Структура налоговых органов и проблема их модернизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение становления и развития налоговых органов РФ, а также их структуры и проблем ее модернизации.
Задачами данной работы является: выявить предпосылки возникновения системы налоговых органов в России; изучить формирование и развитие налоговой службы в Российской Федерации; рассмотреть современную структуру налоговых органов РФ и их функции; выявить перспективы развития налоговых органов Российской Федерации и направления их модернизации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2

1. Теоретические и исторические аспекты становления налоговых органов России…….4

1.1 Объективная необходимость возникновения системы налоговых органов в России...4

1.2 Формирование и развитие налоговой службы в Российской Федерации……………...9

2. Характеристика современной системы налоговых органов России……………………13

2.1. Структура налоговых органов РФ……………………………………………………….13

2.2. Функции структурных подразделений ФНС РФ……………………………………….14

3. Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации и проблемы их модернизации…………………………………………………………………………………..17

3.1 Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации…………………..17

3.2. Перспективные направления модернизации структуры налоговых органов РФ……21

Заключение……………………………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 57.53 Кб (Скачать)

      Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2

1. Теоретические и исторические аспекты становления налоговых органов России…….4

1.1 Объективная  необходимость возникновения системы  налоговых органов в России...4

1.2 Формирование  и развитие налоговой службы  в Российской Федерации……………...9

2.  Характеристика  современной системы налоговых  органов России……………………13

2.1. Структура  налоговых органов РФ……………………………………………………….13

2.2. Функции  структурных подразделений ФНС  РФ……………………………………….14

3. Перспективы  развития налоговых органов Российской  Федерации и проблемы их модернизации…………………………………………………………………………………..17

3.1 Перспективы  развития налоговых органов Российской  Федерации…………………..17

3.2. Перспективные  направления модернизации структуры  налоговых органов РФ……21

Заключение……………………………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      Эффективность налогообложения во многом зависит  от характера государственного управления национальной налоговой системой – налогового администрирования – совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем защиты механизма налогообложения.

      Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой  налоговой службы, которая призвана осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. Это оказалось настолько сложным, что и в настоящее время идёт активный поиск как наиболее оптимальных способов организации налогового контроля, так и построения эффективно функционирующей системы налоговых органов, способной с минимальными издержками решать стоящие перед ними задачи.

      Всё это свидетельствует о важном государственном предназначении налоговой  службы, высокой ответственности  всех её органов, каждого сотрудника за точное квалифицированное осуществление  налогового контроля. Значимость этих вопросов возрастает многократно в условиях действия Налогового Кодекса РФ и постоянного расширения правоприменительной практики в сфере налогообложения.

      От  чёткой и грамотной организации  налоговой службы, функционирования эффективной системы налогового контроля, в конечном итоге, зависит  успех нынешних реформ не только в  становлении рыночной экономики.

      В этой связи возрастает роль и значение теоретических исследований призванных выработать соответствующие подходы  к повышению действенности и  эффективности контрольных мероприятий  налоговых органов.

     Актуальность изучения процесса становления российских налоговых органов, их структуры и развития не вызывает сомнения, т.к. без знания этих элементов органов невозможно предложить оптимальные для отечественных условий пути совершенствования и модернизации налоговых органов.

     Целью данной работы является изучение становления и развития налоговых органов РФ, а также их структуры и проблем ее модернизации.

     Задачами данной работы является: выявить предпосылки возникновения системы налоговых органов в России; изучить формирование и развитие налоговой службы в Российской Федерации; рассмотреть современную структуру налоговых органов РФ и их функции; выявить перспективы развития налоговых органов Российской Федерации и направления их модернизации.

     Объект изучения – налоговые органы РФ, предмет – их развитие, структура и модернизация.

     Теоретической базой для изучения послужили нормативно-правовые акты РФ, периодические издания, учебные пособия, Интернет-ресурсы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические и  исторические аспекты  становления налоговых  органов России

     1.1 Объективная необходимость  возникновения системы  налоговых органов  в России

     До  начала рыночной перестройки хозяйства  России – на конечном этапе существования  СССР – налоговая система фактически отсутствовала, хотя и имелись ее отдельные элементы. Доля налогов  в экономике была незначительной и не играла какой-либо самостоятельной роли.

     В начале 90-х годов в структурной  организации российского государства  стали происходить кардинальные преобразования. Особое значение в  силу проводимых экономических реформ стала приобретать такая внутренняя функция государства, как налоговый  контроль, призванная посредством применения специальных средств и методов  обеспечить соблюдение налогового законодательства с целью надлежащего пополнения денежными средствами бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. В  связи с этим возник вопрос о структурном  обеспечении налогового администрирования  в целом и функции налогового контроля в частности. Речь шла о  необходимости переустройства Службы государственных доходов Минфина  СССР, чтобы ее организационная модель смогла надлежащим образом функционировать  в условиях перехода от административно-командной  экономики к рыночной, создавая благоприятные  условия для эффективного развития последней.

     Таким образом, необходимо было определить место  налогового аппарата в структурной  организации государства; найти  эффективную модель системы налоговых  органов, учитывающей государственно-территориальное  устройство России; обеспечить эффективное  взаимодействие между налоговыми органами и иными контрольно-проверочными и правоохранительными органами.

     Принятие  закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» и ряда законов по конкретным налогам, вступившим в действие с 1 января 1992 года, ознаменовало первый шаг в  создании налоговой системы постсоветского периода.

     Начало  современной истории налоговых  органов Российской Федерации положено постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 № 76 «О государственной налоговой  службе». Указанный документ издан  в соответствии с постановлением второго Съезда народных депутатов СССР «О мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы и принципиальных подходах к разработке традиционного пятилетнего плана» и в целях совершенствования системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет.

     Согласно  постановлению в системе Минфина  СССР была создана государственная  налоговая служба (ГНС) в составе  подчиненных по вертикали:

  • Главой государственной налоговой инспекции (ГНИ) Минфина СССР;
  • ГНИ министерств финансов союзных республик;
  • ГНИ по автономным республикам, краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам, районам в городах.

     Создание  государственных налоговых инспекций  предписывалось Минфину СССР и Советам  Министерств союзных республик  с 1 июля 1990г.

     Постановление установило общую численность государственных  налоговых инспекций на 1990 год 65 тыс. единиц, в том числе 40 тыс. единиц за счет дополнительного выделения  численности (включая 800 единиц для  ГНИ министерств финансов союзных  республик). Финансирование расходов на содержание ГНИ производилось из республиканских бюджетов союзных  республик.

     Постановление Совета Министров СССР возложило  на ГНИ контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов  и других платежей, установленных  законодательством СССР и союзных  республик. Работники ГНИ были Постановлением обязаны соблюдать законодательство о налогах и других платежах в  бюджет, права граждан, а также  законные интересы предприятий, организаций  и учреждений. При нарушении этих требований они привлекаются к дисциплинарной ответственности, а в случаях, предусмотренных  законодательством, – к уголовной  ответственности.

       Лица, допускавшие незаконные действия  в отношении работников ГНИ  при исполнении ими служебных  обязанностей, несли ответственность  согласно действовавшему законодательству. Органы Министерства внутренних  дел СССР обязаны были оказывать  содействие работникам ГНИ при  исполнении ими служебных обязанностей, пресекать действия должностных  лиц и отдельных граждан, препятствующие  выполнению работниками ГНИ их  служебных функций.

     Итак, на начальном этапе становления  налоговых органов в структуре  Минфина РСФСР была создана Главная  государственная налоговая инспекция (1991г.). Однако уже в 1991 году это ведомство  Минфина РФ было преобразовано в  Государственную налоговую службу России (ГНС РФ). Статус ГНС РФ был  установлен Положением о Государственной  налоговой службе Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 31.12.1991г. № 340. В данном документе  определялось, что ГНС РФ входит в систему центральных органов  государственного управления России, подчиняясь Президенту РФ и Правительству  РФ. В соответствии с анализируемым  постановлением единая независимая  централизованная система органов  ГНС РФ состояла из следующих организационных  звеньев:

     а) центрального республиканского (Российской Федерации) органа государственного управления (ГНС РФ);

     б) государственных налоговых инспекций  по республикам в составе Российской Федерации;

     в) государственных налоговых инспекций  по краям, областям и автономным образованиям;

     г) государственных налоговых инспекций  по районам, городам (за исключением  городов районного подчинения) и районам в городах.

     Все вышеуказанные государственные  учреждения с точки зрения гражданского законодательства были признаны юридическими лицами.

     Основной  функцией налоговых органов был  определен налоговый контроль, поэтому  в составе ГНС РФ создали управление методологии и контрольной работы. Кроме того, возглавил ГНС РФ руководитель в ранге министра, назначаемый  Президентом РФ. Руководителю ГНС  РФ стали подчиняться все нижестоящие  инспекции.

     Вышеуказанное Положение о ГНС РФ определило задачи, функции и права этого  ведомства. Кроме того, в приложении № 2 к приказу Президента РФ от 31.12.1991г. № 340 были предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты работников ГНС  РФ: порядок выплаты единовременных пособий и возмещения материального  ущерба; обязательное государственное  личное страхование.

     Число инспекций местного уровня в России соответствовало числу административно-территориальных  единиц и составляло 2 646. Существенное различие уровней экономического развития сфер деятельности инспекций привело к их резко различающейся нагрузке. Среднее число налогоплательщиков – физических лиц, приходящихся на одну инспекцию, составляло 53 тыс. человек. При этом минимальная численность – в Ненецком автономном округе – 2 тыс. человек; а максимальная – в Москве и Санкт-Петербурге – 230 тыс. человек.

     Еще более разительно различалось приходящееся на одну инспекцию число налогоплательщиков – юридических лиц. При среднем  числе 990 единиц минимальное их количество было зарегистрировано в Таймырском автономном округе; а максимальное – в Москве – 14 500.

     Существенно различался и численный состав налоговых  органов РФ: более 300 сотрудников  работали в 21 инспекции, менее 10 сотрудников  исполняли свои обязанности в 18 ГНИ.

Информация о работе Структура налоговых органов и проблема их модернизации