Сущность и виды налогов. Налоговая система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие ( введён с 01.01.92).Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Сущность и функции налогов………………………………………................5
1.1.Сущность налогов……………………………………………………………5
1.2.Функции налогов…………………………………………………………….8
2.Виды налогов…………………………………………………………………..11
3.Налоговая система в России..............................................................................16
3.1.Основные элементы налоговой системы России………………………….16
3.2.Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный Бюджет РФ…………………………………………………………………………………18
3.3. Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты……23
3.4.Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Сущность и виды налогов.Налоговая система в России..docx

— 46.54 Кб (Скачать)

Рассмотрим эти  функции подробней:

-Фискальная  функция (финансирование государственных  расходов) - является основной функцией  налога. Она изначально характерна  для любого налога, для любой  налоговой системы любого государства.  И это естественно, так как  главное предназначение налога - образование государственного денежного  фонда путем изъятия части  доходов предприятий и граждан  для создания материальных условий  функционирования государства и  выполнения им собственных функций  - обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных  и ряда других задач, создания  и поддержания единой коммуникационной  структуры.

-Регулирующая  функция. Суть данной функции  заключается в том, что с  помощью налогов через бюджет  и установленные законом внебюджетные  фонды государство перераспределяет  финансовые ресурсы из производственной  сферы в социальную, осуществляет  финансирование крупных межотраслевых  целевых программ, имеющих общегосударственное  значение. Система налоговых ставок, права органов государственной  власти субъектов Федерации и  местного самоуправления по их  установлению, а также бюджетная  система позволяют перераспределять  финансовые ресурсы и по регионам  страны.

-Социальная  функция поддерживает социальное  равновесие путем сглаживания  неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. С этой целью государства во  всем мире используют прогрессивное  налогообложение, освобождение от  некоторых налогов отдельных  категорий субъектов (малоимущих, инвалидов, пенсионеров), низкое  обложение социально значимых  товаров и услуг (понижение  ставок НДС) или повышение косвенных  налогов на предметы роскоши.  В России используются все  указанные способы, кроме прогрессивной  системы налогообложения.

-Контрольная  функция. Механизм этой функции  проявляется, с одной стороны,  в проверке эффективности хозяйствования  и, с другой, - в контроле над  действенностью проводимой экономической  политики государства. Так, в  условиях острой конкуренции,  свойственной рыночной экономике,  налоги становятся одним из  важнейших инструментов независимого  контроля над эффективностью  финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях  из конкурентной борьбы выбывает  в первую очередь тот, кто  не способен рассчитаться с  государством. Одновременно с этим  нехватка в бюджете финансовых  ресурсов сигнализирует государству  о необходимости внесения изменений  или в саму налоговую систему,  или в социальную политику, или  в бюджетную политику.

-Стимулирующая  функция. С помощью налогов,  льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение  производства и др. стимулирование  технического прогресса с помощью  налогов. Это проявляется, прежде  всего, в том, что сумма прибыли,  направленная на техническое  перевооружение, реконструкцию, расширение  производства товаров народного  потребления, оборудование для  производства продуктов питания  и ряда других, освобождается  от налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Виды  налогов.

     В зависимости от плательщиков все  налоги можно разделить на три  группы:

- налоги, уплачиваемые  физическими лицами;

  К налогам  и сборам, уплачиваемым только  физическими лицами, относятся: налоги  на доходы физических лиц, налоги  на имущество физических лиц,  налоги на наследство и дарение,  социальные налоги (взносы), взимаемые  непосредственно с доходов, полученных  физическими лицами, а также отдельные  виды сборов. В Российской Федерации  к таким налогам относятся:  налог на доходы физических  лиц; налог с имущества, переходящего  в порядке наследования дарения;  налог на имущество физических  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью; курортный сбор .                                   

    - налоги, уплачиваемые юридическими лицами;

К налогам и  сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налоги на доход. Прибыль  и поступления от капитала юридических  лиц (обществ с ограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических  лиц. В Российской Федерации к  таким налогам относятся: налог  на прибыль организаций; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; плата за пользование водными  объектами; налог на имущество предприятий; лесной доход.

-налоги, уплачиваемые  физическими и юридическими лицами.

Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками  которых могут одновременно выступать  как физические, так и юридические  лица. В Российской Федерации к  таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость  акцизы, единый социальный налог, налог  на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, государственная  пошлина, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, налог с продаж,  единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, земельный налог, налог на отдельные виды транспортных средств, другие виды налогов и сборов.

В зависимости  от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:

- налоги на  доходы;

Налоги на доходы подразделяются на налоги, взимаемые  с совокупного дохода  и налоги, взимаемые с отдельных видов  доходов. В Российской Федерации  к налогам, взимаемым с совокупного  дохода плательщиков, относятся налог  на доходы физических лиц и налог  на прибыль организаций. Однако в  соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия  налогообложения таких видов  доходов, как проценты, дивиденды, доходы от продажи отдельных видов имущества, выигрыши. Кроме того, устанавливаются  особенности налогообложения доходов  физических лиц, не являющихся резидентами  РФ. В других странах такие виды доходов могут облагаться самостоятельными налогами. К налогам, взимаемым с  отдельных видов доходов, могут  относиться: налоги на доходы от денежных капиталов, налог на доходы игорного бизнеса, а также самостоятельные  налоги на доходы банков, страховщиков, бирж и т.д.

-налоги на  имущество;

Налоги на имущество  подразделяются на налоги, взимаемые  с совокупной стоимости имущества (обще-имущественные),  и налоги, взимаемые с отдельных видов имущества. К обще-имущественным налогам относятся налоги, с совокупной стоимости различных видов имущества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимости имущества, - налог на имущество предприятий, взимаемый в РФ. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: а) поземельные налоги; б) налоги, взимаемые со строений; в) налоги с отдельных видов транспортных средств; г) налоги с владельцев животных. В Российской Федерации к налогам с отдельных видов имущества относятся: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства. Кроме того, в Российской Федерации взимаются земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; сбор с владельцев собак.

- налоги на  реализацию товаров (работ, услуг);

Налоги на реализацию товаров обычно называют «налоги  на потребление». Такое название эти  налоги получили потому, что хотя их плательщиком является лицо, производящее или реализующее соответствующие  товары, носители налогового бремени - потребители. Следует отметить, что  к налогам на потребление относятся  также и налоги, взимаемые при  ввозе товаров на территорию страны, - таможенные пошлины и сборы.

- налоги на  определенные виды расходов;

К налогам на определенные виды расходов могут относиться налоги на выплачиваемую заработную плату, налоги на приобретение иностранной  валюты, на приобретение объектов недвижимости и т.д. К налогам на определенные виды расходов в РФ относятся налог  на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на рекламу. Для работодателей единый социальный налог (взнос) также представляет собой налог на определенный вид  расхода - выплату заработной платы  и вознаграждений по трудовым договорам.

- налоги на  совершение определенных операций;

- налоги и  сборы за право осуществления  определенных видов деятельности.

     По  компетенции властей в сфере  установления и введения налогов  и сборов налоги можно подразделить на взимаемые только на определенных территориях. Налоги, взимаемые на всей территории государства, - это налоги, вводимые на общегосударственном уровне. При этом на общегосударственном  уровне могут устанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов  на отдельных территориях. К налогам, взимаемым на отдельных территориях  государства, относятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги, устанавливаемые и вводимые органами местного самоуправления.

     В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными  налогами и сборами называются поступления, по которым на длительный период полностью  или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов. К закрепленным налогам  и сборам относятся: таможенные пошлины, сборы и иные платежи, зачисляемые  в доход федерального бюджета  на основании Бюджетного кодекса  РФ, а также подавляющее большинство  местных налогов и сборов. К  регулирующим налогам и сборам относятся  налоги и сборы, по которым могут  устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней. В РФ к регулирующим налогам и  сборам относятся большинство федеральных, а также все региональные налоги.

     По  критерию пользования налоговых  поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся  налоги и сборы, не предназначенные  для финансирования какого-либо конкретного  расхода. К целевым относятся  налоги и сборы, поступления по которым  могут быть использованы только для  финансирования конкретных расходов, т.е. налоги и сборы, поступления  по которым зачисляются в специальные  внебюджетные фонды. В РФ к таким  налогам и сборам относятся федеральный  единый социальный налог и федеральные  налоги, служащие источниками образования  дорожных фондов. К целевым могут  относиться налоги и сборы, поступления  по которым зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты.

     Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые. Под  периодическими налогами обычно понимаются налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К  разовым налогам обычно относятся  налоги, уплата которых связана с  какими-либо особыми, не образующими систему, т.е. таможенная пошлина; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; местные сборы - курортный сбор; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

     Налоги  также бывают регулярные и чрезвычайные. К регулярным обычно относятся налоги и сборы, действующие в течение  длительного периода времени. При  установлении регулярных налогов и  сборов обычно никогда не определяется срок их действия. К чрезвычайным налогам  и сборам относятся налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.). Обычно при введении чрезвычайного  налога или сбора особо оговаривается, что налог будет взиматься  до момента окончания соответствующего чрезвычайного обстоятельства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Налоговая  система в России.

3.1. Основные элементы  налоговой системы  России.

     Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты  парламентом России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений  и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы  в целом сохранились и поныне.

     Налоговая система России включает следующие  элементы:

- взаимосогласованная  совокупность налогов, сборов  и платежей, используемых в той  или иной стране для финансирования  государственного бюджета и внебюджетных  фондов;

- система законов,  указов и подзаконных актов,  регулирующих порядок исчисления  и уплаты в бюджет различных  налогов, сборов и иных налоговых  платежей.

     В зависимости от характера государственного устройства налоговая система может  включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальных  образований (или налоги субъектов  Федерации) и местные налоги и  сборы. Как правило, в рамках второй и третьей категорий налогов  выделяются налоги, носящие обязательный характер, и налоги, которые могут  быть введены по решению региональных и местных органов власти.

Информация о работе Сущность и виды налогов. Налоговая система в России