Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 02:44, реферат
Тип керамики определяется характером используемых материалов, их обработкой, особенно тонкостью помола, составом масс и глазурей, температурой и длительностью обжига. В состав масс всех типов керамики входят пластичные глинистые вещества (глина, каолин), отощающие материалы (кварц, кварцевый песок), плавни (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.) При обжиге отформованных изделий в результате сложных физико-химических превращений и взаимодействий компонентов масс и глазурей, формируется их структура.
Введение
2
Классификация, состав и строение керамики
3-6
Потребительские свойства керамических товаров
7-8
Факторы формирования потребительских свойств и ассортимента потребительских товаров
9-14
Классификация и групповая характеристика ассортимента керамических товаров
14-18
Качество керамических товаров
18-20
Заключение
эргономические
показатели – гигиеничность и
удобство пользования изделием.
Гигиеничность характеризуется
выделением вредных веществ, а
удобство пользования –
Факторы формирования
потребительских свойств и
Потребительские
свойства и ассортимент
Сырье для изготовления
керамических товаров
Сырье для изготовления
керамических товаров подразделяют
на материалы для черепка, глазури
и материалы для декорирования.
Материалы для черепка
– это пластичные глинистые вещества
(глина, каолин), отощающие (кварцевые)
материалы и плавни.
Глина - тонкодисперсная
горная порода, представляющая собой
смесь различных минералов - водных
алюмосиликатов (каолинит и др.). Глины
подразделяют по огнеупорности, способности
к спеканию, окраске. В производстве
фарфора и фаянса используют огнеупорные,
беложгущиеся глины (не более 0,8-1% оксидов
железа), в гончарном производстве – легкоплавкие
красножгущиеся глины.
Каолин – наиболее
ценный глинистый материал, отличающийся
высокой огнеупорностью, но слабой
пластичностью; ввиду меньшего содержания
окрашивающих примесей он имеет почти
чисто-белый цвет.
В основе керамического
производства лежат характерные
свойства глинистых материалов –
способность образовывать с водой
пластичное тесто и легко формироваться,
сохранять связность в сухом
состоянии и приобретать
Отощители – непластичные
материалы (кварц, кварцевый песок), которые
регулируют пластичность, сокращают усадку
изделий при сушке и обжиге, формируют
структуру черепка при обжиге.
Плавни – это
легкоплавкие материалы (полевой шпат,
пегматит, перлит, костяная зола и др.),
снижающие температуру обжига и
способствующие спеканию черепка. Расплавляясь
при обжиге, они образуют прозрачное
вязкое стекло, которое связывает
чатицы массы, заполняет поры, частично
растворяет глинистые вещества и выделяет
из расплава кристаллы муллита. Плавни
обуславливают просвечиваемость и другие
свойства черепка.
Материалами для
глазури служат полевой шпат, кварцевый
песок, мел и другие.
Глазурь – это
стекловидная пленка на поверхности
керамических изделий. Она снижает
водопоглощение черепка, повышает прочность,
гигиеничность и эстетичность изделий.
Тугоплавкую фарфоровую глазурь изготавливают
из полевого шпата, кварца с добавкой каолина,
а легкоплавкую фаянсовую и майоликовую
- из кварцевого песка, соды, мела, оксидов
бора, стронция и др.
Материалами для
декорирования керамики являются керамические
краски, препараты драгоценных
Разнообразные по цвету
надглазурные краски представляют собой
смесь пигментов (оксиды железа, кобальта,
меди и др.) с флюсами (свинцовые, свинцово-борные
силикаты). При обжиге (600-800оС) флюсы размягчаются
и краска наплавляется на глазурь.
Внутриглазурные краски
обжигают при 1200-1400оС. При этом краски
выплавляются или погружаются в глазурь,
что обеспечивает их высокую механическую
и химическую устойчивость.
Подглазурные краски
(оксиды кобальта, хрома, марганца, растворимые
соли, ангобы) наносят на неглазурованную
поверхность черепка и закрепляют в политом
обжиге вместе с глазурью. Подглазурный
кобальт дает глубоко синюю окраску, а
растворимые соли кобальта, никеля – мягкие
(пастельные) тона. Ангобы – краски на
основе тонкодисперсных глин с добавлением
пигментов – широко используют при декорировании
майолики и реже при декорировании фаянса.
Производство керамических
изделий
Производство керамических
изделий состоит из обработки
сырья и приготовления массы,
формирования изделий, сушки, обжига и
декорирования.
Обработка сырья
и приготовление керамической массы
сводятся к очистке сырья от посторонних
(главным образом окрашивающих) примесей,
грубому и тонкому его
Формование бытовых
изделий производится в основном
из пластичной массы и литьем из
шликера (суспензии компонентов массы
в воде).
Изделия простых
очертаний (тарелки, кружки, салатники
и т.д.) формируют из пластичной массы
влажностью 20-25% на станках в гипсовых
или других вращающихся формах посредством
шаблона или ролика. Изделия сложной
конфигурации, с тонкими стенками, рельефным
или ажурным рисунком изготавливают отливкой
жидкого шликера в гипсовые формы.
Новыми прогрессивными
методами производства керамических изделий
являются формование из пастообразных
масс, прессование в металлических
формах из порошков.
Возможные дефекты
формовки – разнотолщинность стенки,
следы изношенных форм, попадание кусочков
гипса в массу.
Сушка имеет целью
повысить прочность полуфабриката
и подготовить его к обжигу.
Влажность доводится до 1-2%. При
слишком быстрой или
Обжиг формирует
структуру черепка и свойства
керамических изделий. Обычно проводят
двукратный обжиг. Первый обжиг - утельный
– для твердого фарфора является предварительным
(900-1000оС), для мягкого фарфора (1260оС), фаянса
(1250-1280оС), майолики (990-1100оС) – основным,
определяющим их свойства. Второй - политой
– обжиг твердого фарфора (1350-1420оС) имеет
целью завершение физико-химических превращений
компонентов, окончательное формирование
черепка и глазури, ее зеркальный разлив.
При политом обжиге мягкого фарфора, фаянса
и майолики происходит плавление и закрепление
глазури. Изделия из низкотемпературного
фарфора закрепляют однократно.
При нарушении газового
и температурного режимов обжига
возникают дефекты черепка и
глазури: пятнистость, деформация, трещины,
пузыри и прыщи, мушка, матовость, наколы,
плешины глазури и др.
Декорируют керамические
изделия посредством
Основными видами разделок
являются следующие.
Усик, отводка, лента
– это непрерывные круговые полоски
разной ширины: усик – до 1 мм, отводка
– до 3, лента – 4-10 мм. На фаянсовые
изделия наносят также буфетную ленту
шириной 12-16 и 32 мм, на фарфоровые изделия
с вырезным краем – ленту с завалом, захватывающую
вырезной край. Эти разделки применяют
самостоятельно или в комбинации с другими.
Трафарет представляет
собой плоскостной одно-, двух- или
многокрасочный рисунок с резко
очерченными краями. Получают его
распылением краски через вырезы
трафарета. Внешние признаки: в рисунке
отсутствуют мелкие детали, краска
нанесена тонким слоем, детали рисунка
отделены друг от друга.
Крытье сплошное – это
покрытие корпуса изделия равномерным
слоем краски; полукрытье – цветная полоса
шириной 20 мм и более; нисходящее крытье
– это крытье с постепенным переходом
от сильного тона краски к слабому; при
крытье с прочисткой в краске прочищен
узор.
Штамп – однокрасочный
графический рисунок краской
или золотом, наносимый резиновым
штампом. На фаянсовой посуде используют
штамп с цветным пудражом одной
или более красками.
Печать - графический
однокрасочный рисунок, перенесенный
с гравированной доски или
вала на папиросную бумагу или резиновую
мембрану, а с них на изделие. Рисунок
может быть дополнительно раскрашен
вручную одной, двумя или более
красками. Внешние признаки: – тонкий
одноцветный контур, следы ручной
раскраски.
Декалькомания (деколь)
представляет собой одно или многокрасочный
рисунок, наносимый с помощью переводной
картинки. Различают деколь обычную и
сдвижную, или шелкотрафаретную. Обычная
деколь едва ощущается рукой, рисунок
чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами
одного тона в другой. Сдвижная деколь
имеет более толстый слой краски, насыщенный
цвет, однако число красок в рисунке ограничено,
переходы тонов, как правило, отсутствуют.
Разработаны комбинированные и золотосодержащие
деколи.
Шелкография – это одно-
или многокрасочный рисунок с тонкими
и точными штрихами. Получают его продавливанием
краски через шелковый трафарет-сетку.
Живопись выполняется
вручную кистью или пером красками,
золотом, люстрами и их комбинацией.
Рисунок сочный, яркий со следами
работы кистью. Иногда рисунок наносят
по мастике. По рисунку матовым золотом
может выполняться гравировка (цировка).
Разделка рельефа
– это разрисовка всех деталей
рельефа краской или золотом.
Фотокерамика –
фотография, воспроизведенная на изделии,
часто в медальоне – круглом,
овальном или ином обрамлении.
Рисунки в зависимости
от расположения (композиции) подразделяют
на сплошные, бортовые, раскидные и букетом.
Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю
поверхность или борт изделий, бортовой
– расположен непрерывной полосой по
борту, низу или посередине изделия, раскидной
– это пять и более не связанных друг с
другом лепков или рисунков; букетом –
до трех рисунков включительно.
Разделки выполненные
надлазурными красками, закрепляют в муфельном
обжигу. Затем изделия сортируют, маркируют
штампом или деколью с указанием товарного
знака завода, сорта, группы разделки,
розничной цены.
Изделия 1-го сорта
маркируются красной краской, 2-го
– синей, 3-го – зеленой.
Классификация и
групповая характеристика ассортимента
керамических товаров.
Ассортимент керамических
товаров формируется под
Ассортимент изделий
тонкой керамики классифицируют по типу
керамики, назначению, виду изделий, фасонам,
размерам, видам и сложности
По типу керамики
различают фарфоровые, тонкокаменные,
полуфарфоровые, фаянсовые м майоликовые
изделия. Фарфоровые изделия составляют
60-65% общего производства тонкой керамики,
фаянсовые –32, майоликовые 2%.
По назначению выделяют
посуду для предприятий общественного
питания и изделия бытового назначения.
Посуда для предприятий общественного
питания специализируется по типам
предприятий (рестораны, кафе, детские
сады и т.п.); она должна быть строго
функциональной, удобной в складировании,
мойке.
Изделия бытового
назначения подразделяют на
Виды (наименования)
посуды различны. Названия изделий
обычно связаны с их
Фасон изделий определяется
формой корпуса (шар, овал, конус и т.п.),
конструкцией (на ножке, поддоне, с ручками,
крышкой), характером поверхности (гладкая,
с рельефным рисунком) и края изделия (ровный,
вырезной), видом борта (сплошной, ажурный).
В соответствии с формой корпуса и отношением
высоты (h) к диаметру (d) посуду подразделяют
на плоскую h/d Ј 0,5 или полную h/d > 0,5. Фасонам
присваивают индивидуальные названия
(«Нарцисс», «Горнятко» и др.) или номера.
По размерам фарфоровую
посуду подразделяют на мелкую – диаметром
или длиной до 175 мм, вместимостью до
0,25 л., среднюю диаметром или длиной
дл 250 мм и вместимостью до 0,6 л. и
крупную диаметром диаметром или
длиной от 250 мм и вместимостью 0,6 л. и более.
По толщине черепка посуду из твердого
фарфора разделяют на посуду с обычным,
утолщенным черепком и тонкостенную.