Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:15, реферат
Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:
1) объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
I. Понятие налоговой системы
II. Роль, развитие и структура налоговой системы
1. Роль налогов в рыночной экономике
2. Состав единой системы налогообложения в Российской
Федерации
III. Тенденции развития налоговой системы в мире и РФ
Так, в Германии
указанные затраты включаются в
себестоимость продукции и тем
самым автоматически
Было бы целесообразно и сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично (например, 50%) входят расходы на НИИ и ОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.
Идея всемерной
поддержки
Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке, например, 18% можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиям и фермерам под 15% годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения.
Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов
государство перераспределяет часть
прибыли предприятий и
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов -фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непризводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры библиотеки, архивы и др) , либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение
функций налоговой системы
Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность
налоговой системы не означает, что
состав налогов, ставки, льготы, санкции
могут быть установлены раз и
навсегда. "Застывших" систем налогообложения
нет и быть не может. Любая система
налогообложения отражает характер
общественного строя, состояние
экономики страны, устойчивость социально-политической
ситуации, степень доверия населения
к правительству - и все это
на момент ее введения в действие. По
мере изменения указанных и иных
условий налоговая система
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определить преимущества наших пятилеток перед французскими, например, четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам.
Систему налогообложения
можно считать стабильной и, соответственно,
благоприятной для
Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.
Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность
налогов означает относительную
неизменность в течение ряда лет
основных принципов системы
Например, налог на перепродажу вычислительной техники и персональных компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" в области реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся к мировым, и налог этот потеряет смысл.
Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в челом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система унифицируется и с 1 января 1993 года останутся лишь несущественные различия.
Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.
За последние
годы система взаимоотношений
Следующим существенным
шагов в совершенствовании
"свободный"
остаток прибыли, никогда в
действительности не
Однако, система экономических нормативов страдала существенными недостатками. Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть едиными, то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные требования, не деле были не только дифференциорванными, но и практически индивидуальными. Вместо едениых требований ко всем предприятиям получалось наоборот: сами эти требования как бы приспосабливались к положению, возможностям каждого предприятия. Единство принципов формирования нормативов было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов больше зависели от взаимоотношений с министерскими чиновниками, чем от объективных условий и требований.
Поэтому замена экономических нормативов распределения прибыил налогом на прибыль была логическим продолжением курса на устранение из системы экономических взаимоотношений предприятий и государства элементов субъективизма и волюнтаризма.
Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц.
Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.
Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.
Замена нормативов
отчислений от прибыли в бюджет системой
налогообложения прибыли была целесообразна,
даже необходима, независимо от перехода
к рыночным отношениям в стране,
но последний ускорил эту замену
и сделал ее неизбежной, так как
предпринимательская
Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности, преследуется государством.
Повышение роли
налогов в нашей стране, превращение
их в основной способ изъятия части
доходов физических и юридических
лиц в государственный и
Как мировой, так
и отечественный опыт свидетельствуют
о преимуществах налоговой
Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примеру, в России правительство предлагало установить ставку налога на прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона) , однако парламентарии приняли иное решение - 32%, разница очень существенная.
Информация о работе Тенденции развития налоговой системы в мире и РФ