Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:36, реферат
Малая плотность населения нашей страны и сезонность работы речного транспорта препятствуют поднятию его рентабельности. В этих условиях для повышения эффективности речных судов необходимо приспособить их к естественным условиям - уменьшить осадку судов, оптимизировать их размеры, повысить их маневренные качества, дать при необходимости ледовый или ледокольный класс, обеспечить возможность работы без причальных сооружений и при этом снизить удельные показатели мощности энергетической установки. Для решения такой задачи необходимы новые технические решения. И они имеются.
Конструкция колесного ДРК может быть выполнена настолько прочной, что сможет использоваться в качестве ледоразрушающего устройства. Для этого гребные колеса, симметричные относительно ДП судна и имеющие раздельный привод, изготавливаются в виде косозубой фрезы с жесткими объемными плицами из прочной стали достаточной толщины, с внутренними ребрами жесткости.
Оболочечная конструкция обеспечивает колесу высокую прочность и жесткость и приемлемые весовые характеристики (практически одинаковые по весу с колесами с поворотными стальными плицами). Следует отметить, что эффективность при движении во льду колёсами вперед для данного судна будет выше, так как при этом будут наблюдаться следующие положительные эффекты:
Колесо, работающее у кромки льда, создаёт под ней разрежение, способствующее обламыванию кусков льда при ударе по кромке плицей.
Лёд будет разрушаться в основном путём деформации среза, а не изгиба (колесо по форме - фреза), благодаря чему энергозатраты на разрушение льда снизятся, т. к. прочность льда на сре»в 5 раз ниже, чем на изгиб.
Куски льда притагшиваются плицей и боковой составляющей упора вместе с большой массой воды отбрасываются в сторону от канала под кромку льда.
Судно движется в чистом канале; сопротивление трения о лед. составляющее до 15% ледового сопротивления ледоколов традиционной конструкции, практически отсутствует.
При движении в тяжёлом льду от ударов колёс о лёд появится вибрация оконечности, что приведёт к падению сопротивления трения штевня о лёд. При выходе на чистую воду вибрация автоматически исчезнет.
В отличие от традиционных ледоколов, подминающих лед, судно может преодолевать ледяные заторы на реках, управляться в битом и сплошном льду, двигаться носом и кормой вперед, не опасаясь за поломку ДРК.
Если для винтового и водомётного движителя взаимодействие со льдом и шугой приводит к ухудшению условий их работы и снижению тяговых характеристик, то для колёсного ДРК это взаимодействие даёт уменьшение скольжения, а, следовательно повышение КПД движителя. Ледокольное судно, оборудованное колёсным ДРК, может разрушать лёд и управляться, двигаясь вперёд носом и кормой, разворачиваться во льду на месте, имея осадку около 20% диаметра гребного колеса. Надежность ДРК обеспечивается тем, что гребные колеса при ударе о препятствие (кромку ледяного поля, мель) выкатываются на него и гасят энергию удара, не допуская разрушающих напряжений в конструкции. Наличие активного ледоразрушающего устройства делает инерционные и формообразующие характеристики корпуса судна второстепенными. Ожидается, что ледокол с колёсным ДРК одинаковой ледопроходимости с традиционным ледоколом будет иметь меньшие в 1,5-2 раза мощность и водоизмещение.
Это означает, что строительная стоимость и эксплуатационные расходы уменьшатся, примерно, вдвое.
Технологические и экологические особенности колёсного ДРК.
Гребные колеса КДРК имеют сварную прочную конструкцию, могут изготавливаться в цехе и в готовом виде устанавливаться на судно. Требования к точности изготовления не превосходят существующие в судостроительной промышленности. В последние годы разработаны несколько проектов небольших судов с подобными колёсами. По массе эти колёса могут быть меньше, чем колёса с поворотными плицами тех же размеров, если не требуется ледовый класс. Конструкция технологична в изготовлении и надёжна в эксплуатации.
Колёсный ДРК, в отличие от винтового, допускает осмотр и ремонт без докования судна.
Кроме технических преимуществ колёсный ДРК будет иметь и экологические, оказывая щадящее воздействие на флору и фауну акватории, т.к. добавленные скорости частиц воды, проходящих через гребные колёса на порядок ниже, чем в винте. Малая осадка и способность самостоятельного снятия с мели судов с КДРК снижают требования к объёму дноуглубительных работ.
Требования колёсного ДРК к энергетической установке и силовой передаче.
Колесный движитель и схема управления накладывают специфические требования к энергетической установке и приводу гребных колес. Для малых судов наиболее простой и дешевой является цепная передача крутящего момента от ведущих звездочек правого и левого борта энергетической установки, роль которой может выполнять установленный на фундаменте гусеничный трактор со снятыми гусеницами.
Для судов средних и больших размеров может быть применен электропривод с использованием узлов и агрегатов самосвала «БелАЗ».
Наиболее подходящей по весовым и гидромеханическим свойствам для привода гребных колес можно считать гидравлическую передачу с использованием высокомоментных гидромоторов, которая безболезненно переносит ударные нагрузки, обеспечивает максимальный крутящий момент, начиная с нуля оборотов колес. Недостаток данной передачи - более высокая стоимость. Современный уровень развития техники, в частности аппаратуры гидравлики и гидравлических приводов позволяет создать симбиоз паровой поршневой машины и гидравлического привода. Объемная гидропередача с паровым гидронасосом позволит использовать паровые котлы, работающие на любом виде топлива. При нынешнем соотношении цен на мазут и дизельное топливо 1/3, паровая машина уже не проигрывает дизелю по экономичности. А если учесть больший моторесурс, пониженные шум и вибрацию, попутное решение вопросов отопления и горячего водоснабжения, возможность форсирования мощности в 1,5-2 раза, то паровая машина вновь становится привлекательной.
Дня создания мощных колесных ледоколов мог>т быть использованы паропроизводжщнс установки с утилизированных атомных подводных лодок.
Особенности компоновки и архитектуры судов с колесным ДРК.
Установка в
оконечности судна блока
Если для паромов и грузовых судов задача решается размещением груза, то для буксиров- толкачей, ледоколов, пассажирских судов требуется максимальное удаление от гребных колес судового оборудования, жилья, запасов. Но и этого недостаточно. Форма корпуса должна обеспечивать значительное смещение в сторону гребных колес ЦВ - центра приложения подъемной силы погруженной части судна. Заднеколесные суда будут иметь острый мореходный нос, и полную корму, что согласуется с требованиями ходкости корабля. Корпус толкача и ледокола будет иметь клиновидную форму в плане с максимальной шириной в районе колес, что позволит разместить в корме движитель с большим гидравлическим сечением, обеспечить управляемость при движении колесами вперед в сплошном льду.
Новые конструктивные решения вызовут рождение новых архитектурных форм. Наличие работающих гребных колес, создающих облако брызг и шум падающей воды, оживляет и делает притягательным образ нового судна. Динамика и оригинальность внешнего вида подчеркивает уникальные эксплуатационные возможности судов с КДРК, что еще выше поднимает их конкурентоспособность.
ПРОЕКТЫ И ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СУДОВ С КОЛЁСНЫМ ДРК.
В течение последнего десятилетия осуществлены несколько проектов и выполнен ряд проработок судов с колёсным ДРК. В качестве образца и натурной модели при разработке судов с колесным ДРК могут служить два парома ПКР-25, построенных в 1996 и 1997 году на Красноярской судоверфи.
По результатам заводских испытаний, при водоизмещении парома в грузу 75 тонн, была получена скорость 14,7 км/ч, радиус циркуляции равен длине судна, время циркуляции на 360° - 90 сек, выбег при реверсе гребных колес - чуть более половины габаритной длины судна.
Это очень высокие характеристики, учитывая, что мощность парома, для которого даны эти цифры, всего 95 л.с. (трактор ДТ-75).
ВЫВОДЫ О ЦЕЛЕООБРАЗНОСТИ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОЛЕСНОГО ДРК.
На основании накопленного материала и проведённого анализа может быть сделан вывод, что на качественно новом уровне может быть создан ряд судов с малой осадкой, с новым типом ДРК, энергетической установки, силовой передачи, с новой конструкцией корпуса и архитектурой, обладающих повышенной маневренностью и управляемостью, не боящихся мелей, приспособленных к работе в условиях продленной навигации и в качестве ледокола.
Доработка конструкции
и технических качеств
Требования РРР предъявляемые к гребным
электрическим установкам
питания вспомогательных
электрических машин и
Таблица 2.1
Цепь |
| |
постоянного | трехфазного | |
Главного
тока гребных электрических |
1200 | 7500 |
Управления и сигна- | 220 | 380 |
*
Напряжение на выводах |
Информация о работе Историческая справка о развитии колоснрго флота