Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:15, реферат
Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:
1) объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
I. Понятие налоговой системы
II. Роль, развитие и структура налоговой системы
1. Роль налогов в рыночной экономике
2. Состав единой системы налогообложения в Российской
Федерации
III. Тенденции развития налоговой системы в мире и РФ
Содержание.
I. Понятие налоговой системы
II. Роль, развитие и структура налоговой системы
1. Роль налогов в рыночной экономике
2. Состав единой системы налогообложения в Российской
Федерации
III. Тенденции
развития налоговой системы в мире
и РФ
I. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами.
Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:
1) объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый
- (от слова кадастр - таблица,
справочник) когда объект налога
дифференцирован на группы по
определенному признаку. Перечень
этих групп и их признаки
заносится в специальные
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации
Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.
Примером может служить налог на прибыль.
3) у источника
Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т. е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая
система широко применяется в Западных
государствах.
II. РОЛЬ, РАЗВИТИЕ И СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1) Роль налогов в рыночной экономике .
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретно
состоит роль налогов в рыночной
экономике, какие функции они
выполняют в хозяйственном
Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование
рыночных, товарно-денежных отношений.
Оно состоит главным образом
в определении "правил игры",
то есть разработка законов,
нормативных актов,
воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
В условиях рынка
отирают или, по крайней мере, сводятся
к минимуму методы административного
подчинения предпринимателей, постепенно
исчезает само понятие "вышестоящей
организации", имеющей право управлять
деятельностью предприятий с
помощью распоряжений, команд и приказов.
Но необходимость подчинять
Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные) , да и то свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми
ставками, льготами и штрафами, изменяя
условия налогообложения, вводя
одни и отменяя другие налоги, государство
создает условия для
Приведенные положения могут служить примером использования государством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществу направлении.
Другой пример.
Хорошо известно, что эффективно функционирующую
рыночную экономику невозможно себе
представить без развития малого
бизнеса. Без него трудно создать
благоприятную для
Наши крупные и сверхкрупные предприятия, "мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п.
Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.
В России к малым
относятся предприятия всех организационно-правовых
форм, имеющих среднесписочную
Если например, в 1992 году малое предприятие получило 240 тыс. рублей прибыли и использовало 110 тыс. руб. на развитие своего производства - приобретение новых машин и механизмов, строительсво производственного здания, то налогом облагается прибыль в сумме всего 130 тыс. руб. (32% от этой суммы, то есть 41,6 тыс. руб. направляется в бюджет) .
Как видно из приведенного примера, если малое предприятие не "проедает" полученную прибыль, а направляет ее на развитие своего производственного потенциала, то есть инвестирует, то оно в значительной степени может избежать налогообложения прибыли. До тех пор, кончено, пока оно остается малым, не выходит за пределы установленного количественного критерия - численности работаюдих. Как только оно выйдет за пределы этого критерия (например, в промышленности численность работающих на предприятии составит 210 чел.) , с этого месяца оно будет облагаться налогом в общем порядке.
Не менее существенна
другая льгота, предусматривающая учет
одновременно двух параметров - не только
размеров предприятия, но и рода деятельности:
освобождаются от налога на прибыль
в первые два года работы предприятия
по производству и переработке
Другая функция
налогов - стимулирующая. С помощью
налогов, льгот и санкций государство
стимулирует технический
Эта льгота, кончено, очень существенная. В прежнем Законе о налогах этой льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на нучно-исследовательнские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному.
Информация о работе Тенденции развития налоговой системы в мире и РФ