Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:06, контрольная работа
Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение налоговых правоотношений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие налогового правоотношения;
- определить признаки налоговых правоотношений;
- исследовать субъектов налогового правоотношения;
- исследовать понятие объектов налогового правоотношения;
- установить права и обязанности субъектов налогового правоотношения.
Введение……………………………………………………………….3
1. Понятие налогового правоотношения……………………………5
Признаки налогового правоотношения……………………….6
Виды налогового правоотношения……………………………6
2. Структура налоговых правоотношений………………………….8
Субъекты налогового права……………………………………8
Налогоплательщики – физические лица……………………….10
Налогоплательщики – организации……………………………12
Налоговые агенты……………………………………………….15
Объекты налоговых правоотношений…………………………17
Содержание налоговых правоотношений……………………..19
Права налогоплательщиков…………………………………….19
Обязанности налогоплательщиков……………………………..21
Обязанности налоговых агентов………………………………..24
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие налогового правоотношения……………………………5
Признаки налогового правоотношения……………………….6
Виды налогового правоотношения……………………………6
2. Структура налоговых правоотношений………………………….8
Субъекты налогового права……………………………………8
Налогоплательщики – физические лица……………………….10
Налогоплательщики – организации……………………………12
Налоговые агенты……………………………………………….15
Объекты налоговых правоотношений…………………………17
Содержание налоговых правоотношений……………………..19
Права налогоплательщиков………………………………
Обязанности налогоплательщиков…………………………….
Обязанности налоговых агентов………………………………..24
Введение.
Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков.
Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных Органов — обеспечить уплату налогов.
Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей.
Налоговые правоотношения имеют свою структуру, то есть совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, содержание (субъективные прав и юридические обязанности).
Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение налоговых правоотношений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие налогового правоотношения;
- определить признаки налоговых правоотношений;
- исследовать субъектов налогового правоотношения;
- исследовать понятие объектов налогового правоотношения;
- установить права и обязанности субъектов налогового правоотношения.
Нормативной базой данного исследования является Конституция Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации.
При написании работы использовались следующие авторы: Химичева Н.И., Грачева Е.Ю., Крохин Ю.А, Парыгина В.А., Тедеев А.А. и др.
1. Понятие налогового правоотношения
Понятие «налоговые правоотношения» в НК РФ отсутствует. Однако Налоговым Кодексом РФ закрепляет круг общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах[1]:
1. отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации:
2. отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
3. отношения в области обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
4. отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, налоговые правоотношения — это вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими при установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые отношения не могут регулироваться нормативно правовыми актами, которые не входят в понятие законодательства «о налогах и сборах» и актами других отраслей права.
1.1. Признаки налоговых правоотношений:
1. Формальная определенность предполагает достаточную точность налоговых правоотношений и одинаковое их понимание всеми участниками.
2. Связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями, так как их участники выступают по отношению друг к другу и как управомоченные, и как правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы только лишь через действия другого.
3. Волевой характер, проявляющийся в том, что налоговые отношения возникают и реализуются только при наличии воли хотя бы одной из сторон.
4. Индивидуализация участников, которая состоит в выделении конкретного участника налоговых отношений среди всех других участников, и именно выделение участника способствует наиболее четкому и верному соотношению прав и обязанностей конкретных участников правоотношений.
5. Охрана налоговых правоотношений государством путем установления санкций за нарушение установленного порядка поведения.
1.2.Виды налоговых правоотношений:
1. В зависимости от служебной роли:
- материальные – напрвлены на получение конкретных имущественных благ, для государства это формирование доходной части бюджета, а для налогоплательщика это формирование оптимальной налоговой базы и исполнение налоговых льгот.
- процессуальные – предусматривают процессуальные права и обязанности субъектов налогового прав, определенные процедуры налогового контроля, разрешения налогово-правовых конфликтов.
2. В зависимости от выполненной функции:
- регулятивные – примером являются отношения по установлению, ведению налогов, их исчислению и уплате, предоставлению информации налогоплательщику;
- охранительные – направлены на реализацию разнообразных средств и способов государственной защиты и принуждению в налоговом праве.
3. по юридическим основаниям - юридические основания лежат в основе возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений. Здесь можно выделить правоотношения, складывающиеся и функционирующие на базе норм и принципов налогового права, правоприменительных актов, индивидуальных налогово-правовых актов.
2. Структура налоговых правоотношений.
Структуру налоговых правоотношений, как впрочем, и структуру любых правовых отношений образуют следующие три элемента:
- субъекты правоотношения;
- объект правоотношения.
- содержание правоотношения.
2.1. Субъекты налоговых правоотношений.
Выделяют следующую укрупненную классификацию субъектов налогового права:
1) публичные субъекты;
2) органы власти;
3) организации;
4) физические лица.
Названные субъекты налогового права, которые уже непосредственно вступили в отношения, регулируемые налоговым законодательством, признаются участниками налоговых правоотношений. Налоговый кодекс РФ устанавливает четыре категории участников налоговых отношений[2]:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
Участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью, но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения.
Субъекты налогового правоотношения выделяются в зависимости от их роли в данных отношениях. Субъект налогового правоотношения характеризуется не индивидуальными, а особенными признаками, которые являются обобщением свойств конкретных их участников. Существенной особенностью субъекта налоговых правоотношений является его правовой статус, основу которого составляет налоговая правосубъектность.
Налоговая правосубъектность включает в себя налоговую правоспособность и дееспособность. Налоговая правоспособность представляет собой способность лица иметь права и нести соответствующие обязанности, дееспособность — способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства[3].
Основными субъектами налогового правоотношения являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов — с другой. Участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях носит факультативный характер.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее — налогоплательщики) признаются — организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы[4].
Налогоплательщики подразделяются на физические лица и организации. Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В частности, физические лица в отличие от организаций не обязаны вести бухгалтерский учет.
2.1.1. Налогоплательщики- физические лица.
К физическим лицам относятся:
1) граждане Российской Федерации;
2) иностранные граждане;
3) лица без гражданства (апатриды)[5].
Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком. Физические лица. Как налогоплательщики имеют разное правовое положение, статус:
- работники, поучающие доходы в форме заработной платы в организациях;
- индивидуальные предприниматели;
- собственники движимого и недвижимого имущества;
Законные представители, усыновители, опекуны.
С точки зрения подоходного налогообложения, выделяются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в Российской Федерации. К налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году[6]. Течение этого срока прерывается окончанием налогового периода (календарного года) и в новом налоговом периоде (календарном году) отсчитывается заново. Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ. От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки, которые у них существенно различаются. Налоговые резиденты РФ уплачивают налоги со всех доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, нерезидент — только с доходов, полученных на территории России.
Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в этом качестве, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
2.1.2. Налогоплательщики-организации.
Налогоплательщики-организации подразделяются следующим образом.
Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. И хотя они не могут быть привлечены к налоговой ответственности, налоговые органы вправе проводить проверки филиалов и представительств, независимо от проведения проверок самой организации-налогоплательщика[
Иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ[8].