Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 21:51, курсовая работа
Актуальность проблемы налицо, потому что следствием несовершенств налоговой системы является неполнота поступлений в бюджет. Для того чтобы не допустить их снижение, в главе 11 НКРФ приведены различные формы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов, а именно:
Залог имущества.
Поручительство.
Пеня.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке.
Арест имущества.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов.……..5
1.1 Пеня……………………………………………………………………11
Приостановление операций по счетам налогоплательщика………14
Арест имущества……………………………………………………..17
2. Способы ограниченного применения………………………………………20
Залог имущества……………………………………………………..24
Поручительство………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………..35
Список источников и литературы ………………………………………….37
Должностное лицо, принявшее решение о наложении ареста, принимает решение о его отмене не позднее дня, следующего за днем получения от налогоплательщика документов, подтверждающих уплату налога, либо соответствующих решений налогового органа или вступления в законную силу решения суда. Решение об отмене ареста оформляется постановлением. Данное постановление в течение трех рабочих дней направляется в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества.
После ареста имущества на недоимку перестают начисляться пени.
Арест
имущества может быть применен только
для обеспечения взыскания
Арест
имущества в рамках налоговых
правоотношений не предусматривает
в качестве обязательного последствия
реализацию арестованного имущества;
соответствующих полномочий у налоговых
органов нет. Таким образом, арест имущества
в налоговых правоотношениях представляет
собой меру государственного принуждения,
обеспечительное правовое средство, применяемое
без учета вины нарушителя. Установление
ареста в НК РФ в качестве способа обеспечения
исполнения обязанности по уплате налогов
(сборов) оказывает стимулирующее воздействие
на обязанного субъекта, а непосредственно
наложение ареста фиксирует материальный
источник для исполнения фискальной обязанности
в принудительном порядке.
Изменение сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в качестве основания для применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов следует понимать как исключение из общего порядка налогообложения, вызванное особыми обстоятельствами, что дает основание отнести применение залога и поручительства к частным случаям, а не к системе.
В отличие от приостановления операций по счетам в банке и ареста имущества залог и поручительство практически не применяются в качестве способов обеспечения исполнения налоговых обязательств. К тому же, сфера применения залога и поручительства, на мой взгляд, неоправданно узка – данные способы обеспечения исполнения могут применяться лишь в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Для
практической реализации правил ст.73,
74 НК РФ необходимо сформировать государственный
реестр заключенных договоров поручительства
и реестр договоров залога с участием
налоговых органов. Кроме того, в целях
соблюдения публичных интересов следовало
бы предусмотреть обязанность налоговых
органов вести соответствующий реестр
всех заключенных договоров залога, а
также их обязанность при заключении такого
договора запрашивать и получать необходимую
информацию из других источников (например,
из органа, осуществляющего государственную
регистрацию ипотеки).
Институт залога (англ. pledge) привнесен в законодательство о налогах и сборах из гражданского законодательства, где залог является одним из древнейших способов обеспечения исполнения обязательств. Упоминания о нем содержатся в древнейших памятниках права (например, в Законах XII таблиц).
Ст. 73 НК РФ определяет содержание и порядок применения залога имущества в налоговых отношениях. Законодательство, действовавшее до введения в действие Налогового кодекса, также упоминало залог (наряду с поручительством и гарантией) в качестве меры, обеспечивающей исполнение обязанностей налогоплательщиков.
Правовая сущность залога имущества согласно ст.73 НК РФ заключается в том, что налоговый орган по обеспеченной залогом налоговой обязанности осуществляет в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора или иным обязанным лицом) этой обязанности ее исполнение за счет стоимости заложенного имущества. Таким образом, из отношений залога имущества вытекает право государства в лице налогового органа потребовать реализации предмета залога и передачи ему вырученных по такой реализации денежных средств в размере, не превышающем суммы налоговой обязанности. Следует подчеркнуть, что залогом имущества обеспечивается не только уплата налога (сбора), но и соответствующих пеней.
При применении залога имущества в налоговых отношениях необходимо использовать соответствующие положения гражданского законодательства РФ, к которым отсылает ст. 73 НК РФ. В этой же статье определено соотношение гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах. К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов (сборов), применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Таким образом, нормы, закрепленные в законодательстве о налогах и сборах, являются специальными.
В состав гражданского законодательства, подлежащего применению в данном случае, входит, прежде всего, ГК РФ (ст.64, 329, 334-358). Однако положения ГК РФ не являются единственными нормами гражданского права, регулирующими залог имущества. Помимо них имеются Закон РФ от 29 мая 1992 г. «О залоге» (применяется постольку, поскольку не противоречит ГК РФ), Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Сторонами договора выступают залогодержатель и залогодатель. Залогодержателем являются налоговые органы (ст.30 НК РФ), а залогодателем - налогоплательщик, плательщик сбора, иное обязанное лицо, а также любое третье лицо (например, другая коммерческая организация). Если залогодателем выступает третье лицо, не участвующее в основном правоотношении, его обязательства перед залогодержателем не могут превышать сумму, вырученную от реализации заложенного имущества.
Что касается залогодержателя, то законодатель не установил, какой именно налоговый орган вправе выступать в данном качестве. Речь может идти либо о налоговом органе по месту учета налогоплательщика, либо о налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки (по аналогии с государственной регистрацией ипотеки).
Особенности
залога имущества, установленные
1) оснований применения залога;
2) договора залога;
3) предмета залога;
4)
порядка использования
Договор залога имущества заключается в письменной форме (п.2. ст.339 ГК РФ). Договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован. Несоблюдение требований к оформлению договора о залоге влечет его недействительность (ст.73 НК РФ, ст.339 ГК РФ). Договор о залоге не может считаться заключенным, если в нем отсутствуют сведения, индивидуально определяющие заложенное имущество. Министерство РФ по налогам и сборам в настоящее время не утвердило форму типового договора о залоге.
Предмет
залога (имущество), определяется в
соответствии с гражданским
Без установления четкой процедуры заключения и исполнения договоров залога имущества в налоговых отношениях (с учетом их публично-правового характера) и принятия по таким договорам решений налоговыми органами механизм реализации ст.73 НК РФ нельзя признать удовлетворительным и работоспособным. По сравнению с гражданско-правовыми нормами можно было бы усилить публичную составляющую при регулировании налоговых отношений с использованием института залога (путем введения ограничений по предмету залога, кругу залогодателей, установления особой процедуры оформления договоров), так как уровень диспозитивности в правовом регулировании договоров, целью которых является реализация публичного интереса, должен быть значительно ниже, чем в гражданском законодательстве.
В
НК РФ также предусмотрен порядок
использования заложенного
Говоря
о правилах залога имущества при
обеспечении исполнения налоговых
обязанностей, необходимо отметить, что
определенный опыт применения залога
в публичных отношениях наработан
таможенными органами - такой опыт
следует активно применять и
в практике налогового регулирования.
Нормы, сосредоточенные в ст. 74 НК РФ, регулируют порядок применения поручительства в налоговой сфере. Рассматриваемые правила применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.
Общее основание для применения поручительства в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности - изменение сроков исполнения обязанностей по уплате налогов. Во всех иных случаях исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, как и в случаях с залогом имущества, не может быть обеспечено поручительством.
Сущность
налогового поручительства заключается
в том, что поручитель обязывается
перед налоговым органом
Применение налогового поручительства позволяет государству гарантированно получить причитающиеся налоги и пени не с налогоплательщика, а с другого лица - поручителя. Безусловно, это повышает вероятность своевременной и полной уплаты платежей.
Указание в законе на ответственность поручителя за уплату налога и пени говорит об ограничении ответственности поручителя в налоговых отношениях только этими суммами. Налоговые органы не могут произвольно изменить пределы этой ответственности. Кроме того, договор налогового поручительства (в отличие от гражданско-правового) не может быть заключен для обеспечения налоговой обязанности, которая может возникнуть в будущем.
Поручительство оформляется в соответствии с правилами гражданского законодательства (ст.361-367 ГК РФ).
В отношениях налогового поручительства участвуют налогоплательщик, поручитель и налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. Закон не запрещает налоговым органам заключать одновременно несколько договоров с одним и тем же поручителем, в том числе и при обеспечении обязательств разных должников. Во всех случаях налоговым органам целесообразно истребовать у будущего поручителя документы, подтверждающие его способность обеспечить исполнение налоговой обязанности (например, справки из банков о наличии и размере денежных средств этого лица).
Договор о налоговом поручительстве заключается в письменной форме между налоговым органом по месту учета налогоплательщика и поручителем. Согласно ст.362 ГК РФ несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства. Он подлежит государственной регистрации в этом налоговом органе в течение трех рабочих дней со дня заключения договора. Это отличительная особенность именно налогового поручительства, ведь гражданское законодательство не предусматривает подобной государственной регистрации, ограничиваясь лишь указанием на обязательную письменную форму договора поручительства. В налоговых органах необходимо вести реестр заключенных договоров поручительства.
Информация о работе Сроки уплаты налога и способы его изменения