Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 13:30, реферат
Актуальность темы исследования состоит в том, что реформирование экономических отношений в нашей стране во многом зависит от развития малых предприятий, особенно в сфере промышленности. Без массового развития малых промышленных предприятий нельзя создать имманентную рыночному хозяйству многоукладную экономику, обеспечить многообразие и равноправие форм собственности и хозяйствования.
ВВЕДЕНИЕ
Рыбная промышленность занимает одно из важнейших мест в экономике России. Данная отрасль — многоотраслевой комплекс с развитой внутриотраслевой кооперацией. В ее состав входят несколько отраслей: рыбная, включающая в себя, кроме добывающей и обрабатывающей подотраслей, хозяйства аквакультуры; машиностроительная (судоремонтные, судостроительные предприятия, жестебаночные фабрики); лесная (производство деревянной тары); легкая (изготовление орудий лова).
Рыбное хозяйство страны является многоотраслевым комплексом. Основу его составляет рыбная отрасль, включающая, помимо добывающей и обрабатывающей подотраслей, аквакультуру (морскую и пресноводную). Значительную роль в отрасли занимает малое предпринимательство, направленное на оптовую и розничную торговлю. В ряде городов страны создаются множество малых предприятий по переработке рыбы.
Графическая часть.
Теоретико-
Значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием.
Структура
курсовой работы состоит из введения,
глав основной части, заключения, списка
используемой литературы, графической
части.
Ценность рыбы как пищевого продукта определяется в первую очередь наличием в ее мясе значительного количества полноценных белков, содержащих все жизненно необходимые аминокислоты. Важное значение имеют также другие питательные вещества: жиры, витамины, минеральные вещества.
В
настоящее более половины всех участников
рыбной торговли имеют в своем ассортименте
рыбные консервы, около трети (35%) — соленую
и копченую рыбу, а также морепродукты,
и около 15% — икру. Мороженая рыба занимает
вторую позицию, несколько уступая консервам,
— она представлена в ассортименте примерно
45% торговых фирм. Необходимо отметить,
что, несмотря на принадлежность всех
этих видов продукции к одной отрасли,
в маркетинговом отношении каждый из них
формирует свой собственный рынок, характеризуясь
значительными отличиями: в объемах продаж,
сезонности, по каналам поставок и сбыта
и т.п. Каждый из этих рынков имеет свою
историю, сложившуюся инфраструктуру,
на каждом уже оформились свои лидеры,
зачастую специализирующиеся исключительно
на этом секторе рынка.1
Классификация компаний города, которая отражает их сравнительный уровень и показывает инструменты, формы сотрудничества, используемые ими для достижения успеха.
1. Продажа с нескольких холодильников. Сюда относятся крупные компании, не имеющие своего холодильника и арендующие значительные площади холодильных мощностей по низким ценам. Для этих предприятий характерен достаточно широкий ассортимент (от 10 до 20 наименований). Компаниям требуются значительный оборот, большие финансовые вливания для поддержания своего уровня. Они осуществляют закупку дешевой рыбы рефрижераторными секциями, даже заключают договоры на объемные поставки с зарубежными фирмами. Для увеличения ассортимента ими перекупается рыба в других фирмах по низким ценам. Эти предприятия обеспечивают рыбой до 30% всех потребностей розничных магазинов, однако основными их покупателями являются оптовики среднего и мелкого звена (вплоть до лоточников). Имеют существенные денежные резервы, солидные офисы, осуществляют большую рекламную поддержку в прессе.
2. Рыба закупается на личные или заемные средства фирмы за наличный расчет по низким ценам — преимущественно для увеличения ассортимента. Продажа ведется оптом все уровней. Большое значение придается работе с розничными магазинами, и широко применяется личный развоз. Реклама среднего уровня, для привлечения оптовиков и рыночников. Существует ряд фирм, которые заняли определенную рыночную нишу: системы столовых и кафе, системы питания в школах, обеспечения каких-либо организаций (домов престарелых и т.п.)
3. Торговля большими объемами по регионам. Благодаря старым сложившимся связям или представителям в регионах осуществляется продажа рефсекциями и большими объемами двух-трех видов рыбы.
Как правило, вывозится чаще благородная рыба (семга, форель), основные поставки которой ведутся через столицу. Компании пользуются дешевыми областными и региональными холодильниками. Рекламы практически не дается, работа происходит с использованием старых связей
4. Продажа небольшого ассортимента (10 наименований) по низким ценам для оптовиков-рыночников. Благодаря покупке рыбы за наличные и продаже за наличные же по низким ценам эти фирмы имеют стабильный оборот и свою постоянную клиентуру. По магазинам рыбу не развозят, рекламные издержки минимальны
5.
Продажа специфической рыбы или рыбопродукции.
Осуществляют специализированные фирмы-одиночки,
часто имеющие в своей основе иностранный
капитал. Ассортимент, предлагаемый такими
фирмами, может варьироваться от 3—5 до
нескольких десятков наименований. Главное
для таких фирм — занять особую рыночную
нишу, в которой они были бы единственны
и, тем самым, сильными.2
В 2008 г удельный вес пищевой рыбной продукции, без учета консервации, составил 93,14%. При этом в общей структуре выпуска пищевой рыбопродукции в России доля филе и рыбы (копченной, сушенной, маринованной, соленой) в 2008 г. составила не более 6%. Существенно снизилось производство непищевой продукции - более чем в 3 раза, в том числе кормовой рыбной муки, что привело к значительному уменьшению объемов производства кормов для животноводства и птицеводства.
Выручка от продаж промышленной рыбопродукции (работ, услуг) без НДС в среднем по году составляет порядка 90-100 млрд. руб. Среднегодовой темп прироста - всего 5-6%, т.е. в 2 раза ниже, чем коэффициент инфляции. При этом финансовый результат около 2,5-3 млрд. руб.
Среднемесячный темп прироста производства товарно-пищевой рыбопродукции в 2008 г составил 10% или 8,3 тыс. т. ежемесячного прироста. В сравнении с 2008 г. темп среднемесячного прироста в 2007 г снизился на 9%. Основной удельный вес в общем объеме выпуска и переработки рыбопродукции составили живая и свежемороженая рыбопродукция и сельдь. В общем объеме они занимают в 2008 г - 2 484 тыс. т, или 87%.
Производство: рыба свежемороженая (без сельди) 1 817 тыс. т или 62%; сельдь 402 тыс. т или 14%; рыба живая (без сельди) 265 тыс. т или 9%. По сравнению с 2007 г в 2008 г среднегодовой темп прироста по данным группам рыбопродукции составил 7,43 %, наибольший прирост в данной группе составила рыба мороженная (без сельди) - 12,1% или 218 т.3
Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев на заседании коллегии Минсельхоза России "Об итогах работы агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса в 2009 году" сказал, что рост импорта существенно опережает рост собственного производства - примерно в 5-7 раз. В 2009 году рост производства в АПК составил 2,8%, что вдвое выше прогнозируемых показателей. Между тем, по данным Росстата РФ, объем производства товарной пищевой рыбопродукции, включая консервы, составил 3 289 тыс. тонн. В сравнении с 2008 г прирост выпуска рыбопродукции произошел на 10% или 300 тыс. т с 2989 тыс. тонн в 2008 г до 3289 тыс. тонн в 2009 г.
В структуре розничного товарооборота доля переработанной и готовой рыбопродукции составила 30% или 120 млрд. руб. 30% реализации рыбопродукции приходится на рынки и киоски, 45% - на небольшие магазины "у дома". На долю сетевого ритейла сегодня приходится 25% российского розничного рынка.
В структуре оптовых компаний России наибольшим спросом при реализации розничным магазинам пользуются такие виды свежемороженой рыбы как: сельдь (27%), минтай (26%), морепродукты (20%), скумбрия (18%), лосось и форель (10%).
В структуре рыбного отдела магазина России в разрезе групп: 20% - доля неразделанной рыбы, 20% - разделанной рыбы, 15% - филе, 20% - полуфабрикаты и готовая рыбопродукция, 20% - консервы и пресервы и 5% - прочая рыбопродукция.
Сопоставляя
данные состояния
Структура потребления и предпочтений населения находятся в прямой зависимости от уровня доходов семей. Мороженая рыба наиболее популярна среди всего населения России, при этом у населения с низкими доходами до 10 тыс. руб. в месяц популярны дешевые виды рыб типа треска, хек, минтай, с доходами 15-20 тыс. рублей среднеценовой сегмент - сельдь, горбуша, скумбрия. С ростом доходов до уровня 30-40 тыс. руб. расширяется ассортимент потребляемой рыбы и рыбных продуктов и переход на потребление продуктов высокоценового сегмента - лосось, форель, осетровые породы, филе, копченая и маринованная рыбопродукция.5
Информация о работе Малое предпринимательство в рыбной промышленности