Структура налоговых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:06, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение налоговых правоотношений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие налогового правоотношения;
- определить признаки налоговых правоотношений;
- исследовать субъектов налогового правоотношения;
- исследовать понятие объектов налогового правоотношения;
- установить права и обязанности субъектов налогового правоотношения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Понятие налогового правоотношения……………………………5
Признаки налогового правоотношения……………………….6
Виды налогового правоотношения……………………………6
2. Структура налоговых правоотношений………………………….8
Субъекты налогового права……………………………………8
Налогоплательщики – физические лица……………………….10
Налогоплательщики – организации……………………………12
Налоговые агенты……………………………………………….15
Объекты налоговых правоотношений…………………………17
Содержание налоговых правоотношений……………………..19
Права налогоплательщиков…………………………………….19
Обязанности налогоплательщиков……………………………..21
Обязанности налоговых агентов………………………………..24

Работа содержит 1 файл

налоговое право.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Налогоплательщики (плательщики сборов) могут участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего представителя. Полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены[9]. Представительство может осуществляться законными  либо уполномоченными представителями налогоплательщика[10].

Налоговое законодательство отдельно выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица. Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Для целей налогообложения взаимозависимыми являются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1.      одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

2.      одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3.      лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого[11].

Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, прямо не предусмотренным в Налоговом кодексе РФ. Главное, чтобы отношения между ними могли с точки зрения государства повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Правовой статус налогоплательщиков (плательщиков сборов) раскрывается через призму закрепленных за ними прав и возложенных на них обязанностей.

Перечень основных прав, которыми пользуются налогоплательщики, закреплен в ст. 21 Налогового Кодекса РФ. Кроме того, налогоплательщики имеют иные права, установленные законодательством о налогах и сборах, например:

1.      право передавать имущество под залог обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов;

2.      право выступать поручителем перед налоговыми органами;

3.      право присутствовать при выемке документов и др.

4.      В числе обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ называет:

5.      обязанность уплачивать установленные налоги;

6.      обязанность встать на учет в налоговых органах;

7.      обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

8.      обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

9.      иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Следует помнить, что обязанности могут возлагаться как на определенные категории налогоплательщиков (в связи с определенным видом деятельности), так и в рамках регулирования отдельных видов налогов.

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов[12]. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами, а именно:

1.      Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

2.      Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

3.      Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (гл. 25);

4.      Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (гл. 23 и 24);

5.      Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ;

6.      Таможенным кодексом Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

2.1.3. Налоговые агенты

Налоговыми агентами признаются лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему России[13]. Налоговыми агентами могут быть организации (российские и постоянные представительства иностранных организаций) и физические лица (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, имеющие наемных работников).

Правовой статус налоговых агентов аналогичен статусу налогоплательщиков, однако ему присущи следующие специфические черты:

1.      ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

2.      представление в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

3.      письменное сообщение в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

4.      правильное и своевременное исчисление, удерживание из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечисление налогов в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

5.      обеспечение в течение четырех лет сохранности документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговые агенты несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством РФ[14]

2.2. Объект налогового правоотношения.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, — обязательный безвозмездный платеж (взнос, налог, сбор, пошлина), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Объектом налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объект налогообложения является одним из обязательных элементов налогообложения, без которого налог не может считаться установленным[15].

Объекты налогообложения.

1.      Реализация товаров (работ, услуг).

Устанавливается ст. 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также ст. 182 НК РФ в качестве объекта налогообложения акцизами.

2.      Имущество.

Устанавливается ст. 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом, ст. 374 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций, ст. 389 НК РФ в качестве объекта налогообложения земельным налогом, а также ст. 2 Закона № 2003—1 в качестве объекта налогообложения налогами на имущество физических лиц.

3.      Прибыль.

Устанавливается ст. 247 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль организаций.

4.      Доход.

Устанавливается ст. 209 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц, ст. 346.4 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом, ст. 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, и ст. 346.29 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения. Налоговые отношения могут существовать исключительно в правовой форме. Большинство налоговых правоотношений возникает на основании действия норм налогового права. Если правоотношения в других отраслях права в основном возникают по инициативе самих субъектов, то в налоговом праве — на основании прямого предписания закона. Некоторые налоговые отношения возникают в результате волеизъявления одной из сторон (например, подача налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога). Кроме того, налоговые отношения могут возникать на основании решений правоприменительных органов (например, решение Банка России о приостановлении операции кредитной организации)[16].

2.3. Содержание налоговых правоотношений

Содержание налогового правоотношения – это совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, которые предусмотрены действующим законодательством «О налогах и сборах».

2.3.1 Права налогоплательщиков (плательщиков сборов).

Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме):

- о действующих налогах и сборах,

- о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,

- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц,

- получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных законодательством;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные законодательством о налогах и сборах и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики[17].

 

2.3.2. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).

 Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена законодательством;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

Информация о работе Структура налоговых правоотношений