Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:38, курсовая работа
Актуальность темы: трансмиссионные масла широко применяются в современной технике с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д) они препятствуют износу различных механизмов, продлевая их долговечность и позволяют уменьшить затраты предприятий на покупку новых деталей техники.
Целью данной курсовой работы является, изучить классификацию, ассортимент, физико-химические и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел, а также рассмотреть область их практического применения.
Смазочные материалы — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.
Технология производства смазочных масел состоит из трех основных этапов: получение масляных фракций, выработка из них базовых масел-компонентов и смешение (компаундирование) базовых масляных компонентов с вводом присадок.
Назначение и роль смазочных материалов (смазок и масел) в технике. Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.). В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).
Виды и типы смазочных материалов. В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфид молибдена) вещества.
По материалу основы смазки делятся на:
Классификация. Все жидкие смазочные материалы делятся на классы по вязкости (классификация SAE для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел.
По агрегатному состоянию делятся на:
По назначению:
Трансмиссионные масла, используют для смазывания закрытых зубчатых передач (редукторов) всех видов (рис.1).
Рис.1. Деталь механизма зубчатых передач.
Источник*:
Интернет-ресурс http://maslo.
Получают чаще всего на основе экстрактов от селективной очистки остаточных нефтяных масел с добавлением дистиллятных масел и присадок (противоизносных, противозадирных, главным образом содержащих P, Cl, S).
Вязкость 6—20 мм²/с при 1000 С. Открытые зубчатые передачи смазывают особо вязкими (50—500 мм²/с при 1000 С) остаточными маслами с присадками.
Актуальность темы: трансмиссионные масла широко применяются в современной технике с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д) они препятствуют износу различных механизмов, продлевая их долговечность и позволяют уменьшить затраты предприятий на покупку новых деталей техники.
Целью данной
курсовой работы является, изучить классификацию,
ассортимент, физико-химические и эксплуатационные
свойства трансмиссионных масел, а также
рассмотреть область их практического
применения.
Глава 1. Общие характеристики трансмиссионных масел.
Трансмиссионные масла используют для смазывания закрытых зубчатых передач (редукторов) всех видов. Масла этой группы предназначены для смазки зубчатых передач различных типов (цилиндрических, конических, червячных, гипоидных и др.), используемых в агрегатах трансмиссий автомобилей, тракторов и различных редукторах. На долю этих масел приходится около 5% от общего объема производства нефтяных масел. Условия трения в зубчатых передачах более напряженные, чем в двигателях внутреннего сгорания и других механизмах. Это обусловлено преобладанием граничного режима трения. Особенностью применения трансмиссионных масел является их длительная бессменная работа в широком интервале температур (от -50°С до 150°С), в котором масло должно надежно выполнять свои функции.
Основные функции трансмиссионных масел:
Требования к трансмиссионным маслам:
Классификация трансмиссионных масел.
В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения трансмиссионные масла подразделяют на пять групп (табл.1).
Группа | Состав масел | Рекомендуемая область применения |
1 | Минеральные масла без присадок | Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90°С |
2 | Минеральные масла с противоизносными присадками | То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130°С |
3 | Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности | Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
4 | Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности | Цилиндрические,спирально- |
5 | Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффектиности и многофункционального действия, а также универсальные масла | Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре в объеме до 150°С |
Таблица 1. Классификация трансмиссионных масел
Источник*: Школьников
В.М Топлива, смазочные материалы, технические
жидкости, ассортимент и применения. Второе
издание. Москва: 1999.
Зарубежные классификации трансмиссионных масел.
Аналогично моторным маслам распространение получили две системы классификации SAE по вязкости и API по эксплуатационным свойствам.
По классификации
SAE эти масла разделяются на классы
75W, 80W, 85W, 90, 140 и 250 (табл.2). Буква W означает,
что вязкость масла определена при низких
температурах. При указанных в таблице
минусовых температурах вязкость масел
должна удерживаться в пределах 150.000 сантипуазов
(сП), кроме этого масло должно удовлетворять
определенным минимальным требованиям
при 100°С. Для масел других классов SAE предельные
характеристики вязкости определены при
температуре 100°С.
Класс вязкости | Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/с | Максимальная температура достижения динамической вязкости 150 Па.с, °С | |
Зимние | |||
75W | не менее 4,1 | Минус 40 | |
80W | не менее 7,1 | Минус 26 | |
85W | не менее 22 | Минус12 | |
Летние | |||
90 | 13,5 - 24,0 | - | |
140 | 24,0 - 41,0 | - | |
250 | Не менее 41,0 | - |
Таблица 2. Классификация SAE трансмиссионных масел по вязкости
Источник*: Интернет-ресурс:
http://www.oilldirectory.info/
Если в обозначении трансмиссионного масла указаны два класса вязкости через дефис, то это означает, что масло является всесезонным.
Классификация по API.
Классификация
масел для трансмиссий и
Классификация
АРI не охватывает масел для автоматических
трансмиссий, так как у изготовителей
трансмиссий имеются к
Группа | Характеристика масел | Область применения |
GL-1 | Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и противо-пенными присадками без противозадиных комопнентов | Цилиндрические,
червячные и спирально- |
GL-2 | Масла с более
высокими требованиями к антифрикционным
свойствам, могут содержать |
Червячные передачи, работающие в условиях, характерных для группы GL-1 |
GL-3 | Обладают лучшими
противо-износными и |
Обычные трансмиссии
со спирально-коническими |
GL-4 | Обязательно наличие
высокоэф-фективных |
Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при высоких крутящих моментах |
GL-5 | Содержат большее количество серо-фосфорсодержащей противозадирной присадки | Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен – при высоких скоростях скольжения |
GL-6 | Содержит большее количество серо-фосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла группы GL-5 | Автомобильные гипоидные передачи с увеличенным вертикальным смещением осей шестерен (работающие при повышенных скоростях и высоких крутящих моментах) |
Информация о работе Классификация трансмиссионных масел и их применение