Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:27, реферат
Цель данной работы изучить и сравнить упрощенную систему налогообложения в Беларуси, России и Украине, сравнить законодательные акты, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения в этих государствах, изучить налогообложение в странах Европейского Союза, и сравнить в целом правовую основу льготного налогообложения в странах бывшего СССР и в странах ЕС.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Упрощенная система налогообложения в Республике Беларусь 5
ГЛАВА 2. Упрощенная система налогообложения в Российской Федерации 8
ГЛАВА 3. Упрощенная система налогообложения на Украине 14
ГЛАВА 4. Налогообложение в европейских странах 23
Германия 23
Бельгия 25
ГЛАВА 5. Сравнительная характеристика применения льготного налогообложения в некоторых странах СНГ и Европейского союза 28
Заключение 33
Список использованных источников 37
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, обязаны производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Индивидуальным предпринимателям следует также обратить внимание на то, что факт перехода на упрощенную систему налогообложения не освобождает их от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, стоимость выигрышей и призов, дивиденды и т. п.). Тоже относится и к налогу на имущество физических лиц, т.е. с имущества, которое не используется в осуществлении предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель обязан заплатить указанный налог [5].
Субъекты предпринимательской деятельности, применяющие упрощенную систему, не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговые агенты должны вести учет выплаченных доходов, удержанных у налогоплательщиков и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, предоставлять отчетность о суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов. Перечень налогов, сборов и взносов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющие упрощенную систему.
Помимо налогов и сборов субъекты предпринимательской деятельности, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны, в установленном законом порядке, уплачивать налоги за пользование природными ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы [4].
Налоги, сборы и взносы, уплачиваемые субъектами предпринимательской деятельности, перешедшими на упрощенную систему налогообложения:
Взносы на обязательное и добровольное страхование
-
Страховой взнос на
-
Страховые взносы на
-
Добровольные страховые взносы
на социальное страхование
Федеральные налоги и сборы:
- Налог на добавленную
- Акцизы;
- Государственная пошлина;
- Налог на операции с ценными бумагами;
- Таможенная пошлина;
-
Сбор за использование
- Транспортный налог;
- Таможенная пошлина.
В соответствии со статьёй ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие её в установленном порядке. Для реализации права перехода на упрощенную систему организациями и индивидуальными предпринимателями должны соблюдаться ряд ограничений, которые показаны на рисунке 1.1 и описаны ниже [13, c.211].
Условия перехода на упрощенную систему:
-
доход от реализации товаров
(работ и услуг) по итогам
первых девяти месяцев года, в
котором организация подает
- перейти на данную систему могут только те организации, у которых стоимость основных средств и нематериальных активов, рассчитанная на основании данных бухгалтерского учета, не превышает 100 млн. руб.
- это условие касается только организаций. Согласно ему на упрощенную систему налогообложения могут перейти только те организации, в которых доля участия других организаций в уставном капитале составляет не более 25%. Льготу по этому условию имеют только общественные организации инвалидов.
- не имеют права перейти на упрощенную систему организации, имеющие филиалы и представительства. Понятие терминов “представительство” и “филиал” утверждены в ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
-
на предприятиях и у
- применять упрощенную систему налогообложения не имеют права организации и индивидуальные предприниматели, которые по виду занимающейся деятельностью, попадают в следующие категории:
-
не вправе перейти на
В настоящее время в Украине одновременно действуют две системы налогообложения: общая и упрощенная. Деятельность по упрощенной системе налогообложения осуществляется в соответствии с Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 г. № 727/98 (далее — Указ № 727) [17].
Согласно пункту 1 этого Указа упрощенную систему налогообложения имеют право применять:
- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение года состоит не более 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен;
-
юридические лица — субъекты
предпринимательской
При этом пунктом 7 Указа № 727 установлено, что его действие не распространяется на:
- субъектов предпринимательской деятельности, на которых распространяется действие Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» в части приобретения специального патента;
-
доверительные общества, страховые
компании, банки, другие финансово-
-
субъектов предпринимательской
деятельности, в уставном фонде
которых доли, принадлежащие юридическим
лицам — участникам и
- физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляющих торговлю ликероводочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами;
- совместную деятельность, определенную пунктом 7.7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».
То есть указанные субъекты предпринимательской деятельности не могут осуществлять хозяйственную деятельность по упрощенной системе налогообложения. Кроме того, в соответствии с Законом Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV, учитывая изменения, внесенные Законом Украины от 03.06.2005 г. № 2642-IV, в том числе в Указ № 727, субъекты предпринимательской деятельности, избравшие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не имеют права:
- осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса;
-
осуществлять обмен
-
быть производителями
-
осуществлять: добычу и производство
драгоценных металлов и
В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06.1991г. № 1251-ХІІ (далее — Закон № 1251) в Украине взимаются общегосударственные и местные налоги и сборы (обязательные платежи). Перечень общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) установлен статьей 14 указанного Закона. Перечень местных налогов и сборов (обязательных платежей), устанавливаемых местными советами, определен в статье 15 Закона № 1251. Предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения, при наличии объекта налогообложения должны уплачивать все налоги и сборы, предусмотренные Законом № 1251. С учетом норм статьи 6 Указа № 727 рассмотрим, какие налоги и сборы необходимо уплачивать субъектам предпринимательской деятельности, находящимся на упрощенной системе налогообложении [17].
№
п/п |
Вид обязательного платежа | Необходимость уплаты | Примечания |
Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) | |||
1 | Налог на прибыль | - | Единоналожник
не является плательщиком налога на прибыль, однако он должен: - уплачивать авансовый взнос по налогу на прибыль (25 %) при выплате дивидендов (пп. 7.8.2 Закона о прибыли); - удерживать налог на фрахт (6 %) при выплате доходов нерезиденту в виде фрахта (пп. 13.5 Закона о прибыли) |
Налог на добавленную стоимость: | Юридические лица — единоналожники являются плательщиками НДС, если они работают по ставке 6 %, и не являются плательщиками НДС, если работают по ставке 10 % | ||
Юридические лица | +/- | ||
2 | Физические лица | +/- | Физические лица — единоналожники являются плательщиками НДС, если они самостоятельно приняли такое решение во время перехода на уплату единого налога. Вместе с тем специалисты ГНАУ настаивают на уплате единоналожниками НДС при импорте товаров и услуг (письма ГНАУ от 05.02.2004 г. № 692/Д/19-2415-24, от 06.05.2004 г. № 3532/6/15-2415) |
3 | Налог с доходов физических лиц | + | Юридические и физические лица — единоналожники при выплате доходов физическим лицам (в частности, доходов своим наемным работникам) должны удерживать налог из этих доходов в общем порядке, предусмотренном Законом № 889 (п. 1 Порядка № 599) |
4 | Плата (налог) за землю | +/- | Плательщик
единого налога освобождается от
уплаты земельного налога только за земельные
участки, используемые им для осуществления
предпринимательской (п. 6 Постановления № 507, письмо ГНАУ от 04.03.2005 г. № 1300/Р/17-3115, разъяснение специалистов в “Вестнике налоговой службы Украины”, № 3/2005, стр. 70). Также налоговики настаивают на уплате единоналожниками земельного налога с земельных участков, переданных в аренду (письма ГНАУ от 27.10.2000 г. № 14312/7/18-0617, от 17.07.2001 г. № 232/2/18-2110, от 15.09.2006 г. №10291/5/15-0616) |
Платежи в Пенсионный фонд: | |||
взносы в Пенсионный фонд, связанные с оплатой труда: | |||
в части начислений (33,2 %, 4,0 %, 42 %) |
+ | Плательщики единого
налога начисляют и уплачивают взносы
в Пенсионный фонд, при этом разрешен зачет
42 % уплаченного единого налога в счет
уплаты пенсионных взносов, начисленных
за соответствующие периоды (письма ПФУ
от 30.07.2004 г. № 7293/04, от 11.10.2004 г. № 9610/04, от
23.11.2006 г. № 15540/03-30) | |
5 | в части удержаний (0,5% — из дохода в пределах суммы установленного прожиточного минимума, 2,0 % — из дохода сверх суммы установленного прожиточного минимума) |
+ | Удержание пенсионных взносов из суммы оплаты труда наемных работников, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера и оплаты временной нетрудоспособности осуществляются в общеустановленном порядке |
сборы в Пенсионный
фонд с отдельных видов |
+/- | Согласно статье
6 Указа № 727 плательщики единого
налога освобождены от уплаты сбора в
Пенсионный фонд, но специалисты Пенсионного
фонда настаивают на уплате сбора на обязательное
государственное пенсионное страхование
с отдельных видов хозяйственных операций,
определенных в п.п. 5—10 ст. 1 Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. № 400/97-ВР (письма ПФУ от 07.02.2002 г. № 04/583, от 03.02.2004 г. № 1040/04; письмо ПФУ и НБУ от 18.08.2004 г. № 7799/04, № 25-111/1390-8444) | |
Взносы в ФСС по ВУТ | |||
6 | в части начислений (1,5 %) |
- | Плательщики единого налога не начисляют и не уплачивают взносы в Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности (письмо ФСС по ВУТ от 02.08.2004 г. № 02-24-1110) |
в части удержаний (0,25 %, 0,5 %, 1,0 %) |
+ | Удержания из суммы оплаты труда наемных работников осуществляются в общеустановленном порядке | |
Взносы в ФЗ: | |||
7 | в части начислений (1,3 %) |
- | Плательщики единого
налога не начисляют и не уплачивают
взносы в ФЗ (письмо Минфина от 15.06.2004
г. № 31-03220-05-13/16896) |
в части удержаний (0,5%) |
+ | Удержания из суммы оплаты труда наемных работников осуществляются в общеустановленном порядке | |
8 | Взносы в ФСС от НСП | + | Единоналожники являются плательщиками взносов в этот Фонд, поскольку Указом № 727 они от начисления и уплаты таких взносов не освобождены |
9 | Сбор за специальное
использование природных |
- | Единоналожник
не является плательщиком сбора за специальное использование природных ресурсов (ст. 6 Указа № 727) |
10 | Налог на промысел | - | Единоналожник не является плательщиком налога на промысел (ст. 6 Указа № 727) |
11 | Платежи в фонд Украины социальной защиты инвалидов | + | Предприятия-единоналожники, на которых работает более 8 человек, уплачивают административно-хозяйственные санкции за несоблюдение норматива относительно создания рабочих мест для инвалидов (ст. 19, 20 Закона Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” от 21.03.91 г. № 875-XII) |
12 | Плата за патенты | - | Единоналожник
освобожден от платы за патенты (ст. 6 Указа № 727) |
13 | Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов | + | Юридические и
физические лица, работающие по упрощенной
системе налогообложения и имеющие зарегистрированные
в Украине собственные транспортные средства, которые в соответствии со статьей 2 Закона № 1963 являются объектом налогообложения, должны уплачивать этот налог в общеустановленном порядке |
14 | Сбор за загрязнение окружающей среды | + | Юридические и
физические лица, работающие по упрощенной
системе налогообложения, в случае
выбросов в атмосферный воздух загрязняющих
веществ стационарными или |
15 | Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства | + | Юридические лица, уплачивающие единый налог, в случае реализации в оптово-розничной торговой сети алкогольных напитков и пива, должны уплачивать этот сбор в общеустановленном порядке |
16 | Сбор за проведение гастрольных мероприятий | + | От уплаты этого
сбора единоналожники Указом № 727 не
освобождены, следовательно, в случае
проведения гастрольных мероприятий юридические
и физические лица – единоналожники уплачивают этот сбор в общеустановленном порядке |
17 | Государственная пошлина | + | В случаях совершения в интересах единоналожника юридических действий и выдачи документов, имеющих юридическую силу, юридические и физические лица, работающие по упрощенной системе налогообложения, уплачивают госпошлину на общих основаниях |
18 | Пошлина | + | В случаях осуществления единоналожником (юридическим и физическим лицом) внешнеэкономической деятельности пошлина уплачивается в общеустановленном порядке |
Местные налоги и сборы (обязательные платежи) | |||
19 | Коммунальный налог | - | Единоналожник не является плательщиком этого налога (ст. 6 Указа № 727) |
20 | Налог с рекламы | + | Юридические и физические лица, работающие по упрощенной системе налогообложения, уплачивают налог с рекламы во время оплаты услуг за установку и размещение рекламы |
21 | Сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг | - | Единоналожник не является плательщиком этого сбора согласно статье 6 Указа № 727, но само разрешение на размещение объекта торговли и сферы услуг он получать должен (процедура получения общая, но бесплатная) |
22 | Прочие местные сборы (рыночный сбор, сбор за парковку автотранспорта, курортный сбор, сбор за право использования местной символики и т. п.) | + | От уплаты всех прочих местных сборов единоналожник Указом № 727 не освобожден, поэтому он их уплачивает на общих основаниях |