Упрощенная система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:27, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить и сравнить упрощенную систему налогообложения в Беларуси, России и Украине, сравнить законодательные акты, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения в этих государствах, изучить налогообложение в странах Европейского Союза, и сравнить в целом правовую основу льготного налогообложения в странах бывшего СССР и в странах ЕС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Упрощенная система налогообложения в Республике Беларусь 5
ГЛАВА 2. Упрощенная система налогообложения в Российской Федерации 8
ГЛАВА 3. Упрощенная система налогообложения на Украине 14
ГЛАВА 4. Налогообложение в европейских странах 23
Германия 23
Бельгия 25
ГЛАВА 5. Сравнительная характеристика применения льготного налогообложения в некоторых странах СНГ и Европейского союза 28
Заключение 33
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Cравнительная характеристика УСН.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

     Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, обязаны производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Индивидуальным  предпринимателям следует также  обратить внимание на то, что факт перехода на упрощенную систему налогообложения не освобождает их от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, стоимость выигрышей и призов, дивиденды и т. п.). Тоже относится и к налогу на имущество физических лиц, т.е. с имущества, которое не используется в осуществлении предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель обязан заплатить указанный налог [5].

     Субъекты  предпринимательской деятельности, применяющие упрощенную систему, не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговые агенты должны вести учет выплаченных доходов, удержанных у налогоплательщиков и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, предоставлять отчетность о суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов. Перечень налогов, сборов и взносов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющие упрощенную систему.

     Помимо  налогов и сборов субъекты предпринимательской деятельности, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны, в установленном законом порядке, уплачивать налоги за пользование природными ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы [4].

     Налоги, сборы и взносы, уплачиваемые субъектами предпринимательской деятельности, перешедшими на упрощенную систему налогообложения:

     Взносы  на обязательное и добровольное страхование

     - Страховой взнос на обязательное  пенсионное страхование (на финансирование  страховой и накопительной части трудовой пенсии).

     - Страховые взносы на обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний.

     - Добровольные страховые взносы  на социальное страхование работников  на случай временной нетрудоспособности.

     Федеральные налоги и сборы:

      - Налог на добавленную стоимость; 

     - Акцизы;

     - Государственная пошлина;

     - Налог на операции с ценными  бумагами;

      - Таможенная  пошлина;

     - Сбор за использование наименований  “Россия”, ”Российская Федерация”  и образованных на их основе словосочетаний (только для юридических лиц);

     - Транспортный налог;

     - Таможенная пошлина.

     В соответствии со статьёй ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие её в установленном порядке. Для реализации права перехода на упрощенную систему организациями и индивидуальными предпринимателями должны соблюдаться ряд ограничений, которые показаны на рисунке 1.1 и описаны ниже [13, c.211].

     Условия перехода на упрощенную систему:

     - доход от реализации товаров  (работ и услуг) по итогам  первых девяти месяцев года, в  котором организация подает заявление  о переходе на упрощенную систему  налогообложения, не должен превышать 15 млн. руб. (без учета НДС). Доход от реализации товаров (работ, и услуг) определяется в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, внереализационные доходы, перечисленные в ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации, не учитываются. Для индивидуальных предпринимателей ограничения по доходам, полученных от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено [11].

     - перейти на данную систему могут только те организации, у которых стоимость основных средств и нематериальных активов, рассчитанная на основании данных бухгалтерского учета, не превышает 100 млн. руб.

     - это условие касается только  организаций. Согласно ему на упрощенную систему налогообложения могут перейти только те организации, в которых доля участия других организаций в уставном капитале составляет не более 25%. Льготу по этому условию имеют только общественные организации инвалидов.

     - не имеют права перейти на  упрощенную систему организации, имеющие филиалы и представительства. Понятие терминов “представительство” и “филиал” утверждены в ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.

     - на предприятиях и у индивидуальных  предпринимателей, желающих перейти  на УСНО, средняя численность  работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек. Порядок определения средней численности работников устанавливает Государственный комитет по статистике Российской Федерации.

     - применять упрощенную систему налогообложения не имеют права организации и индивидуальные предприниматели, которые по виду занимающейся деятельностью, попадают в следующие категории:

    • банки;
    • страховщики;
    • негосударственные пенсионные фонды;
    • инвестиционные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
    • ломбарды
    • производители подакцизных товаров, а также занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
    • занимающиеся игорным бизнесом;
    • нотариусы, занимающиеся частной практикой.

     - не вправе перейти на упрощенную  систему организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Также они не могут применять упрощенную систему налогообложения в отношении, тех отдельных видов предпринимательской деятельности, по которым они переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. По остальным видам предпринимательской деятельности организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в тех случаях, в которых выполнены вышеперечисленные условия. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности [9, c.378].

 

 
ГЛАВА 3. Упрощенная система налогообложения на Украине

     В настоящее время в Украине  одновременно действуют две системы  налогообложения: общая и упрощенная. Деятельность по упрощенной системе  налогообложения осуществляется в  соответствии с Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 г. № 727/98 (далее — Указ № 727) [17].

     Согласно  пункту 1 этого Указа упрощенную систему налогообложения имеют  право применять:

     - физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение года состоит не более 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен;

     - юридические лица — субъекты  предпринимательской деятельности  любой организационно-правовой формы  и формы собственности, у которых  за год среднеучетная численность  работающих не превышает 50 человек  и объем выручки, которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен.

     При этом пунктом 7 Указа № 727 установлено, что его действие не распространяется на:

     - субъектов предпринимательской  деятельности, на которых распространяется действие Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» в части приобретения специального патента;

     - доверительные общества, страховые  компании, банки, другие финансово-кредитные  и небанковские финансовые учреждения;

     - субъектов предпринимательской  деятельности, в уставном фонде  которых доли, принадлежащие юридическим  лицам — участникам и учредителям  данных субъектов, которые не  являются субъектами малого предпринимательства,  превышают 25 процентов; 

     - физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляющих торговлю ликероводочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами;

     - совместную деятельность, определенную пунктом 7.7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

     То  есть указанные субъекты предпринимательской  деятельности не могут осуществлять хозяйственную деятельность по упрощенной системе налогообложения. Кроме  того, в соответствии с Законом Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV, учитывая изменения, внесенные Законом Украины от 03.06.2005 г. № 2642-IV, в том числе в Указ № 727, субъекты предпринимательской деятельности, избравшие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не имеют права:

     - осуществлять деятельность в  сфере игорного бизнеса; 

     - осуществлять обмен иностранной  валюты;

     - быть производителями подакцизных  товаров, осуществлять хозяйственную  деятельность, связанную с экспортом,  импортом и оптовой продажей  подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;

     - осуществлять: добычу и производство  драгоценных металлов и драгоценных  камней, драгоценных камней органогенного  образования; оптовую, розничную  торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащих лицензированию в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

     В соответствии со статьей 13 Закона Украины  «О системе налогообложения» от 25.06.1991г. № 1251-ХІІ (далее — Закон № 1251) в Украине взимаются общегосударственные и местные налоги и сборы (обязательные платежи). Перечень общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) установлен статьей 14 указанного Закона. Перечень местных налогов и сборов (обязательных платежей), устанавливаемых местными советами, определен в статье 15 Закона № 1251. Предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения, при наличии объекта налогообложения должны уплачивать все налоги и сборы, предусмотренные Законом № 1251. С учетом норм статьи 6 Указа № 727 рассмотрим, какие налоги и сборы необходимо уплачивать субъектам предпринимательской деятельности, находящимся на упрощенной системе налогообложении [17].

п/п

Вид обязательного  платежа Необходимость уплаты Примечания
Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи)
1 Налог на прибыль - Единоналожник не является плательщиком налога  
на прибыль, однако он должен: 
- уплачивать авансовый взнос по налогу на прибыль  
(25 %) при выплате дивидендов (пп. 7.8.2 Закона о прибыли); 
- удерживать налог на фрахт (6 %) при выплате доходов нерезиденту в виде фрахта (пп. 13.5 Закона о прибыли) 
  Налог на добавленную  стоимость:   Юридические лица — единоналожники являются плательщиками  НДС, если они работают по ставке 6 %, и не являются плательщиками НДС, если работают по ставке 10 %
  Юридические лица +/-  
2 Физические  лица +/- Физические  лица — единоналожники являются плательщиками  НДС, если они самостоятельно приняли  такое решение во время перехода на уплату единого налога. Вместе с тем специалисты ГНАУ настаивают на уплате единоналожниками НДС при импорте товаров и услуг (письма ГНАУ от 05.02.2004 г. № 692/Д/19-2415-24, от 06.05.2004 г. № 3532/6/15-2415)
3 Налог с доходов  физических лиц + Юридические и  физические лица — единоналожники при выплате доходов физическим лицам (в частности, доходов своим  наемным работникам) должны удерживать налог из этих доходов в общем  порядке, предусмотренном Законом  № 889 (п. 1 Порядка № 599)
4 Плата (налог) за землю +/- Плательщик  единого налога освобождается от уплаты земельного налога только за земельные  участки, используемые им для осуществления  предпринимательской деятельности  
(п. 6 Постановления № 507, письмо ГНАУ  
от 04.03.2005 г. № 1300/Р/17-3115, разъяснение специалистов в “Вестнике налоговой службы Украины”, № 3/2005, стр. 70). 
Также налоговики настаивают на уплате единоналожниками земельного налога с земельных участков, переданных в аренду (письма ГНАУ от 27.10.2000 г. № 14312/7/18-0617, от 17.07.2001 г.  
№ 232/2/18-2110, от 15.09.2006 г. №10291/5/15-0616)
  Платежи в Пенсионный фонд:    
  взносы в  Пенсионный фонд, связанные с оплатой  труда:     
  в части начислений  
(33,2 %, 4,0 %, 42 %)
+ Плательщики единого  налога начисляют и уплачивают взносы в Пенсионный фонд, при этом разрешен зачет 42 % уплаченного единого налога в счет уплаты пенсионных взносов, начисленных за соответствующие периоды (письма ПФУ от 30.07.2004 г. № 7293/04, от 11.10.2004 г. № 9610/04, от 23.11.2006 г.  
№ 15540/03-30)
5 в части удержаний  
(0,5% — из дохода  
в пределах суммы установленного прожиточного минимума,  
2,0 % — из дохода сверх суммы установленного прожиточного минимума)
+ Удержание пенсионных взносов из суммы оплаты труда  наемных работников, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера и оплаты временной нетрудоспособности осуществляются в общеустановленном порядке
  сборы в Пенсионный фонд с отдельных видов хозяйственных  операций +/- Согласно статье 6 Указа № 727 плательщики единого  налога освобождены от уплаты сбора в Пенсионный фонд, но специалисты Пенсионного фонда настаивают на уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, определенных в п.п. 5—10  
ст. 1 Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от  
26.06.97 г. № 400/97-ВР (письма ПФУ от 07.02.2002 г.  
№ 04/583, от 03.02.2004 г. № 1040/04; письмо ПФУ и НБУ от 18.08.2004 г. № 7799/04,  № 25-111/1390-8444) 
  Взносы в  ФСС по ВУТ    
6 в части начислений  
(1,5 %)
- Плательщики единого  налога не начисляют и не уплачивают взносы в Фонд социального страхования  по временной утрате трудоспособности (письмо ФСС по ВУТ от 02.08.2004 г. № 02-24-1110)
  в части удержаний  
(0,25 %, 0,5 %, 1,0 %)
+ Удержания из суммы оплаты труда наемных работников осуществляются в общеустановленном порядке
  Взносы в  ФЗ:    
7 в части начислений  
(1,3 %)
- Плательщики единого  налога не начисляют и не уплачивают взносы в ФЗ (письмо Минфина от 15.06.2004 г.  
№ 31-03220-05-13/16896)
  в части удержаний  
(0,5%)
+ Удержания из суммы  оплаты труда наемных работников осуществляются в общеустановленном  порядке
8 Взносы в  ФСС от НСП + Единоналожники  являются плательщиками взносов  в этот Фонд, поскольку Указом № 727 они от начисления и уплаты таких взносов не освобождены
9 Сбор за специальное  использование природных ресурсов - Единоналожник не является плательщиком сбора  
за специальное использование природных ресурсов  
(ст. 6 Указа № 727)
10 Налог на промысел - Единоналожник не является плательщиком налога на промысел (ст. 6 Указа № 727)
11 Платежи в фонд Украины социальной защиты инвалидов + Предприятия-единоналожники, на которых работает более 8 человек, уплачивают административно-хозяйственные санкции за несоблюдение норматива относительно создания рабочих мест для инвалидов (ст. 19, 20 Закона Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” от 21.03.91 г. № 875-XII)
12 Плата за патенты - Единоналожник освобожден от платы за патенты  
(ст. 6 Указа № 727)
13 Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов + Юридические и  физические лица, работающие по упрощенной системе налогообложения и имеющие зарегистрированные в Украине собственные  
транспортные средства, которые в соответствии  
со статьей 2 Закона № 1963 являются объектом налогообложения, должны уплачивать этот налог  
в общеустановленном порядке 
14 Сбор за загрязнение окружающей среды + Юридические и  физические лица, работающие по упрощенной системе налогообложения, в случае выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными или передвижными источниками загрязнения (например, выбросов загрязняющих веществ автотранспортом единоналожника), выбросов загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, размещения отходов должны уплачивать этот налог в общеустановленном порядке  
15 Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства + Юридические лица, уплачивающие единый налог, в случае реализации в оптово-розничной торговой сети алкогольных напитков и пива, должны уплачивать этот сбор в общеустановленном порядке  
16 Сбор за проведение гастрольных мероприятий + От уплаты этого  сбора единоналожники Указом № 727 не освобождены, следовательно, в случае проведения гастрольных мероприятий юридические и физические  
лица – единоналожники уплачивают этот сбор в общеустановленном порядке
17 Государственная пошлина + В случаях совершения в интересах единоналожника юридических действий и выдачи документов, имеющих юридическую силу, юридические и физические лица, работающие по упрощенной системе налогообложения, уплачивают госпошлину на общих основаниях
18 Пошлина + В случаях осуществления  единоналожником (юридическим и физическим лицом) внешнеэкономической деятельности пошлина уплачивается в общеустановленном порядке
Местные налоги и сборы (обязательные платежи)
19 Коммунальный  налог - Единоналожник не является плательщиком этого налога (ст. 6 Указа № 727)
20 Налог с рекламы + Юридические и  физические лица, работающие по упрощенной системе налогообложения, уплачивают налог с рекламы во время оплаты услуг за установку и размещение рекламы
21 Сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг - Единоналожник не является плательщиком этого сбора  согласно статье 6 Указа № 727, но само разрешение на размещение объекта торговли и сферы услуг он получать должен (процедура получения общая, но бесплатная) 
22 Прочие местные  сборы (рыночный сбор, сбор за парковку автотранспорта, курортный сбор, сбор за право использования местной символики и т. п.) + От уплаты всех прочих местных сборов единоналожник  Указом № 727 не освобожден, поэтому  он их уплачивает на общих основаниях

Информация о работе Упрощенная система налогообложения