Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать налогово-правовой институт обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• уточнить понятие, содержание и стадии исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;
• определить понятие обеспечения налоговой обязанности как деятельность, и как налогово-правовой институт;
• проанализировать сущность способов обеспечения налоговой обязанности, рассмотреть их классификации;
• исследовать особенности применения таких способов обеспечения налоговой обязанности как: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам, арест имущества;
• сформулировать предложения по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ............................................................................................................
2. ВИДЫ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ И ОСНОВАНИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.................................................................................................
2.1. Залог имущества…………………………………………………………..
2.2. Поручительство…………………………………………………………….
2.3. Пени…………………………………………………………………………
2.4. Приостановление операций по счетам налогоплательщика, налогового агента………………………………………………………………………
2.5. Арест имущества…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................
В п.2 ст.75 НК РФ предусмотрено соотношение пени и сумм налога (сбора), а также мер ответственности за налоговые нарушения. Сумма пени уплачивается помимо сумм налога или сбора (недоимки) и независимо от использования мер ответственности (штрафов), предусмотренных за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Условие об установление пени может быть использовано наряду с применением других способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (например, залога имущества).
П.3 ст.75 НК РФ определены порядок и условия исчисления суммы пени.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Сумма соответствующих пеней
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Вопрос по поводу уплаты пения достаточно спорный, и при желании налогоплательщик может попытаться доказать, что данное требование не законно. Например, при не подтверждении нулевой ставки у экспортера появляется обязанность уплатить НДС «задним числом» за тот период, в котором он отгрузил товары иностранному покупателю. Придется перечислить в бюджет пени за просрочку уплаты налога.
Аргументами в пользу налогоплательщика может послужить следующее. Согласно ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Следовательно, пени начисляются в случае просрочки уплаты налога. Если факт экспорта не подтверждается, никакой просрочки нет. Ведь в течении 180 дней, начиная со дня отгрузки товара, которые дает налогоплательщику законодательство о налогах и сборах, говорить о неуплаченной сумме налога вообще не имеет смысла. Фактически в этот период отсутствует такое понятие как «неуплаченная сумма налога», исходя из которой и определяется величина пени.
Однако позиция налоговых
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как и в отношении налогов и сборов пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.46-48 НК РФ.
Принудительное взыскание
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика (ст.76, 77 НК РФ).
С учетом практики применения ст.75 НК РФ можно сделать вывод о том, что налогоплательщик не имеет возможности самостоятельно погасить сумму недоимки в случае наложения судебным приставом-исполнителем по решению налогового органа либо суда ареста только на имущество третьей очереди, установленной ст.59 Федерального закона №119-ФЗ очередности ареста и реализации имущества.5
Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащей уплате.
На практике иногда возникает ситуация, когда платежи не своевременно поступают в бюджет по причине неверного указания реквизитов. В таком случае споры подлежат рассмотрению в суде с учетом правовой природы пеней и последствий для бюджета совершенных ошибок.6
В тоже время, несвоевременное поступление платежей по вине банка не может повлечь за собой начисление пеней.7 При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган документы, подтверждающие исполнение в установленном порядке налогоплательщиком обязанности по уплате налога и устранения ошибки, допущенной банком.
В тоже время, налоговые органы с 1 января 2007 года вправе начислять пени за просрочку уплаты любых авансовых платежей в соответствии со статьей 75 НК РФ. Такие изменения были внесены Федеральным законом №137-Ф3.
С 1 января 2007 года пеня, предусмотренные статьей 75 Кодекса, будет начисляться не только в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 Кодекса, но и в случае исчисления авансового платежа в ином, предусмотренного законодательством порядке. 8
Федеральным законом 137-Ф3 в ст.75 НК РФ введен п.7, в соответствии с которым правила, изложенные в указанной статье распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Также, в соответствии с федеральным законом 137 – Ф3 в рассматриваемую статью был введен пункт 8, на основании которого установлено, что если налогоплательщик следовал письменным
разъяснениям Минфина России, при возникновении недоимки на него не только не будет наложен штраф, но и будут начислены пени. Однако при этом должны быть соблюдены несколько условий:
1. Разъяснения должны быть даны
финансовым, налоговым или иным
уполномоченным органом
2. Разъяснения должны быть даны
непосредственно самому
3. Разъяснения должны по смыслу
относиться к тому налоговому
или отчетному периоду, в
4. Освобождение от начисления пеней будет только в том случае, если разъяснения даны после 31 декабря 2006 года.
5. Письменные разъяснения
Дополнения данной статьи п.8 имеют важное значение, поскольку снимают ответственность с налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в случае выполнения письменных разъяснений финансовых, налоговых, других уполномоченных органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, повлекших образование задолженности.
2.4. Приостановление операций по счетам налогоплательщика, налогового агента
Статья 76 НК РФ определяет порядок приостановления операций по счетам в банках и индивидуальных предпринимателей.
Федеральным законом 137 – ФЗ данная статья изложена в новой редакции. Теперь, порядок приостановления операции по счетам в банках регламентирован более подробно, чем в предыдущей. Внесенные изменения направлены на защиту прав налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей.
Операция по счетам в банке могут быть приостановлены в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога и сбора.
Кроме того, приостановление операций
налогоплательщика-организации
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
П.1 ст. 46 НК РФ определяет условия взыскания налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, которые находятся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента-организации в банках.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскания налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, требования на списание и перечисление в соответствующее бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Приостановление операций по счетам
в банке налогоплательщика-
Федеральным законом № 137-ФЗ скорректирован п. 2 ст. 76 НК РФ, в связи с чем, у налогового органа возникает право, вынести решение о приостановлении операции по счетам только после вынесения решения о взыскании налога.
По общему правилу, приостановить операцию по счетам банк может только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.
Форма решения о приостановления операции по счетам налогоплательщика утверждена Приказом ФНС РФ от 1 декабря 2006 года № САЭ-3-19/825. Этим же Приказом установлено и форма решения об отмене приостановления операции по счетам налогоплательщика.
Федеральным законом № 137 – ФЗ п. 4 ст. 76 НК РФ изложен в новой редакции. Теперь указанным пунктом, налоговому органу предоставлено право передавать в банк решение о приостановлении операции на бумажном носителе или в электронном виде. Кроме того, положения п. 4 теперь четко регламентируют порядок направления в банке решения путем наделения Центрального Российской Федерации полномочиями по его установлению.
Порядок направления решений о приостановлении операции по счетам налогоплательщика, а также об отмене указанного решения урегулирован Приказом ФНС РФ от 1 декабря 2006 № САЭ – 3 – 19 / 824.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке направляется налоговым органом в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается налоговым органом под расписку представителю банка.
Моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, является:
При направлении в соответствующий банк на бумажном носителе решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, заполняются все реквизиты указанных форм, утвержденных Федеральной налоговой службой, заполняемые налоговым органом.
Изменения,
внесенные в п.4 возлагают на налоговый
орган обязанность передать налогоплательщику
копию решения о
П.5 ст.76 НК РФ регламентируется обязанность банка не позднее следующего дня после получения решения о приостановлении операций по счетам сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены.
Решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.
Внесенные в п.7 комментируемой статьи Федеральным законом №137 ФЗ изменения предписывают фиксировать дату и время получения банком решения о приостановлении операций по счетам в уведомлении или расписке о получении решения. Порядок фиксации даты и времени при направлении решения банку электронном виде устанавливается Центральным банком РФ.
П.8
ст.76 НК РФ установлен порядок отмены
решения о приостановлении
Информация о работе Способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов