Классификация трансмиссионных масел и их применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: трансмиссионные масла широко применяются в современной технике с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д) они препятствуют износу различных механизмов, продлевая их долговечность и позволяют уменьшить затраты предприятий на покупку новых деталей техники.
Целью данной курсовой работы является, изучить классификацию, ассортимент, физико-химические и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел, а также рассмотреть область их практического применения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-НАЧАЛО.docx

— 224.77 Кб (Скачать)

Введение

 

Смазочные материалы  — твёрдые, пластичные, жидкие и  газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной  техники, индустриальных машин и  механизмов, а также в быту для  снижения износа, вызванного трением.

Технология производства смазочных масел состоит из трех основных этапов: получение масляных фракций, выработка из них базовых  масел-компонентов и смешение (компаундирование) базовых масляных компонентов с  вводом присадок.

Назначение и  роль смазочных материалов (смазок и масел) в технике. Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.). В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).

Виды и типы смазочных материалов. В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфид молибдена) вещества.

По материалу  основы смазки делятся на:

  • минеральные — в их основе лежат углеводороды, продукты переработки нефти
  • синтетические — получаются путем синтеза из органического и неорганического (например, силиконовые смазки) сырья

Классификация. Все жидкие смазочные материалы делятся на классы по вязкости (классификация SAE для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел.

По агрегатному  состоянию делятся на:

  1. твёрдые,
  2. полутвёрдые,
  3. полужидкие,
  4. жидкие,
  5. газообразные.

По назначению:

  • Моторные масла — применяемые в двигателях внутреннего сгорания.
  • Трансмиссионные и редукторные масла — применяемые в различных зубчатых передачах и коробках передач.
  • Гидравлические масла — применяемые в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах.
  • Пищевые масла и жидкости — применяемые в оборудовании для производства пищи и упаковки, где возможен риск загрязнения продуктов смазывающим веществом.
  • Индустриальные масла (текстильные, для прокатных станов, закалочные, электроизоляционные, теплоносители и многие другие) — применяемые в самых разнообразных машинах и механизмах с целью смазывания, консервации, уплотнения, охлаждения, выноса отходов обработки и др.
  • Электропроводящие смазки (пасты) — применяемые для защиты электрических контактов от коррозии и снижения переходного сопротивления контактов. Электропроводящие смазки изготавливаются консистентными.
  • Консистентные (пластичные) смазки — применяемые в тех узлах, в которых конструктивно невозможно применение жидких смазочных материалов.

Трансмиссионные масла, используют для смазывания закрытых зубчатых передач (редукторов) всех видов (рис.1).

Рис.1. Деталь механизма зубчатых передач.

          Источник*: Интернет-ресурс http://maslo.odа.ua.

Получают чаще всего на основе экстрактов от селективной  очистки остаточных нефтяных масел  с добавлением дистиллятных масел  и присадок (противоизносных, противозадирных, главным образом содержащих P, Cl, S).

Вязкость 6—20 мм²/с  при 1000 С. Открытые зубчатые передачи смазывают особо вязкими (50—500 мм²/с при 1000 С) остаточными маслами с присадками.

Актуальность  темы: трансмиссионные масла широко применяются в современной технике с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д) они препятствуют износу различных механизмов, продлевая их долговечность и позволяют уменьшить затраты предприятий на покупку новых деталей техники.

Целью данной курсовой работы является, изучить классификацию, ассортимент, физико-химические и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел, а также рассмотреть область их практического применения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общие характеристики трансмиссионных  масел.

    1. Классификация и ассортимент трансмиссионных масел.

Трансмиссионные масла используют для смазывания закрытых зубчатых передач (редукторов) всех видов. Масла этой группы предназначены для смазки зубчатых передач различных типов  (цилиндрических, конических, червячных, гипоидных и др.), используемых в агрегатах трансмиссий автомобилей, тракторов и различных редукторах. На долю этих масел приходится около 5% от общего объема производства нефтяных масел. Условия трения в зубчатых передачах более напряженные, чем в двигателях внутреннего сгорания и других механизмах. Это обусловлено преобладанием граничного режима трения. Особенностью применения трансмиссионных масел является их длительная бессменная работа в широком интервале температур (от -50°С до 150°С), в котором масло должно надежно выполнять свои функции.

Основные функции  трансмиссионных масел:

  • предохранение поверхностей трения от износа, заедания, питтинга и других повреждений
  • снижение до минимума потерь энергии на трение
  • отвод тепла от поверхности трения
  • снижение шума и вибрации зубчатых колес, уменьшение ударных нагрузок

Требования к  трансмиссионным маслам:

  • иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопиттинговые свойства
  • обладать высокой антиокислительной стабильностью
  • иметь хорошие вязкостно-температурные свойства
  • не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссий
  • иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой
  • обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями
  • иметь хорошие антипенные свойства
  • иметь высокую физическую стабильность в условиях длительного хранения

Классификация трансмиссионных  масел.

В зависимости  от эксплуатационных свойств и возможных  областей применения трансмиссионные  масла подразделяют на пять групп (табл.1).

Группа Состав масел Рекомендуемая область применения
1 Минеральные масла  без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях  от 900 до 1600 МПа и температуре масла  в объеме до 90°С
2 Минеральные масла  с противоизносными присадками То же, при  контактных напряжениях до 2100 МПа  и температуре масла в объеме до 130°С
3 Минеральные масла  с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и  гипоидные передачи, работающие при  контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150°С
4 Минеральные масла  с противозадирными присадками высокой  эффективности Цилиндрические,спирально-конические и гипо-идные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в  объеме до 150°С
5 Минеральные масла  с противозадирными присадками высокой  эффектиности и многофункционального действия, а также универсальные  масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при  контактных напряжениях выше 3000 МПа  и температуре в объеме до 150°С

 

Таблица 1. Классификация трансмиссионных масел

Источник*: Школьников В.М Топлива, смазочные материалы, технические жидкости, ассортимент и применения. Второе издание. Москва: 1999. 

Зарубежные  классификации трансмиссионных  масел.

Аналогично моторным маслам распространение получили две  системы классификации SAE по вязкости и API по эксплуатационным свойствам.

По классификации SAE эти масла разделяются на классы 75W, 80W, 85W, 90, 140 и 250 (табл.2). Буква W означает, что вязкость масла определена при низких температурах. При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел должна удерживаться в пределах 150.000 сантипуазов (сП), кроме этого масло должно удовлетворять определенным минимальным требованиям при 100°С. Для масел других классов SAE предельные характеристики вязкости определены при температуре 100°С. 

Класс вязкости Кинематическая  вязкость при 100°С, мм2 Максимальная  температура достижения динамической вязкости 150 Па.с, °С
Зимние
75W не менее 4,1 Минус 40
80W не менее 7,1 Минус 26
85W не менее 22 Минус12
Летние
90 13,5 - 24,0 -
140 24,0 - 41,0 -
250 Не менее 41,0 -

Таблица 2. Классификация SAE трансмиссионных масел по вязкости

Источник*: Интернет-ресурс: http://www.oilldirectory.info/article-pererabotka.php

Если в обозначении  трансмиссионного масла указаны  два класса вязкости через дефис, то это означает, что масло является всесезонным.

Классификация по API.

Классификация масел для трансмиссий и ведущих  мостов зависит от эксплуатационных условий и конструкции трансмиссии. Указателем класса API для трансмиссионных  масел является GL (Gear finoilcant) с нумерацией от 1до 6( табл.3). На практике для автомашин различных типов рекомендуются масла классов GL-1, GL-4,GL-5 и GL-6.

Классификация АРI не охватывает масел для автоматических трансмиссий, так как у изготовителей  трансмиссий имеются к применяемым  маслам свои требования, которые раньше могли даже значительно отличаться друг от друга. Ныне ситуация изменилась, и теперь почти все автоматические трансмиссии могут смазываться  маслом одного и того же сорта.

Группа Характеристика  масел Область применения
GL-1 Минеральные масла  без присадок или с антиокислительными, противоизносными и противо-пенными  присадками без противозадиных комопнентов Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при  низких скоростях и нагрузках 
GL-2 Масла с более  высокими требованиями к антифрикционным  свойствам, могут содержать антифрикционный компонент Червячные передачи, работающие в условиях, характерных  для группы GL-1
GL-3 Обладают лучшими  противо-износными и противозадирными свойствами, чем масла группы GL-2 Обычные трансмиссии  со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам
GL-4 Обязательно наличие  высокоэф-фективных противозадирных  присадок Автомобильные гипоидные передачи, работающие в  условиях больших скоростей при  малых крутящих моментах и малых  скоростей при высоких крутящих моментах
GL-5 Содержат большее  количество серо-фосфорсодержащей противозадирной  присадки Автомобильные гипоидные передачи, работающие в  условиях больших и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен – при высоких  скоростях скольжения
GL-6 Содержит большее  количество серо-фосфорсодержащей противозадирной  присадки, чем масла группы GL-5 Автомобильные гипоидные передачи с увеличенным  вертикальным смещением осей шестерен (работающие при повышенных скоростях и высоких крутящих моментах)

Информация о работе Классификация трансмиссионных масел и их применение