Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 03:25, курсовая работа
Один из важнейших показателей качества автомобилей – точность всех его узлов и агрегатов в целом. Точность деталей и узлов по условию их удовлетворительной работы должна обеспечивать точное положение и движение звеньев, ограничение динамических нагрузок, концентраций нагрузок и напряжений, оптимальные зазоры и натяги в сопряжениях и др. Точность существенно влияет на такие показатели, как материалоемкость, надежность, долговечность, энергетическая эффективность и др.
Bmin = 32 + 0 = 32.
TB
= 0,062 – 0 = 0,062.
Предельные
размеры bmax, bmin,
мм, и допуск Tb, мм, для ширины
шпонки рассчитаем по формулам (5.4)–(5.6):
bmax = 32 + 0 = 32.
bmin = 32 + (-0,062) = 31,938.
Tb
= 0 – (-0,062) = 0,062.
По
формулам (5.4)–(5.6) определяем соответственно
наибольший и наименьший зазоры Smax,
Smin, мм, и допуск TS,
мм:
Smax = 0,062 – (-0,062) = 0,124.
Smin = 0 – 0 = 0.
TS = 0,124 – 0 = 0,124.
Схема полей допусков соединения 32 представлена на рисунке 5.1.
Рисунок
5.1 – Схема полей допусков соединения
32
5.2.2
Расчет посадки для
паза в ступице шкива
привода водяного насоса
32
Определяем из таблиц приложения А предельные отклонения для «отверстия» – ступицы шкива привода водяного насоса двигателя автомобиля ВАЗ 2108 ES = +0,180 мм, EI = +0,08 мм.
Расчет
предельных размеров Bmax, Bmin,
мм, и допуск TB, мм, для ширины
паза на валу рассчитывается по формулам
(5.1)–(5.3):
Bmax = 32 + 0,18 = 10,18.
Bmin = 32 + 0,08 = 10,08.
TB
= 0,18 – 0,08 = 0,1.
Предельные размеры bmax, bmin, мм, и допуск Tb, мм, для ширины шпонки рассчитаны выше.
По
формулам (5.7)–(5.9) определяем соответственно
наибольший и наименьший зазоры Smax,
Smin, мм, и допуск TS,
мм:
Smax = 0,18 – (-0,062) = 0,242.
Smin = 0,08 – 0 = 0,08.
TS = 0,242 – 0,08 = 0,162.
Схема
полей допусков соединения 32
представлена на рисунке 5.2.
Рисунок
5.2 – Схема полей допусков соединения
32
6.1
Расчет шлицевого
соединения ступицы
обгонной муфты
с валом якоря
стартера СТ –
221 автомобиля ВАЗ-2108
По заданию соединение ступицы обгонной муфты с валом якоря стартера СТ-221 автомобиля ВАЗ-2108 – 32x2x9H/9g.
По номинальному диаметру вала якоря стартера Dш = 32 мм и модулю mщ= =2,0 мм из таблицы приложения Ж находим необходимое число зубьев Zш.
Для
рассматриваемого шлицевого соединения
Zш=14. Принимаем форму дна впадин
плоской.
6.1.1 Определение геометрических параметров шлицевого соединения
Пользуясь таблицей 6.4, определяем геометрические параметры шлицевого соединения при плоской форме дна впадин:
–
смещение исходного контура, xmш,
мм
xmш
= 0,5∙[Dш- mш∙(Zш
+ 1,1)]; (6.1)
– номинальная
делительная окружная толщина зуба
вала якоря s, мм, (впадины ступицы
обгонной муфты е, мм)
s
= e = 0.5 ∙p∙mш + 2 xmш∙tga; (6.2)
– номинальные диаметры внешней окружности:
–
впадин ступицы обгонной муфты
Df, мм
Df=Dш;
(6.3)
–
вершин зубьев ступицы обгонной муфты
Da, мм
Da
= Dш – 2mш; (6.4)
–
впадин вала якоря df, мм
df
= Dш – 2,2mш; (6.5)
–
вершин зубьев вала якоря da,
мм
da
= Dш – 0,2mш. (6.6)
Подставив числовые значения в формулы (6.1) – (6.6), получим
xmш = 0,5∙[32- 2,0∙(14 + 1,1)] = 0,9;
s = e = 0.5∙3,14∙2,0 + 2∙0,9∙tg30о = 4,1795;
Df = Dш = 32;
Da = 32 – 2,0∙2,0 =28,0;
df = 32 – 2,2∙2,0 = 27,6;
da
= 32 – 0.2∙2,0 = 31,6.
6.1.2
Определение предельных
отклонений шлицевого
соединения
Из
обозначения шлицевого
Df=32,0H16;
Da = 28,0H11; df
= 27,6h16; da=31,6h12.
Предельные
отклонения для полей допусков, найденных
геометрических параметров шлицевого
соединения e, s, Df,
Da, df
и da, выбираем из таблиц приложений
З, А, Б и сведем в таблице 6.1.
Таблица 6.1
Предельные отклонения для полей допусков, мкм
Обозначение | ES | EIe | EI |
е | +71 | +26 | 0 |
Df | +1600 | - | 0 |
Da | +130 | - | 0 |
Обозначение | Es | ese | ei |
s | - 11 | - 37 | -82 |
df | 0 | - | -1300 |
da | 0 | - | -250 |
6.1.3
Определение предельных
размеров шлицевого
соединения
Предельные размеры геометрических параметров e, s, Df, Da, df и da, мм, шлицевого соединения вала якоря стартера со ступицей обгонной муфты определим по формулам:
– для
ступицы обгонной муфты
– для
вала якоря стартера
Подставив числовые значения в формулы (6.7)–(6.20), получим предельные размеры геометрических параметров шлицевого соединения 30x2x7H/k8, мм:
– для
ступицы обгонной муфты
emax = 4,1795+ 0,071 = 4,2505;
emin = 4,1795+0,026 = 4,2055;
eS = 4,1795+ 0 = 4,1795;
Df max = 32,0+ 1,6 = 33,6;
Df min = 32,0 + 0 = 32;
Da max = 28,0 + 0,13 = 28,13;
Da
min = 28,0 + 0 = 28,0;
– для
вала якоря
smax = 4,1795- 0,037 = 4,1425;
smin = 4,1795– 0,082 = 4,0975;
sS = 4,1795- 0,011 = 4,1685;
df max = 27,6 + 0 = 27,6;
df min = 27,6 – 1,3 = 26,3;
da max = 31,6 + 0 = 31,6;
da
min = 31,6 – 0,250 = 31,35.
6.1.4
Построение схемы полей
допусков шлицевого
соединения
По
найденным предельным отклонениям
и размерам строим схему полей
допусков шлицевого эвольвентного соединения
вала якоря со ступицей обгонной муфты
стартера автомобиля ВАЗ-2108 – 32x2x9H/9g, представленную
на рисунке 6.1.
Вал якря стартера Ступица обгонной муфты стартера