Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в комплексном исследовании зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей как явлений налогового и бюджетного законодательства.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать историю правового регулирования зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей в отечественном законодательстве;
- определить специфику зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей как способов восстановления имущественного положения налогоплательщика, нарушенного излишними уплатой и взысканием налоговых платежей;
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью комплексного исследования зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей.
В соответствии со статьей 57
Конституции Российской Федерации
каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы. Однако на практике
зачастую возникают ситуации, когда
уплата и взыскание налоговых
платежей происходят при отсутствии
законного основания, что приводит
к образованию излишне
Совершенствование нормативно-правового регулирования и формирование правоприменительной практики по вопросам зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей должно основываться на разработанных теоретических конструкциях, учитывающих, в частности, природу правовых отношений, возникающих в связи с зачетом и возвратом переплат по налоговым платежам, соотношение рассматриваемых зачета и возврата, со смежными явлениями налогового и гражданского законодательства.
Цель данной курсовой работы
состоит в комплексном
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать историю
правового регулирования
- определить специфику
зачета и возврата излишне
уплаченных и излишне
- определить, правовую природу отношений- возникающих в связи с зачетом и возвратом излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей;
- проанализировать право
налогоплательщика на
- исследовать проблемы
регулирования процедур зачета
и возврата излишне уплаченных
и излишне взысканных
Объектом настоящей курсовой работы являются возникновение связи с осуществлением зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей.
Предмет исследования составляют нормативно-правовое регулирование зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей, а также судебная практика по соответствующим вопросам.
Поскольку действующее законодательство не содержит понятия «налоговые платежи», пояснение его значения представляется необходимым. Для целей настоящей курсовой работы под термином «налоговые платежи» предлагается- понимать обязательные платежи, предусмотренные налоговым законодательством - налоги и „ сборы, авансовые платежи по налогу, пени, налоговые санкции, декларационные платежи.
Также следует отметить, что исследование проблем зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных платежей в государственные внебюджетные фонды, которые не были объединены в рамках единого социального налога и предназначаются к отдельной уплате, а также сборам, не предусмотренным налоговым законодательством, находится за пределами настоящего диссертационного исследования, поскольку данные платежи имеют отличные от налоговых платежей целевое предназначение и социально-правовую природу.
1.1.История отечественного законодательства о зачете и возврате излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей
Первым законом в истории
отечественного налогового законодательства,
который непосредственно
определил порядок осуществления соответствующих процедур, стал Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ). Тем не
менее зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных
сумм налоговых платежей были известны отечественному законодательству и до вступления в силу части первой НК РФ 1 января 1999 г.
В то же время в научной
литературе встречаются некоторые
заблуждения относительно существования
данных видов зачета и возврата в
отечественном налоговом праве
дореволюционного и советского периода,
что делает исследование истории
данного правового явления
В истории развития законодательного
регулирования зачета и возврата
излишне уплаченных и излишне
взысканных налоговых платежей в
отечественном праве можно
1) дореволюционный период (вторая половина XIX в. — 1918 г.): законодательное регулирование процедур носит фрагментарный характер и распространяется на отдельные платежи;
2) советский период (1918–1990
гг.): законодательное регулирование
остается фрагментарным,
3) переходный период (1990–1998 гг.): при общем увеличении
массива налогового законодательства
процедуры зачета и возврата переплат
не получают более подробной
4) современный период (1999
г. — по настоящее время): впервые
на законодательном уровне
Рассмотрим подробнее указанные периоды.
1. Дореволюционный период
(вторая половина XIX в. — 1918 г.)
Первые нормы законодательства Российской империи о зачете и возврате излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей, которые нам удалось обнаружить, относятся ко второй половине XIX в.
Отечественное дореволюционное
законодательство не закрепляло право
налогоплательщиков и плательщиков
иных публичных платежей на зачет
и (или) возврат излишне уплаченных
и излишне взысканных сумм, а процедуры
зачета и возврата переплат были урегулированы
крайне фрагментарно. Общие правила
о возврате и зачете излишне уплаченных
или взысканных сумм налоговых платежей
отсутствовали, однако для отдельных
платежей (например, крепостных пошлин,
государственного промыслового налога,
квартирного налога и др.) было установлено,
что излишне уплаченные или взысканные
суммы подлежат возврату или зачету
в счет предстоящих платежей. Кроме
этого для некоторых случаев
были закреплены: условия осуществления
возврата; орган, которому подведомственно
принятие решения о зачете или
возврате; порядок обжалования данного
решения; срок, в течение которого
может быть подано ходатайство о
возврате или зачете переплаты. Следует
отметить, что возврат переплат получил
более широкое распространение,
однако в некоторых случаях были
предусмотрены возможность и
отдельные правила
В дореволюционной литературе
зачет и возврат излишне
В начале XX в. в российском
финансовом праве использовались два
способа для определения
налога законом, органы финансового управления более подробным
образом указывали плательщику размер и срок платежа. Так, органы
финансового управления публиковали список плательщиков налога
с указанием размера и
срока платежа или обращались
непосредственно к отдельным
плательщикам с приказом о платеже.
Приказ о платеже, предъявленный
от имени уполномоченного законом
органа власти плательщику, являлся
бесспорным требованием, исполнение которого
не могло быть отложено даже в том
случае, если плательщик полагал, что
приказ неправилен или неточен. Сначала
было необходимо произвести уплату налога,
а затем уже плательщику
правильно взысканной суммы.
В случае уплаты раскладочных
налогов размер и срок исполнения
налоговой обязанности
упоминается о возврате неправильно взысканных сумм, как представляется, подобный возврат мог быть одним из упомянутых способов исправления ошибок и несправедливостей.
Таким образом, в дореволюционный период развития отечественного права процедуры зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей получают крайне фрагментарное законодательное регулирование и освещение в юридической литературе.
2. Советский период (1918–1990 гг.)
В советском законодательстве получают закрепление общие для всех видов налогов нормы о зачете и возврате переплат, однако в данный период нормативно-правовое регулирование рассматриваемых процедур в основном было подзаконным: законодательно закрепленные правила были немногочисленны и практически все без исключения законодательные акты, регулировавшие рассматриваемый вопрос,предоставляли органам отраслевого управления (прежде всего, Народному комиссариату финансов СССР) полномочия по установлению основных правил осуществления зачета и возврата сумм, неправильно поступивших в казну.
В рассматриваемый период
законодательными актами, устанавливающими
общие правила о зачете и возврате
сумм, неправильно поступивших в
казну, стали: Декрет от 20 июля 1922 г.
«Об отсрочке, рассрочке и сложении
государственных налогов и
налогов и сборов и сумм,
неправильно поступивших в эти
сборы»,«Положение о взимании налогов»
от 2 октября 1925 г.3, «Положение о взыскании
налогов и неналоговых
Пришедшее на смену декретам «Положение о взимании налогов» 1925 г. провозгласило, что неправильно поступившие в уплату налогов суммы должны быть в кратчайший срок возвращаемы плательщикам, и воспроизвело существовавшее ограничение для обращения с ходатайством о возврате (один год со дня поступления сумм). Новеллой стало правило об обжаловании решений о возврате: они могли быть обжалованы в течение одного месяца, а решение вышестоящей инстанции было окончательным и обжалованию не подлежало
(п. 46, 47 Положения).
«Положение о взыскании
налоговых и неналоговых
Информация о работе Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей