Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в комплексном исследовании зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей как явлений налогового и бюджетного законодательства.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать историю правового регулирования зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей в отечественном законодательстве;
- определить специфику зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей как способов восстановления имущественного положения налогоплательщика, нарушенного излишними уплатой и взысканием налоговых платежей;
их поступления) (ст. 40 Положения).
Каких-либо правил осуществления зачета
на законодательном уровне установлено
не было. «Положение о взыскании
не внесенных в срок налогов и
неналоговых платежей», принятое в
1981 г., заменило «Положение о взыскании
налоговых и неналоговых
Таким образом, постепенно законодательное регулирование зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов становится более подробным, однако говорить о детальной регламентации данных процедур было бы, безусловно, преждевременно.
Кроме общих правил о зачете и возврате переплаченных сумм советское законодательство в течение всей истории своего развития содержало правовые нормы, посвященные зачету и возврату отдельных платежей: например, местного налога со скота и иных домашних животных, промыслового налога, подоходного налога с населения, с иностранных юридических и физических лиц, сельскохозяйственного налога, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, налога со строений1.
Как и в дореволюционном
правоведении, в советский период
процедуры зачета и возврата излишне
уплаченных и излишне взысканных
налоговых платежей не получили подробного
освещения в юридической
Таким образом, в советский период развития отечественного права появляются общие для всех видов налогов нормы о зачете и возврате излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей, зачет и возврат в целом получают более подробную регламентацию на законодательном уровне, однако в основном нормативно-правовое регулирование носит подзаконный характер. Указанные процедуры практически не исследуются в юридической литературе, упоминающие о них научные работы носят единичный характер.
3. Переходный период (1990–1998 гг.)
Начало следующего этапа
нормативно-правового
Многочисленные налоговые законы, предшествовавшие становлению современного налогового законодательства, содержали нормы о зачете и возврате переплат налоговых платежей. Как и в ранее существовавшем советском законодательстве, в налоговых законах,принятых в 1990 г., можно обнаружить как общие правила, распространявшиеся на все виды налогов, так и специальные правила о зачете и возврате переплат по конкретным налогам. В частности,общее правило было установлено в Законе СССР от 21 мая 1990 г.№ 1492-1 «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций», в соответствии со ст. 2 которого суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежали возврату.
Порядок и сроки возврата и зачета устанавливались применительно к отдельным налогам: специальные правила были установлены, например, для подоходного налога с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства и были связаны преимущественно с особенностями исчисления и уплаты данного налога, а также в отношении налога с предприятий, объединений и организаций.
В 1991 г. при принятии законов,
заложивших основы современной налоговой
системы, были законодательно закреплены
и правила о зачете и возврате
налогов. Так, в ряде законов РСФСР
было установлено, что излишне внесенные
суммы налога зачитываются в счет
очередных платежей или возвращаются
плательщику в десятидневный
срок со дня получения его письменного
заявления, а ст. 13 За- кона РФ от 21 марта
1991 г. № 943-1 «О налоговых органах
Российской Федерации» закрепила общее
правило о том, что суммы налогов
и других обязательных платежей, неправильно
взысканные государственными налоговыми
инспекциями, подлежат возврату. Право
налогоплательщика на возврат денежных
средств из бюджета (хоть непосредственно
законодательно и не закрепленное)
нашло отражение и в
Однако, несмотря на
общее увеличение массива
периодом.
4. Современный период (1999 г. – по настоящее время)
Начало современного периода
нормативно-правового
Таким образом, на современном этапе нормативно-правовое регулирование рассматриваемых процедур осуществляется на уровне закона и преимущественно сосредоточено в гл. 12 НК РФ.
1.2 Понятие зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей
В соответствии с действующим
налоговым законодательством
По моему мнению, что можно говорить о том, что зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей являются самостоятельными способами восстановления имущественного положения налогоплательщика, нарушенного излишней уплатой или взысканием.
Данная точка зрения основана прежде всего на различиях в экономическом содержании между зачетом и возвратом. При зачете осуществляется прекращение двух встречных обязанностей - обязанности налогоплательщика по уплате налоговых платежей и обязанности публичного субъекта по возврату полученных без должного правового основания денежных средств, а при осуществлении возврата прекращается только соответствующая обязанность публичного субъекта.
Кроме этого налоговое
законодательство не содержит правовых
норм, позволяющих сделать вывод
о стремлении законодателя рассматривать
зачет в качестве разновидности
возврата или наоборот. Более того,
на наш взгляд, действующее правовое
регулирование учитывает
В свою очередь, зачет и возврат, предусмотренные ст. 78 и 79 НК РФ, объединяет то, что в рамках данных процедур осуществляется восстановление нарушенного имущественного положения налогоплательщика.
Таким образом, по моему мнению, предусмотренные гл. 12 НК РФ зачет и возврат являются самостоятельными способами восстановления имущественного положения налогоплательщика, нарушенного излишней уплатой или излишним взысканием налоговых платежей.
Зачет и возврат излишне
уплаченных и излишне взысканных
сумм налоговых платежей осуществляются
в рамках взаимосвязанных налоговых
и бюджетных правоотношений. Одной
из особенностей указанных налоговых
правоотношений является то, что права
и обязанности распределены между
частным и публичным субъектами
нетрадиционным для налогового права
образом: публичный субъект выступает
на стороне должника и обладает преимущественно
обязанностями, а частный субъект
выступает на стороне кредитора
и обладает преимущественно правами.
В рамках данных отношений основной
обязанностью публичного субъекта является
обязанность по возврату денежных средств,
полученных без должного правового
основания в рамках излишней уплаты
или излишнего взыскания
Право на своевременный зачет либо возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налоговых платежей является одним из многих субъективных прав налогоплательщика, получивших закрепление в налоговом законодательстве. Современная наука налогового права выработала несколько основных классификаций прав налогоплательщика. Рассмотрим их подробнее и определим с их помощью место права на своевременный зачет либо возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налоговых платежей в системе прав налогоплательщика.
В современной юридической
литературе по налоговому праву получили
распространение следующие
1) на организационно-
2) на основные и производные;
3) на абсолютные и относительные.
Классификация прав налогоплательщика на организационно-имущественные и организационные обусловлена соответствующей дифференциацией общественных отношений, регулируемых налоговым правом.
Центральное место среди
налоговых правоотношений занимают
именно организационно-имущественные
отношения, возникающие по поводу непосредственного
осуществления налоговых
Исходя из предложенной классификации, право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налоговых платежей является, во-первых, организационно-имущественным, во-вторых, основным и, в-третьих, относительным правом налогоплательщика.
На мой взгляд, зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей осуществляются в рамках взаимосвязанных налоговых и бюджетных правоотношений, при этом интересующие нас налоговые правоотношения являются организационно-имущественными. Данное обстоятельство позволяет охарактеризовать рассматриваемое право налогоплательщика в качестве организационно-имущественного.
Характеристика права
на своевременный зачет или
Информация о работе Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей