Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:55, курсовая работа
Целью работы является анализ и определение реформирования налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе требуется решить следующие задачи:
дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
рассмотреть роль налоговой системы в экономике Российской Федерации;
выявить недостатки и преимущества действующей системы, и показать существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.
В России общий налог на имущество составляет 2 % от балансовой стоимости имущества.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая система России даже при сравнении с общей системой налогообложения, является для Австрийцев настоящим налоговым Оазисом.
2. 3 Недостатки налоговой системы России
Сегодня по сути у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. с одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой —мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует и мировой опыт.
Первая группа проблем - это
совершенствование понятийного
аппарата. Известно, насколько
некорректны определения
Определение понятия
“плательщик налога” неполно.
А определение объекта
Определить понятия “налог”
и “сбор”, адекватно отразив
в определении их существенные признаки,
- значит выявить категории
обязательных платежей, входящих
в налоговую систему, уяснить
компетенцию государственных
Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и страховых организаций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права: установление налогов суть прерогатива законодательного органа. И уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом законодательстве “устраняются” разъяснениями Госналогслужбы и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.
Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования.
Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам.
Третья группа проблем, которые необходимо разрешить в новом налогового кодекса, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям.
Необходимо, чтобы права
и обязанности обеих сторон налоговых
правоотношений были не просто продекларированы,
а имели четкие механизмы их реализации
и были снабжены указаниями на правовые
последствия их нарушения и неисполнения.
Например, если на налоговый или
другой государственный орган возлагается
обязанность информировать
Одной из самых сложных
и слабо разработанных
Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.
Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеют множество противоречий и недоработок. В качестве примера рассмотрим действие налога на добавленную стоимость. Ни для кого не секрет, что это один из наиболее критикуемых действующих налогов.
В условиях инфляционных
процессов и огромной ставки
НДС этот налог стал сегодня
одним из решающих факторов
сдерживания развития
Налог на добавленную стоимость дополняется акцизами на отдельные виды продукции. Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.
Косвенные налоги на потребление
действуют практически во всех странах
с развитой рыночной структурой. Обычно
они выступают в двух основных
формах: налог на добавленную стоимость
или налог с продаж. Поэтому
имеет смысл сравнить ставки на целевое
назначение этого налога в различных
странах. В США одним из главных
доходных источников бюджетов штатов
является налог с продаж. Отчисления
от него направляются и в муниципальные
бюджеты. Ставка колеблется от 3% до 8,25%.
В Японии налог с продаж взимается
по ставке 3%, в Канаде - 7,5%. В европейских
странах косвенные налоги на потребление
обычно выше. Так, в Германии налог
с продаж составляет 14%, а по основным
продовольственным товарам - 7%. В
Финляндии уплачивается налог на
добавленную стоимость в
Сравнение позволяет сделать вывод о более фискальной, нежели стимулирующей роли налога на добавленную стоимость в нашей стране (его ставка на сегодняшний день от 10% до 20%), о вынужденных мерах уменьшить бюджетный дефицит даже ценой возможного сужения налоговой базы. Рассматривая перспективы развития, следует сделать вывод о возможности снижения налоговой ставки и расширении льгот.
ГЛАВА 3. Направления реформирования налоговой системы РФ
3.1 Совершенствование налоговой системы
Большое внимание уделяется совершенствованию ЕСН: увеличивать нагрузку или нет. Президент Дмитрий Медведев поручил Правительству "обеспечить разработку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусматривающих: упразднение с 1 января 2010 года единого социального налога (ЕСН) и введение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам; сохранение в 2010 году тарифов страховых взносов на уровне действующих ставок единого социального налога".
В настоящее время предполагается, что реформа ЕСН, ранее намечавшаяся на 2010 г., будет осуществляться поэтапно. С 2010 г. вместо действующего ЕСН с работодателей будут взиматься страховые взносы по единой ставке 26% с заработной платы, не превышающей 415 тыс. руб. в год.
С 2011 г. планируется повысить единую ставку страховых взносов до 34%. В сложившихся кризисных условиях перенос планировавшегося ранее повышения «социальной нагрузки» для компаний с 2010 г. на 2011 г. является положительным решением. По оценке ИКСИ на основе данных 2007 г., повышение страховых взносов с 26 до 34% фонда оплаты труда увеличило бы социальные взносы работодателей на 25%. При этом для добывающих отраслей промышленности рост «социальной нагрузки» составил бы 17,5%, а для обрабатывающих отраслей – 26-30%. Вместе с тем, поэтапная реализация реформы ЕСН не снимает проблемы повышения нагрузки на работодателей. При переходе к новой системе начисления социальных взносов в 2010 г. для ряда компаний «социальная нагрузка» будет увеличена, что усугубит и без того сложное их положение в условиях кризиса. Отмена сниженных ставок ЕСН (10% с зарплаты в пределах 280 – 600 тыс. руб. в год и 2% с зарплаты, превышающей 600 тыс. руб. в год) и переход к единой ставке 26% приведет к росту страховых взносов работодателей, выплачивающих заработную плату сотрудникам в диапазоне 23-60 тыс. руб. в месяц.
При повышении ставки страховых взносов
с 26% до 34% в 2011 г. произойдет значительное
повышение нагрузки на работодателей.
Для заработной платы, не превышающей
23 тыс. руб. в месяц, рост страховых взносов
по сравнению с существующим уровнем составит
31%, а для зарплаты с 23 до 60 тыс. руб. в месяц
– 33-63%. Тем самым проводимая реформа может
оказаться стимулом к распространению
теневых форм оплаты труда. 19
По мнению Дмитрия Медведева, замена ЕСН страховыми взносами позволит запустить новую - страховую - модель пенсионной системы. Он отметил, что в целях избежания увеличения финансовой нагрузки на бизнес в условиях кризиса принято решение отложить до 2011 года повышение ставки страховых выплат с нынешних 26%, хотя такое увеличение и необходимо для балансировки пенсионной системы.
"Тут на самом деле ситуация сложная, запутанная, даже анекдотическая в некотором роде, - рассказывает известный экономист, Олег Григорьев. - Решение о замене ЕСН страховыми взносами было принято еще в августе месяце прошлого года. Тогда же запланировали прибавить к 28 % ставки еще 6%, итого 34%. Соответствующий проект был внесен в Госдуму. Потом наступил кризис, и промышленники привели свои доводы против повышения налогового бремени. Правительство пошло навстречу – повышение ставки отменили, но саму реформу (то есть замену ЕСН взносами) провели. С точки зрения макроэкономики все это не играет никакой роли. Смысл реформы в том, чтобы привязать целый ряд социальных выплат еще теснее к зарплате. Когда планировали повышать на 6% общую нагрузку ЕСН, это делали, обнаружив явное расползание пенсионной, да и всей социальной системы. Оппоненты поставили на вид угрозу, что часть зарплат уйдет в тень. Но, если самим сотрудникам выгодно обеспечивать должный объем социальных взносов, то они, по мнению разработчиков предложения, должны были бы стимулировать работодателей выводить зарплаты "в белую". Вот как предполагали". Если с точки зрения макроэкономики смысла нет, просто заменили одно другим, то, как эта реформа вообще отразится в практической плоскости? Пока понятно только, что прибавится работы бухгалтерам. "Теперь у каждого фонда, куда будут идти взносы, будет свой бюджет. Нагрузка для бухгалтеров, конечно, увеличится", - говорит заместитель директора компании "РК-Аудит" Ирина Бекасова и добавляет, что повышать налоговую нагрузку нельзя, особенно во время кризиса: "Зарплаты сразу же уйдут в тень". Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагал вообще отложить принятие решения об изменении действующего порядка исчисления и взимания ЕСН и не осуществлять эту реформу с 2010 года. К промышленникам прислушались наполовину: механизм изменили, а нагрузку пока оставили. "Толчком для принятия решения, по-видимому, стало развитие системы учета и компьютеризация, - считает Олег Григорьев. - Конечно, для обеспечения реформы потребуются немалые госзаказы, новые компьютеры и тому подобное. Но надо понимать, что иначе никто в реформе бы и не был заинтересован".20
Минфин РФ оценивает отложенное до 2011 года увеличение налоговой нагрузки на бизнес в результате замены ЕСН страховыми выплатами в 800-850 млрд руб. Об этом сообщил журналистам замминистра финансов Сергей Шаталов по итогам заседания правительственной комиссии по бюджету. Он так же напомнил, что уже принятые меры налоговой поддержки предприятий в 2009г. оцениваются в 700 млрд руб., то есть эти средства останутся в экономике и их недополучит федеральный бюджет. Еще 100 млрд руб. останутся в экономике в 2010г. в результате расширения доступа к упрощенной системе налогообложения предприятий с годовым с объемом выручки до 60 млн руб.