования.
На предприятиях машиностроения и оборонной отрасли освоен выпуск многих потребительских товаров: пылесосов, стиральных машин, электроплит, электроутюгов, плиток-духовок, клеенки, линолеума, красок, лаков, эмалей и т.д.
Из
общего объема продукции машиностроительной
и оборонной отраслей потребительских
товаров производится около 70 процентов.
Доля производства электротехнических
изделий в области составляет 24 процента
всей продукции машиностроения и около
10 процентов машиностроительной и оборонных
отраслей.
2.2.
Недостатки развития машиностроения
В
настоящее время для развития
машиностроительных отраслей Кузбасса
характерен ряд существенных недостатков,
снижающих социально-
Во-первых, многие действующие сегодня производства были введены в действие 40-50 лет тому назад, без учета реальных потребностей отраслей региональной экономики. Введены были преимущественно с использованием оборудования эвакуированных заводов из европейской части России и стран СНГ и за истекшие годы не подвергались коренной реконструкции и техническому перевооружению. Кроме того, на предприятиях машиностроительных и оборонных отраслей очень высокий возрастной состав используемого технологического оборудования.
Начиная с 1980 года, наблюдается устойчивая тенденция возрастного старения оборудования на всех анализируемых заводах. При этом доля оборудования с возрастом выше 10 лет составляла в 1993 году на заводе им. Черных – 70,2, Химмаше – 72,9, Кузнецком машиностроительном заводе – 52,3, Строммашине – 54,5, Электромашине – 71,4 процента. Это говорит о том, что даже на предприятиях машиностроения научно-техническое обновление металлообрабатывающего оборудования существенно замедлилось. На такой машиностроительной базе сложно выпускать новейшую технику, соответствующую требованиям сегодняшнего времени.
В среднем на предприятиях машиностроения доля морально и физически устаревших основных фондов, подлежащих немедленной замене, составляет 70 процентов. С этим объективно связана низкая производительность труда, значительный расход материальных и энергетических ресурсов, затрат на текущий и капитальный ремонт станочного парка, зданий и сооружений. В конечном счете все это проявляется в высокой себестоимости машиностроительной продукции, создает преграды для выпуска высококачественной продукции, снижает уровень ее конкурентоспособности.
Во-вторых, на протяжении целого ряда десятилетий обновление ассортимента продукции предприятий машиностроения проходило чрезвычайно медленно. И, к тому же, не в направлении приближения к коренным интересам экономики региона, обновления основных производственных фондов в отраслях промышленности Кузбасса. Именно по этой причине во всех отраслях промышленности Кузбасса продолжает процесс широкомасштабно и в больших объемах развиваться процесс массового морального и физического износа основных производственных фондов предприятий. Особенно высока степень физического износа в химической, угольной, металлургической отраслях, где масштабы нарастания этого процесса наиболее ощутимы в связи с тяжелыми условиями эксплуатации оборудования: агрессивная среда, высокие температурные режимы производства продукции, знакопеременные динамические нагрузки. А в это время предприятия машиностроения региона производят те виды продукции, которые по своему ассортименту не соответствуют потребностям предприятий всех отраслей промышленности региона, их комплексному и непрерывному научно-техническому обновлению, созданию условий для производства высоко-конкурентной продукции в Кузбассе при низких производственных издержках.
Как показывает анализ, продукция, производимая на предприятиях машиностроения, по своему предназначению в процессе производства носит вспомогательный характер и по существу не решает главных вопросов: роста производительности труда, ресурсосбережения, сокращения выбросов, снижения доли ручного труда, повышения качества продукции. К тому же значительная часть этой продукции потребляется за пределами Кузбасса. Так, доля производства горно-шахтного оборудования и горнорудного оборудования занимает в общем объеме машиностроительной продукции 29 процентов, при этом только 30 процентов остается в области, а 60-70 процентов вывозится за ее пределы в европейскую часть СНГ. В электротехнической- промышленности отправляется в другие районы 75-80 процентов продукции и только 15-20 процентов остается в Кузбассе. В среднем больше половины продукции, производимой машиностроительными предприятиями отрасли, отправляется в европейскую часть СНГ и на Урал.
Можно было бы задать вопрос: что же здесь плохого, ведь вывозятся излишки товаров из региона, а взамен будут получены ресурсы, которые можно использовать куда угодно. Дело в том, что если бы предприятия машиностроительной отрасли в полной мере удовлетворяли потребности в основном технологическом оборудовании горной, металлургической, химической отраслей промышленности, то с возможностью вывоза реальных излишков товаров машиностроения можно было бы согласиться. Но, когда собственные предприятия всех отраслей региона сидят на «голодном пайке» в продукции машиностроения, когда в Кузбасс завозится оборудование из европейской части страны, не соответствующее по эксплуатационным характеристикам горно-геологическим условиям угольных месторождений региона, когда транспортные издержки на его доставку составляют 50 процентов его стоимости, то встает правомерно вопрос о коренном обновлении ассортимента продукции предприятий машиностроения. Взять, к примеру, ассортимент горно-шахтного оборудования, производимого в Кузбассе. В основном – это конструктивно несложные изделия: скребковые конвейеры, шахтные вагонетки, вентиляторы, бурильные установки и другое. В то же время оборудование для основных технологических процессов для угольных шахт в Кузбассе не изготавливается.
В-третьих, в региональной экономической литературе довольно часто отмечается, что в результате расширения перебазированных из европейской части страны предприятий в области сформировался крупный машиностроительный комплекс в составе горного, угольного, электротехнического и химического машиностроения, станкостроительной, инструментальной и подшипниковой промышленности, приборостроения, строительно-дорожного и оборудования для легкой и пищевой промышленности, санитарно-гигиенического и газового оборудования и других отраслей. С данным утверждением трудно согласится по ряду причин.