Упрощенная система налогообложения: сущность и налоговый механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:18, дипломная работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена налоговая система, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..5
Глава 1. Теоретические основы применения упрощенной системы налогообложения…………………………………………………………………….7
1.1 История возникновения развития налога……………………………...7
1.2 Сущность налога и условия перехода на упрощенную систему налогообложения…………………………………………………………………...11
1.3 Основные элементы упрощенной системы налогообложения……...14
Глава 2. Практическое применение упрощенной системы налогообложения (на примере ООО «Перспектива»)…………………………………………………….20
2.1 Порядок заполнения налоговой декларации по УСН………………….20
2.2 Порядок налогообложения при выбранном налоговом режиме (доходы).............................................................................................................................23
Глава 3. Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России………………………………………………………………………………27
3.1 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения…………………………………………………………………...27
3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения…………………………………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованных источников……………………………………………...37
Приложение..................................................................

Работа содержит 1 файл

УСН.doc

— 569.00 Кб (Скачать)

     Организациям, применяющим УСН, предоставлялось  право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения  книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе  без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

     Действие  УСН распространялось на индивидуальных предпринимателей и организации  с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включала численность работающих в их филиалах и подразделениях.

     Под действие УСН не подпадали организации, занятые производством подакцизной  продукции, организации, созданные  на базе ликвидированных структурных  подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности [16; стр.209].

     Субъекты  малого предпринимательства имели  право в предусмотренном Законом  порядке перейти на упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего  кварталу, в котором произошла  подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления [16; стр.231].

     Вновь созданная организация или вновь  зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения УСН считались субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.

     Объектом  обложения единым налогом организаций  в УСН устанавливался совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществлялся органом государственной власти субъекта Российской Федерации [16; стр.233].

     Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности, устанавливались следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

  • в федеральный бюджет - в размере 10 процентов от совокупного дохода;
  • в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

     В случае, когда объектом налогообложения  для субъектов малого предпринимательства  определенных категорий являлась валовая  выручка, устанавливались следующие  ставки единого налога, подлежащего  зачислению:

  • в федеральный бюджет - в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;
  • в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки [22; стр.212].

     Для исчисления и уплаты УСН по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация предоставляла в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.

     Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могли осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года. При превышении определенной Законом предельной численности работающих налогоплательщики переходили на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет.

     Таким образом, подводя итоги главы  можно сделать вывод о том, что упрощенная система налогообложения  активно используется в мировой  практике для развития малого и среднего бизнеса. В постсоветской России также происходит становление и развитие системы упрощенного налогообложения.

     1.2 Сущность и отличия УСН от общего режима налогообложения

     Специальный налоговый режим – это законодательно установленный льготный порядок  применения налогового механизма в  целях реализации задач налоговой политики. К его характерным чертам можно отнести: разный, но обязательно льготный характер действия налогового механизма, предоставляющие определенные экономические преимущества приоритетных направлений развития экономики; налоговые механизмы, применяемые при установлении специальных налоговых режимов, имеют конкретную целевую направленность по улучшению экономического положения отдельных налогоплательщиков; цели и механизмы введения специальных режимов должны подчиняться единым требованиям проведения налоговой политики государства и т. д. В настоящее время на территории Российской Федерации, согласно законодательству, действуют 4 специальных налоговых режима, которые направлены на создание наиболее благоприятных условий для развития бизнеса. Одним из таких режимов является «упрощенная система налогообложения» [16; стр.58].

     Переход к упрощенной системе налогообложения  или возврат к иным режимам  налогообложения осуществляется, в  отличие от ЕНВД, добровольно в  соответствии с гл. 26.2. НК РФ. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий применяется наряду с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ст. 346.11 НК РФ). Вводя в действие упрощенную систему налогообложения, Правительство РФ действительно идет навстречу малому предпринимательству, уменьшая налоговое бремя и упрощая порядок уплаты налогов [10, стр.25].

     Сущность  УСН и ее привлекательность заключается  в том, что уплата целого ряда налогов  заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.[12, стр.8]

     Применение  УСН организациями предусматривает  замену уплаты налога на прибыль и налога на имущество организаций уплатой единого налога, о котором было сказано выше. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

     Применение  УСН ИП предусматривает замену налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), а также выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в соответствии с НК РФ.

     Кроме единого налога, организации и  индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны платить взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с законодательством РФ, в также прочие налоги (федеральные, региональные и местные) и сборы, в соответствии с общим режимом налогообложения [16; стр.62].

     Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК, а также для них сохраняется действующий порядок введения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Сравнение традиционной (общей) системы налогообложения и УСН можно на основе следующей таблицы: 

     Отличие УСН от общего режима налогообложения:

Факторы Общий режим УСН
Ведение бухгалтерского учета Обязательно в  полном объёме Обязательны ведение  кассовых операций и бухгалтерский  учет основных средств и нематериальных активов; требуется ведение бухгалтерского учета для выплаты дивидендов; при переходе на общий режим налогообложения необходимо восстановить бухгалтерский учет
Оформление  первичных документов Обязательно в  полном объёме Обязательно, если объектом выбраны доходы за вычетом  расходов
Ведение налогового учета В рамках бухгалтерского учета- для всех налогов, отдельный учет – для налога на прибыль Если объектом выбраны доходы, то учет только доходов; если объектом выбраны доходы за вычетом  расходов, то учет и доходов и  расходов
Налоговая отчетность Отчетность  по всем налогам Отчетность  только по ЕН, НДФЛ и взносам в  ПФР
Доходы Для всех налогов (в основном) – по методу начисления; для НДС – как по отгрузке, так и по оплате Только кассовым методом; авансы включаются в состав доходов
Расходы В бухгалтерском  учете – на основании ПБУ 10/99; в налоговом учете – согласно гл. 25 НК РФ; расходы определяются методом начисления Если объектом выбраны доходы, то ведение бухгалтерского учета не обязательно; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет расходов ведется согласно ст.346.16 НК РФ; расходы определяются кассовым методом
Порядок включения в состав расходов стоимости  основных средств (ОС) Путем начисления амортизации: в бухгалтерском учете  – согласно ПБУ 6/01; в налоговом  учете – согласно ст. 258 НК РФ Расходы уменьшают налогооблагаемую базу в момент их ввода в эксплуатацию, кроме приобретенных до перехода на УСН; ОС, приобретенные до перехода на УСН, включаются в состав расходов в значительно более короткие сроки, чем при общем режиме налогообложения
Реализация ОС, приобретенных после перехода на УСН, до истечения трех лет Негативных  последствий не влечет Необходимо  пересчитать налоговую базу и  дополнительно заплатить налоги и пени
Убыток, полученный до перехода на УСН Уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль Не уменьшает  налогооблагаемую базу по ЕН
НДС по приобретенным  товарам (работам, услугам) Принимается к  вычету НДС При исчислении ЕН включается в состав расходов
Возможность быть плательщиком НДС Актуально, если клиент не работает с населением и по УСН; не актуально при реализации товаров (работ, услуг) населению Не актуально  при реализации товаров (работ, услуг) населению и клиенту, работающему  с населением и по УСН
Высока  доля расходов на оплату труда в общем  объеме затрат Увеличивается размер НДС, уплачиваемый в бюджет; высока доля ЕСН Возможно уменьшение оплаты ЕН (до 50%) из-за увеличения доли взносов в ПФР
Пособие по временной нетрудоспособности По установленным  нормам выплачивается из средств  работодателя и ФСС РФ; сверх нормы  может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль Если объектом выбраны доходы, то ЕН может быть уменьшен без ограничений на размер выплаченного пособия, превышающего 1 МРОТ

 

     1.2 Элементы упрощенной  системы налогообложения

     Как и у любого налога, у специального налогового режима УСН должны быть определены все его элементы.

     Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие  ее в установленном порядке (ст. 346.12 НК РФ) [3].

     Для перехода на УСН следует соблюдать  определенные главой 26.2 НК РФ ограничения: по доходам, средней численности  работников, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. При этом для индивидуальных предпринимателей ограничений по размеру доходов и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов не установлено.

     Перейти на упрощенную систему налогообложения  с 2010 года можно, если по итогам девяти месяцев 2009 года доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. руб. [3].  Причем указанный размер предельного дохода теперь не нужно индексировать на коэффициент-дефлятор [5].

     Заявление о переходе подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого планируется переход на УСН, в инспекцию ФНС России по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя (статья 346.13 НК РФ).

     Вновь созданная организация и вновь  зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

     Факт  применения УСН можно подтвердить, направив в инспекцию ФНС России письменное обращение в произвольной форме.

     Несмотря  на добровольный характер УСН, существует риск в течение года потерять право на применение - установлена предельная величина дохода для тех, кто уже применяет УСН. В 2009 г. доходы "упрощенца" не должны были превысить 57 904 103 руб. (20 000 000 руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34 x 1,538) [14; 336]. 

     В течение 2010 года право применения указанного режима налогообложения сохраняется, если доходы от реализации и внереализационные доходы по итогам отчетного (налогового) периода не превысят 60 млн. руб. Указанный предельный размер доходов установлен для применения УСН в 2010-2012 годах (п. 4 ст. 4 Закона № 204-ФЗ) [3].

Информация о работе Упрощенная система налогообложения: сущность и налоговый механизм