Керамические товары

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 02:44, реферат

Описание работы

Тип керамики определяется характером используемых материалов, их обработкой, особенно тонкостью помола, составом масс и глазурей, температурой и длительностью обжига. В состав масс всех типов керамики входят пластичные глинистые вещества (глина, каолин), отощающие материалы (кварц, кварцевый песок), плавни (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.) При обжиге отформованных изделий в результате сложных физико-химических превращений и взаимодействий компонентов масс и глазурей, формируется их структура.

Содержание

Введение
2
Классификация, состав и строение керамики
3-6
Потребительские свойства керамических товаров
7-8
Факторы формирования потребительских свойств и ассортимента потребительских товаров
9-14
Классификация и групповая характеристика ассортимента керамических товаров
14-18
Качество керамических товаров
18-20
Заключение

Работа содержит 1 файл

Керамические товары.docx

— 34.25 Кб (Скачать)

 эргономические  показатели – гигиеничность и  удобство пользования изделием. Гигиеничность характеризуется  выделением вредных веществ, а  удобство пользования – показателем  соответствия массы изделия силовым  возможностям человека, размерам  и форме руки, оно характеризуется  также допустимым углом наклона  изделия до выпадения крышки, шероховатостью незаглазурованных частей изделия. 
 

Факторы формирования потребительских свойств и ассортимента керамических товаров 

 Потребительские  свойства и ассортимент керамических  изделий формируются на стадиях  разработки и изготовления и  зависят от совершенства формы  и конструкции авторского образца,  свойств керамики, тщательности  изготовления серийной или массовой  продукции. В свою очередь качество  изготовления изделий определяется  характером технологии и точностью  ее соблюдения. 

Сырье для изготовления керамических товаров 

Сырье для изготовления керамических товаров подразделяют на материалы для черепка, глазури  и материалы для декорирования. 

Материалы для черепка  – это пластичные глинистые вещества (глина, каолин), отощающие (кварцевые) материалы и плавни.  

Глина - тонкодисперсная  горная порода, представляющая собой  смесь различных минералов - водных алюмосиликатов (каолинит и др.). Глины  подразделяют по огнеупорности, способности  к спеканию, окраске. В производстве фарфора и фаянса используют огнеупорные, беложгущиеся глины (не более 0,8-1% оксидов железа), в гончарном производстве – легкоплавкие красножгущиеся глины. 

Каолин – наиболее ценный глинистый материал, отличающийся высокой огнеупорностью, но слабой пластичностью; ввиду меньшего содержания окрашивающих примесей он имеет почти  чисто-белый цвет.  

В основе керамического  производства лежат характерные  свойства глинистых материалов –  способность образовывать с водой  пластичное тесто и легко формироваться, сохранять связность в сухом  состоянии и приобретать прочность  и твердость после обжига. Глинистые  материалы, особенно каолин, повышают белизну, прочность, химическую и термическую  устойчивость обожженных изделий. 

Отощители – непластичные материалы (кварц, кварцевый песок), которые регулируют пластичность, сокращают усадку изделий при сушке и обжиге, формируют структуру черепка при обжиге. 

Плавни – это  легкоплавкие материалы (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.), снижающие температуру обжига и  способствующие спеканию черепка. Расплавляясь при обжиге, они образуют прозрачное вязкое стекло, которое связывает  чатицы массы, заполняет поры, частично растворяет глинистые вещества и выделяет из расплава кристаллы муллита. Плавни обуславливают просвечиваемость и другие свойства черепка. 

Материалами для  глазури служат полевой шпат, кварцевый  песок, мел и другие. 

Глазурь – это  стекловидная пленка на поверхности  керамических изделий. Она снижает  водопоглощение черепка, повышает прочность, гигиеничность и эстетичность изделий. Тугоплавкую фарфоровую глазурь изготавливают из полевого шпата, кварца с добавкой каолина, а легкоплавкую фаянсовую и майоликовую - из кварцевого песка, соды, мела, оксидов бора, стронция и др. 

Материалами для  декорирования керамики являются керамические краски, препараты драгоценных металлов, люстры. Керамические краски подразделяют на надглазурные, внутриглазурные и подглазурные. 

Разнообразные по цвету  надглазурные краски представляют собой смесь пигментов (оксиды железа, кобальта, меди и др.) с флюсами (свинцовые, свинцово-борные силикаты). При обжиге (600-800оС) флюсы размягчаются и краска наплавляется на глазурь. 

Внутриглазурные краски обжигают при 1200-1400оС. При этом краски выплавляются или погружаются в глазурь, что обеспечивает их высокую механическую и химическую устойчивость. 

Подглазурные краски (оксиды кобальта, хрома, марганца, растворимые соли, ангобы) наносят на неглазурованную поверхность черепка и закрепляют в политом обжиге вместе с глазурью. Подглазурный кобальт дает глубоко синюю окраску, а растворимые соли кобальта, никеля – мягкие (пастельные) тона. Ангобы – краски на основе тонкодисперсных глин с добавлением пигментов – широко используют при декорировании майолики и реже при декорировании фаянса. 
 

Производство керамических изделий 

Производство керамических изделий состоит из обработки  сырья и приготовления массы, формирования изделий, сушки, обжига и  декорирования. 

Обработка сырья  и приготовление керамической массы  сводятся к очистке сырья от посторонних (главным образом окрашивающих) примесей, грубому и тонкому его измельчению, смешению в соответствии с рецептурой, тщательной переминке и вакуумизации массы. Примеси оксидов титана, железа вызывают желтоватые, сероватые оттенки черепка, а неоднородность массы является причиной образования деформаций, трещин, неровностей. 

Формование бытовых  изделий производится в основном из пластичной массы и литьем из шликера (суспензии компонентов массы в воде). 

Изделия простых  очертаний (тарелки, кружки, салатники  и т.д.) формируют из пластичной массы  влажностью 20-25% на станках в гипсовых или других вращающихся формах посредством  шаблона или ролика. Изделия сложной конфигурации, с тонкими стенками, рельефным или ажурным рисунком изготавливают отливкой жидкого шликера в гипсовые формы. 

Новыми прогрессивными методами производства керамических изделий  являются формование из пастообразных  масс, прессование в металлических  формах из порошков. 

Возможные дефекты  формовки – разнотолщинность стенки, следы изношенных форм, попадание кусочков гипса в массу. 

Сушка имеет целью  повысить прочность полуфабриката  и подготовить его к обжигу. Влажность доводится до 1-2%. При  слишком быстрой или неравномерной  сушке возможны деформация или образование трещин. 

Обжиг формирует  структуру черепка и свойства керамических изделий. Обычно проводят двукратный обжиг. Первый обжиг - утельный – для твердого фарфора является предварительным (900-1000оС), для мягкого фарфора (1260оС), фаянса (1250-1280оС), майолики (990-1100оС) – основным, определяющим их свойства. Второй - политой – обжиг твердого фарфора (1350-1420оС) имеет целью завершение физико-химических превращений компонентов, окончательное формирование черепка и глазури, ее зеркальный разлив. При политом обжиге мягкого фарфора, фаянса и майолики происходит плавление и закрепление глазури. Изделия из низкотемпературного фарфора закрепляют однократно. 

При нарушении газового и температурного режимов обжига возникают дефекты черепка и  глазури: пятнистость, деформация, трещины, пузыри и прыщи, мушка, матовость, наколы, плешины глазури и др. 

Декорируют керамические изделия посредством окрашивания  массы в розовый, голубой, зеленый цвета, нанесение декоративных глазурей (цветных, «кракле», кристаллических, матовых и др.), рельефными и углубленными рисунками, но чаще всего раскрашиванием. 

Основными видами разделок являются следующие. 

Усик, отводка, лента  – это непрерывные круговые полоски  разной ширины: усик – до 1 мм, отводка  – до 3, лента – 4-10 мм. На фаянсовые изделия наносят также буфетную ленту шириной 12-16 и 32 мм, на фарфоровые изделия с вырезным краем – ленту с завалом, захватывающую вырезной край. Эти разделки применяют самостоятельно или в комбинации с другими. 

Трафарет представляет собой плоскостной одно-, двух- или  многокрасочный рисунок с резко  очерченными краями. Получают его  распылением краски через вырезы трафарета. Внешние признаки: в рисунке  отсутствуют мелкие детали, краска нанесена тонким слоем, детали рисунка  отделены друг от друга. 

Крытье сплошное – это покрытие корпуса изделия равномерным слоем краски; полукрытье – цветная полоса шириной 20 мм и более; нисходящее крытье – это крытье с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому; при крытье с прочисткой в краске прочищен узор. 

Штамп – однокрасочный  графический рисунок краской  или золотом, наносимый резиновым  штампом. На фаянсовой посуде используют штамп с цветным пудражом одной или более красками. 

Печать - графический  однокрасочный рисунок, перенесенный с гравированной доски или  вала на папиросную бумагу или резиновую  мембрану, а с них на изделие. Рисунок  может быть дополнительно раскрашен  вручную одной, двумя или более  красками. Внешние признаки: – тонкий одноцветный контур, следы ручной раскраски. 

Декалькомания (деколь) представляет собой одно или многокрасочный рисунок, наносимый с помощью переводной картинки. Различают деколь обычную и сдвижную, или шелкотрафаретную. Обычная деколь едва ощущается рукой, рисунок чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами одного тона в другой. Сдвижная деколь имеет более толстый слой краски, насыщенный цвет, однако число красок в рисунке ограничено, переходы тонов, как правило, отсутствуют. Разработаны комбинированные и золотосодержащие деколи.  

Шелкография – это одно- или многокрасочный рисунок с тонкими и точными штрихами. Получают его продавливанием краски через шелковый трафарет-сетку. 

Живопись выполняется  вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок сочный, яркий со следами  работы кистью. Иногда рисунок наносят  по мастике. По рисунку матовым золотом  может выполняться гравировка (цировка). 

Разделка рельефа  – это разрисовка всех деталей  рельефа краской или золотом. 

Фотокерамика –  фотография, воспроизведенная на изделии, часто в медальоне – круглом, овальном или ином обрамлении. 

Рисунки в зависимости  от расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и букетом. Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий, бортовой – расположен непрерывной полосой по борту, низу или посередине изделия, раскидной – это пять и более не связанных друг с другом лепков или рисунков; букетом – до трех рисунков включительно. 

Разделки выполненные надлазурными красками, закрепляют в муфельном обжигу. Затем изделия сортируют, маркируют штампом или деколью с указанием товарного знака завода, сорта, группы разделки, розничной цены. 

Изделия 1-го сорта  маркируются красной краской, 2-го – синей, 3-го – зеленой. 
 

Классификация и  групповая характеристика ассортимента керамических товаров. 

Ассортимент керамических товаров формируется под воздействием научно-технического прогресса, социально-демографических  факторов, смены стилевых направлений  в декоративно-прикладном искусстве. 

Ассортимент изделий  тонкой керамики классифицируют по типу керамики, назначению, виду изделий, фасонам, размерам, видам и сложности декорирования, комплектности. 

По типу керамики различают фарфоровые, тонкокаменные, полуфарфоровые, фаянсовые м майоликовые изделия. Фарфоровые изделия составляют 60-65% общего производства тонкой керамики, фаянсовые –32, майоликовые 2%. 

По назначению выделяют посуду для предприятий общественного  питания и изделия бытового назначения. Посуда для предприятий общественного  питания специализируется по типам  предприятий (рестораны, кафе, детские  сады и т.п.); она должна быть строго функциональной, удобной в складировании, мойке. 

 Изделия бытового  назначения подразделяют на посуду (чайную, кофейную, столовую, кухонную) и художественно – декоративные  изделия (скульптура, вазы для  цветов и декоративные настенные  украшения и др.) Среди посуды  различают также изделия повседневного  и праздничного характера. Соотношение  изделий различного назначения  в ассортименте определяется  типом керамики. 

 Виды (наименования) посуды различны. Названия изделий  обычно связаны с их назначением  (чайник, сахарница и т.п.). 

 Фасон изделий определяется формой корпуса (шар, овал, конус и т.п.), конструкцией (на ножке, поддоне, с ручками, крышкой), характером поверхности (гладкая, с рельефным рисунком) и края изделия (ровный, вырезной), видом борта (сплошной, ажурный). В соответствии с формой корпуса и отношением высоты (h) к диаметру (d) посуду подразделяют на плоскую h/d Ј 0,5 или полную h/d > 0,5. Фасонам присваивают индивидуальные названия («Нарцисс», «Горнятко» и др.) или номера. 

По размерам фарфоровую посуду подразделяют на мелкую – диаметром  или длиной до 175 мм, вместимостью до 0,25 л., среднюю диаметром или длиной дл 250 мм и вместимостью до 0,6 л. и  крупную диаметром диаметром или длиной от 250 мм и вместимостью 0,6 л. и более. По толщине черепка посуду из твердого фарфора разделяют на посуду с обычным, утолщенным черепком и тонкостенную. 

Информация о работе Керамические товары