Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:18, дипломная работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена налоговая система, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение……………………………………………………………………………..5
Глава 1. Теоретические основы применения упрощенной системы налогообложения…………………………………………………………………….7
1.1 История возникновения развития налога……………………………...7
1.2 Сущность налога и условия перехода на упрощенную систему налогообложения…………………………………………………………………...11
1.3 Основные элементы упрощенной системы налогообложения……...14
Глава 2. Практическое применение упрощенной системы налогообложения (на примере ООО «Перспектива»)…………………………………………………….20
2.1 Порядок заполнения налоговой декларации по УСН………………….20
2.2 Порядок налогообложения при выбранном налоговом режиме (доходы).............................................................................................................................23
Глава 3. Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России………………………………………………………………………………27
3.1 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения…………………………………………………………………...27
3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения…………………………………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованных источников……………………………………………...37
Приложение..................................................................
Уплаченные квартальные авансовые платежи, по итогам отчетного периода, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Уплата
квартальных авансовых платежей
и сумм налога производится по месту
нахождения организации или месту
жительства индивидуального
Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 31 марта, года следующего за истекшим налоговым периодом.
Квартальные
авансовые платежи по итогам отчетного
периода уплачиваются не позднее 25-го
числа первого месяца, следующего
за истекшим отчетным периодом.
ГЛАВА 3.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
3.1 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения
С 1 января 2010 г. действуют новые положения, определяющие работу хозяйствующих субъектов, уточнены требования к налогоплательщикам, находящимся или планирующим переход на упрощенную систему налогообложения (УСН) [14; стр.256].
Прежде чем отдать предпочтение вышеуказанному спецрежиму, необходимо оценить соотношение предполагаемых выгод и возможных рисков.
К существенным недостаткам УСН следует отнести возможное сокращение числа клиентов, исчисляющих налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, в связи невозможностью последними принять налог на добавленную стоимость (НДС) к вычету.
Одним из недостатков УСН являются ограничения возможности учета затрат.
Перечень расходов поименован в п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и является закрытым, что не позволяет однозначно говорить о правомерности учета некоторых видов расходов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
При
применении УСН могут возникнуть
сложности с определением доходов,
попадающих в налоговую базу. Согласно
п. 1 ст. 346.15 НК РФ в составе доходов,
учитываемых для целей
На практике часто возникает вопрос, как квалифицировать средства: включать их в состав доходов, принимаемых для целей налогообложения, или нет? При принятии решения о включении доходов в расчет объекта налогообложения следует руководствоваться положениями ст. 41 НК РФ, в которой изложены принципы определения доходов. [14; стр.257] То есть, для того чтобы полученные доходы включить в расчет налогооблагаемой базы при расчете единого налога, они должны являть собой экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, определяемую в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" и гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Применение
упрощенной системы налогообложения
имеет ряд преимуществ перед
общим режимом налогообложения,
т.к. отсутствует необходимость
Применение
УСН организациями
Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ).
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Для хозяйствующих субъектов, применяющих УСН, установлен порядок ведения кассовых операций, порядок представления статистической отчетности, установлена обязанность по ведению доходов и расходов. Регистром налогового учета является книга учета доходов и расходов (порядок ее заполнения утвержден Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. N 154н) [20; стр.11].
Упрощенная система налогообложения уникальна тем, что предлагает право выбора, как самой системы налогообложения, так и ее объекта.
Согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения могут быть выбраны:
- доходы (налоговая ставка 6%);
- доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка 15%) [3].
Для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы минус расходы, законодатель ввел такое понятие, как минимальный налог. Обязанность его уплаты возникает в том случае, если сумма налога, которая исчислена за налоговый период в общем порядке, меньше величины минимального налога, либо в случае, если по итогам года получен убыток и сумма налога, исчисленного в общем порядке, равна нулю.
К преимуществам УСН относится и возможность применения пониженных ставок налога [20; стр.12].
В течение 2010 г. предусмотрены пониженные ставки взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и на обязательное медицинское страхование. Так, согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "упрощенцы" исчисляют и уплачивают только взносы в Пенсионный фонд РФ по ставке 14 процентов. Данное положение будет действовать только в 2010 году.
Большим преимуществом спецрежима является тот факт, что налоговая декларация представляется по итогам налогового периода [20; стр.13].
Кроме
того, организации, применяющие УСН,
могут ежегодно менять объект налогообложения,
не дожидаясь истечения
Таким образом, можно сделать вывод:
- до 60 млн. руб. увеличен размер годового дохода, при превышении которого налогоплательщик утрачивает право применять УСН. Эту новую предельную величину можно использовать с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. Вместе с тем, с 22 июля 2009 г. до 1 января 2013 г. приостанавливается действие абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ о применении к предельной величине дохода по УСН коэффициента-дефлятора;
-
убыток, полученный налогоплательщиком
по итогам предыдущих лет,
-
организации признаются
- затраты на приобретение сырья и материалов списывают в расходы сразу по факту оплаты независимо от передачи их в производство (п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
-
расходы на страхование
-организации вправе учитывать расходы на добровольное медицинское страхование в составе затрат в размере, не превышающем 6% от расходов на оплату труда.
Очевидно,
что применение упрощенной системы
налогообложения имеет свои преимущества
и недостатки. Действующим хозяйствующим
субъектам или тем, кто только
планирует зарегистрироваться в качестве
такового, прежде чем сделать выбор в пользу
применения УСН следует сопоставить все
преимущества и риски, возникающие в следствие
такого выбора.
3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения
Существует
мнение о том, что введение особого
порядка налогообложения малых
предприятий противоречит принципу
нейтральности налоговой
Следует учитывать, что упрощенный режим, снижая издержки контроля властей в одних видах деятельности, в других, напротив, создает возможности для трудно идентифицируемых способов уклонения от уплаты налогов. Поэтому важность вопроса заключается еще и в создании продуманной и рационально организованной системы налогового администрирования, по возможности исключающей злоупотребления.
Процесс
разработки и формирования планов и
прогнозов налоговых
Целью
налогового планирования, как на федеральном,
так и на территориальном уровне
является оценка соотношения налогового
потенциала и фактических поступлений
налогов и сборов, в том числе
УСН, и определение объемов
В этой связи налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.
Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов, в том числе и УСН, в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития.
Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, в том числе и УСН, мониторинг динамики их поступления, расчет уровней поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.
Особое значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджетную систему. По мере становления налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния субъективных факторов, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов государства, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом.
Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы по УСН, расчет которой проводится в целом по стране и по регионам. Специфика и сложность планирования в региональном разрезе - необходимость анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза социально-экономической ситуации по каждому региону Российской Федерации.
Для обеспечения своевременного и качественного налогового планирования и прогнозирования, создания условий для их постоянного совершенствования в 1999-2000 годах ФНС России был разработан и с 2001 года используется в работе Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации. Налоговые паспорта действуют в федеральных округах и по России в целом[20; стр.22].
В основу Налогового паспорта положен макроэкономический подход к расчетам налоговой базы и налогового потенциала. С его разработкой появилась возможность более обоснованно подходить к определению индикативных (контрольных) показателей по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет.
Налоговый паспорт - это документ, в котором приведена комплексная характеристика налогового потенциала. В нем дается оценка существующей налоговой базы региона, определяется налоговая составляющая в целом и по отдельным видам налогов в динамике, что позволяет разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу, как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения [20; стр.23].
Налоговый паспорт состоит из 7 разделов, отражающих полный набор необходимых показателей по важнейшим позициям расчета налоговой базы, содержащих общую характеристику региона и показатели для расчета налоговой базы, показатели объемов и структуры поступлений налогов и сборов по отраслям экономики, задолженности по ним, выпадающих доходов, а также показатели с характеристикой сети финансово-кредитных учреждений и выполнения ими своих агентских функций по перечислению в бюджетную систему налогов и сборов.
Информация о работе Упрощенная система налогообложения: сущность и налоговый механизм