Транспортный налог в системе налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:05, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение и раскрытие места транспортного налога в системе налогообложения.

Предметом исследования выступает транспортный налог.

Объектом исследования является Ленинградская, Московская и Иркутская области.

Работа содержит 1 файл

транспортный налог.rtf

— 333.71 Кб (Скачать)

      В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства.

      Данное положение имеет принципиальное отличие от ранее действовавшего законодательства.

      Так, в соответствии со ст.5 Закона "О дорожных фондах в РСФСР" налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись, по общему правилу, все юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения), независимо от наличия, количества, мощности принадлежащим им транспортных средств.

      Субъектами налогообложения владельцев транспортных средств согласно ст.6 Закона "О дорожных фондах в РСФСР" являлись помимо юридических лиц (включая иностранные юридические лица), физические лица.

      С другой стороны плательщиками налога на имущество физических лиц - владельцев отдельных видов транспортных средств (водно-воздушных) являлись все категории физических лиц (граждане РСФСР, иностранцы и т.д.).

      По моему мнению, ст.357 Налогового кодекса обладает рядом преимуществ по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

      Во-первых, все налогоплательщики транспортного налога объединены в одну группу - физические и юридические лица.

      Во-вторых, определен единый критерий для признания лица налогоплательщиком - транспортное средство зарегистрировано на его имя.

      "Транспортные средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения [1]. В соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

      Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.

      Часть вторая ст.357 НК РФ закрепляет по состоянию на дату опубликования Закона N 110-ФЗ (30 июля 2002 г) распространенную на практике ситуацию "продажи" транспортного средства на основе генеральной доверенности.

      Этот пункт, по моему мнению, отвечает интересам налоговых органов, поскольку позволяет им эффективно осуществлять сбор налоговых платежей.

      Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.

      Согласно абзацу второму ст.357 НК РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения им до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

      Согласно ранее действовавшего законодательства при применении налога с владельцев транспортных средств оставался неурегулированным вопрос о том, на ком лежит бремя уплаты налога при передаче транспортного средства в аренду или лизинг.

      Согласно абзаца первого ст.357 НК РФ обязанность по уплате налога лежит на лице, на которое зарегистрировано транспортное средство.

      Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 26.11.96 N 624 "О порядке регистрации транспортных средств", транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства (п.1.3).

      Вместе с тем установлено, что при изменении места эксплуатации транспортного средства осуществляется временная регистрация его места пребывания. Однако особенностью режима временной регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации продолжает оставаться зарегистрированным за собственником.

      Таким образом, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой [2].

      В случае если у транспортного средства имеется несколько собственников, также возникает вопрос об определении обязанности уплаты налога. По моему мнению, для решения данного вопроса необходимо обратить внимание на определение плательщика транспортного налога, сформулированное в ст.357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Правила регистрации автомототранспортных средств не предусматривают регистрации транспортного средства на нескольких лиц. Следовательно, постоянная регистрация транспортного средства не может осуществляться в нескольких местах (по юридическим адресам всех сособственников) одновременно.

      Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что не может быть несколько лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства.

      Считаю, что такое правило в большей степени отвечает интересам владельцев транспортных средств, а также исключает возможные споры между участниками долевой собственности по уплате транспортного налога.  

 

       1.3. Объект налогообложения 

      Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Не являются объектом налогообложения:

      - весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

      - автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

      - промысловые морские и речные суда;

      - пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

      - тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

      - транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

      - транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

      - самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

      - суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.  

 

       1.4. Налоговая база и налоговый отчетный период 

      Налоговая база определяется:

      - в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1. настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

      - в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

      - в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

      - налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

      - в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в ранее, - как единица транспортного средства;

      - налоговая база определяется отдельно

      Налоговый отчетный период

      1. Налоговым периодом признается календарный год.

      2. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

      3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.  

 

       1.5. Налоговые ставки 

      Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах (Таблица 1.4.1).  

      Таблица 1. - Налоговые ставки

      
Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 7
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 15
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 30
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с

каждой лошадиной силы):

 
до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно 2
свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 4
свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) 10
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 10
свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 20
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 8
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 13
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 17
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно 5
свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 10
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 10
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью

двигателя (с каждой лошадиной силы):

 
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 20
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 40
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200

Информация о работе Транспортный налог в системе налогообложения