Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:39, курсовая работа
Цель и задачи. Целью и задачей является содействие совершенствованию законодательства в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
Изучить налоговые правонарушения.
Произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.
- налоговые правонарушения, совершаемые как физическими лицами, так и организациями.
В зависимости от того, учитываются ли в привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах того или иного лица последствия совершенного им правонарушения, последние подразделения на материальные и формальные.
За налоговые правонарушения с материальным составом ответственность может наступить только при наличии негативных последствий, возникающих в результате деяния правонарушителя. Именно поэтому при квалификации налогового правонарушения с материальным составом, необходимо установить причинную связь между деянием и наступлением негативных общественно вредных последствий.
Исходя
из изложенного, можно сделать вывод, что
налоговым правонарушением считается
только деяние, предусмотренное законодательством
о налогах и сборах, никакое другое деяние
налоговым правонарушением признано быть
не может.
1.2. Разграничение налоговых правонарушений,
налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.
В Российской Федерации налоговые правонарушения и ответственность за их совершение подробно классифицированы в Налоговом Кодексе РФ, а в Приднестровской Молдавской Республике на данный момент не создано такого единого нормативно-правового акта, регулирующего налоговые правоотношения. В данной курсовой работе как основной источник информации будет использоваться Закон об основах налоговой системы в ПМР, закрепляющий основные понятия, права и обязанности налогоплательщика, порядок предоставления налоговых льгот, порядок взыскания налоговых платежей, порядок их возврата и зачета, меры ответственности налогоплательщиков и кредитных организаций за нарушение налогового законодательства, порядок применения норм международных договоров, а также перечень налогов и сборов взимаемых на территории ПМР.
Налоговое правонарушение — виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом РФ установлена ответственность. 5
Термин "налоговое правонарушение" может использоваться и пониматься в двух смыслах - в "широком" и "узком".
Налоговое правонарушение в "широком" смысле представляет собой любое виновное наказуемое противоправное деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении норм законодательства о налогах и сборах и налогового законодательства в целом, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого противоправного деяния.
За нарушение налогового законодательства применяются следующие меры:
1) финансовая ответственность;
2)
административные
3) уголовная ответственность.
Таким образом, основным критерием разграничения налогового, административного и уголовного правонарушений, выступает то, каким нормативно-правовым актом установлена ответственность за совершение такого правонарушения - налоговым, административным либо уголовным законом.
Одним из основных показателей степени и характера общественной опасности налоговых преступлений является посягательство на установленную Конституцией ПМР публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать налоги.6 Общественная опасность налоговых преступлений определяется высокой значимостью налогов в хозяйственной деятельности общества. Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования.
Таким образом, налоговые правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не Уголовным Кодексом ПМР, а иными актами отраслей права. Кроме того, они влекут за собой не наказание (как преступления), а взыскания.
Таким образом, ответственность за совершение налоговых правонарушений, регулируемая нормами Закона «Об основах налоговой системы в ПМР» установлена в ст. 10 "Меры ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства" и ст. 11 Закона "Обязанности банков, кредитных и иных организаций".
Ответственность
за совершение административных правонарушений
в сфере налогообложения
В этой связи следует отметить, что вопрос о соотношении правовой природе, а также последовательной классификации этих некриминальных налоговых правонарушений, до сих пор в научной литературе не определен.
Непосредственно налоговые правонарушения - это только те правонарушения, ответственность за которые установлена соответствующими статьями Закона «Об основах налоговой системы в ПМР». Под налоговыми правонарушениями понимаются нарушения, посягающие на имущественные интересы государства, связанные с неуплатой (неперечислением) налоговых платежей. Все остальные налоговые правонарушения, предусмотренные актами налогового законодательства, характеризуются как чисто административные.
Некриминальные
налоговые правонарушения в области
налогов и сборов, совершенные должностными
лицами регулируется нормами КоАП ПМР
(ст.152-1,152-4,152-6,152-8,
Некриминальные налоговые правонарушения, совершаемые организациями, предпринимателями и физическими лицами, выступающими в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, представителей налоговых органов и иных обязанных лиц, регулируются нормами налогового законодательства ПМР и носят наименование - налоговые правонарушения.
Данное
обстоятельство и является причиной
неоднозначного подхода как к
категории налоговой
Во-первых, одним из основных признаков, указывающих на однородность административных и налоговых правонарушений, является общая сфера правового регулирования и однородность тех общественных отношений, для нормального и эффективного функционирования которых и предназначены данные меры ответственности.
Во-вторых, в теории административного права обязательными признаками административного правонарушения являются общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Те же самые признаки характерны и для налоговых правонарушений.
Административное правонарушение - это посягающее на общественные отношения антисоциальное деяние, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий.
Деяние, в данном случае, представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренного конкретной статьей КоАП ПМР. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.
Действие - это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта.
Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.
Сущностью
административного
Также
и налоговое правонарушение представляет
собой акт поведения, выражающийся
в действии или бездействии (под
бездействием здесь понимается воздержание
от действий, когда налоговый закон предписывает
их совершение).
1.2.1 Финансовые и штрафные санкции7
За нарушение налогового законодательства в установленных случаях к налогоплательщику применяются финансовые и штрафные санкции в виде:
а) за сокрытие выручки - взыскания в бюджет суммы налогов с сокрытой выручки и штрафа в размере 100% от доначисленной суммы налога;
-
за занижение, неучет выручки
(прибыли) либо иного
- при повторном нарушении в течение 12 месяцев - взыскания в бюджет соответствующей суммы и штрафа в двойном размере. При этом под заниженной, неучтенной суммой выручки (прибыли) или иного объекта налогообложения считать сумму выручки (прибыли) либо иного объекта налогообложения, который неправильно отражен в бухгалтерском учете либо не был показан, или показан не в полном объеме в налоговом расчете, отчете, декларации или в другом документе, связанном с исчислением и уплатой налогов, в связи с неправильным отражением в бухгалтерском учете. Иные суммы являются сокрытием выручки либо иным объектом налогообложения. При выявлении факта неоприходования по бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей взыскивается вся сумма стоимости неоприходованных товарно-материальных ценностей;
б) за занижение, неисчисление либо неправильное исчисление налогов (сборов или иных обязательных платежей), не повлекшее за собой занижение (сокрытие) объекта налогообложения - взыскания в бюджет суммы заниженного (неисчисленного) налога (сбора или иного обязательного платежа) и штрафа в размере 20% от доначисленной суммы налога;
в) за занижение налогооблагаемой базы путем начисления заработной платы ниже минимального размера оплаты труда – взыскания в бюджет суммы разницы между минимальным размером оплаты труда и размером фактически начисленной заработной платы работнику;
г)
при выявлении факта
д) при выявлении факта заключения недействительных сделок (неуставной деятельности), признанных таковыми в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, налагается штраф в размере 20% от приобретенного по недействительной сделке, а при повторном нарушении
- штраф в двойном размере;
е) за нарушение налогового законодательства должностные лица организаций, независимо от формы собственности, несут ответственность в соответствии с нормами административного и уголовного законодательства;
ж) взимание пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроками.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки (включая день уплаты), начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченных сумм налога (сбора или иного обязательного платежа).
В случае совпадения срока уплаты налогов с выходным(праздничным) днем, пеня начисляется, начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
Процентная
ставка пени принимается равной 1/300
действующей в это время ставки
рефинансирования, устанавливаемой
Приднестровским