Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:55, курсовая работа
Целью работы является анализ и определение реформирования налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе требуется решить следующие задачи:
дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
рассмотреть роль налоговой системы в экономике Российской Федерации;
выявить недостатки и преимущества действующей системы, и показать существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.
ГЛАВА 2. Современная налоговая система России
Рассмотрим поступления налоговых платежей в 2008 году.13
Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.
14
Основная масса
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей.
По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2008 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2007 году.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2007 году.
Рассмотрим поступления
Всего в январе-сентябре 2009 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 2 195 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.
Основная масса
Поступления налога
на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-сентябре
2009 года составили 143 млрд. рублей. По сравнению
с январем-сентябрем 2008 года поступления
снизились в 4,2 раза.
Снижение поступлений обусловлено ухудшением
результатов финансово-хозяйственной
деятельности организаций (ростом количества
убыточных организаций и суммы полученного
убытка с одновременным снижением количества
прибыльных организаций и суммы полученной
ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки
налога, зачисляемого в федеральный бюджет,
с 6,5% до 2 процентов.15
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-сентябре 2009 года составили 376 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 6 млрд. рублей, или на 1,6%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года составили 889 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-сентябре 2009 года 22 млрд. рублей, что на 30% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.
Поступления по сводной группе акцизов в
федеральный бюджет составили в январе-сентябре
2009 года около 60 млрд. рублей и снизились
относительно января-сентября 2008 года
в полтора раза.
Снижение поступлений по сводной группе
акцизов в федеральный бюджет обусловлено
изменением законодательства в части
акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата
акцизов на автомобильный бензин, дизельное
топливо и моторные масла осуществляется
в бюджет субъекта Российской Федерации
в полном объеме.
Налога
на добычу полезных ископаемых (далее
– НДПИ) в январе-сентябре 2009 года поступило
в федеральный бюджет около 680,5 млрд. рублей,
в том числе на добычу нефти – 613,2 млрд.
рублей.
По сравнению с январем-сентябрем 2008 года
поступления НДПИ снизились в 1,9 раза,
что обусловлено снижением цены на нефть
(с 106,3$ в декабре 2007 года – августе 2008 года
до 50,7$ в декабре 2008 года – августе 2009 года,
или в 2,0 раза).
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года поступило 933,3 млрд. рублей, что на 1,4% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-сентябре 2009 года поступило 42,4 млрд. рублей, что на 15% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.16
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 66,4 млрд. рублей, что на 2% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 116 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.
Рассмотрим поступившие
Всего в январе-октябре 2010 года в федеральный бюджет поступило 2 652,2 млрд. рублей, что на 29% больше, чем в январе-октябре 2009 года.
17
Основная масса
Поступления налога на прибыль организаций в январе-октябре 2010 года составили 203,0 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в январе-октябре 2009 года.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-октябре 2010 года поступило 1 124,4 млрд. рублей, что на 12% больше, чем в январе-октябре 2009 года.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в январе-октябре 2010 года поступило 41,3 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в январе-октябре 2009 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-октябре 2010 года составили 94,0 млрд. рублей и выросли относительно января-октября 2009 года на 40%.
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-октябре 2010 года поступило 1 119,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 029,7 млрд. рублей, газа горючего природного – 69,5 млрд. рублей, газового конденсата – 7,9 млрд. рублей.
По сравнению с январем-
Динамика поступления некоторых налогов (% к ВВП):
Наименование налога |
2007 год |
2008 год |
2009 год | |
Налог на прибыль организаций |
1,8 |
1,5 |
1,5 | |
ЕСН |
1,2 |
1,2 |
1,2 | |
НДС |
6,6 |
6,7 |
7,8 | |
Акцизы |
0,4 |
0,4 |
0,4 | |
Вывозные таможенные пошлины |
6,4 |
4,8 |
3,9 | |
Ввозные таможенные пошлины |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
В данном пункте проведено краткое сравнение налоговых систем двух стран – Австрии и России.
Ставка налога на прибыль (Corporate income tax или Korperschaftsteuer) в Австрии на 5 % выше, чем аналогичный налог в России. В Австрии налог на прибыль составляет 25% от валовой прибыли, а в России всего 20 %. При этом австрийские компании обязаны платить минимальный налог на прибыль в независимости от результатов их деятельности и наличия прибыли. Для стартапов в Австрии существует льготный период – 4 первых квартала работы после регистрации. В этот период Австрийские ООО обязаны заплатить минимум 273 Евро в квартал. После 1 года работы ежеквартальный минимальный налог на прибыль австрийских ООО составляет 437 Евро, а для акционерных обществ, банков и страховых компаний минимальный налог еще выше.
Из положительных моментов Австрийской налоговой системы – возможность оптимизации налога через создание единого налогового пула по нескольким зависимым компаниям, объединив в едином отчете все доходы и расходы по нескольким организациям.
Налог на добавленную стоимость в Австрии на 2% выше, чем в России. 20% против 18% в РФ в 2010 году. Для этого налога существуют общие правила начисления и принятия к зачету входящего НДС, есть пониженная и нулевая ставка для определенных видов деятельности. В Австрии бизнес с оборотом менее 30 000 евро в год НДС не облагается, т.е. при средней выручке менее 2500 евро в месяц компании осбождены от уплаты НДС.
Социальные налоги: структура и порядок финансирования социальных налогов в Австрии существенно отличается от принятой на данный момент в России. В частности в Австрии часть социальных налогов оплачивается наемными сотрудниками за счет зарплаты, в то время, как в России все социальные налоги оплачиваются работодателем. Структура социальных налогов в Австрии включает налоги в фонды социального страхования и поддержки строительства жилья, Коммунальный налог местной администрации и налог в Фонд поддержки семьи. (Это налог для «выравнивания» социальных и финансовых условий между семейными и несемейными наемными сотрудниками – в данном случае налоговая система страны наглядно демонстрирует социальную ориентированность Австрийской экономики).
Таким образом, общая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда (ФОТ) по социальным налогам в Австрии в 2010 году составил 47,4%. При этом 18,07% оплачивает наемный сотрудник и 29,33% начисляется сверх заработной платы за счет работодателя. Получается, что общая нагрузка по социальным налогам на ФОТ в Австрии на 21,2% больше, чем в России.
НДФЛ, или Налог на доходы физических лиц (Подоходный налог): социальные налоги не самая большая беда для наемного персонала Австрии, учитывая структуру личного подоходного налога. НДФЛ в Австрии – налог прогрессивный, т.е. чем больше заработал, тем больше заплатил в бюджет. Структура личного дохода: годовой доход до 11000 евро не облагается подоходным налогом, доход в интервале между 11000 и 25000 Евро в год облагается по ставке 36,5%, т.е. средняя ставка подоходного налога в Австрии составляет 20,44% для дохода менее 2083 Евро в месяц (около 80000 рублей). С 25000 до 60000 Евро в год маржинальная ставка налога составляет 43,21%, т.е. средняя ставка 33,72% для дохода менее 5000 Евро в месяц (т.е. если общий доход сотрудника составил 5000 Евро в месяц, то налог составит 1686 Евро в месяц, а чистый доход будет равен 3314 Евро в месяц). Все доходы свыше 60000 Евро в год облагаются по маржинальной ставке 50%. Половина вам – половина Австрийскому государству. В России на данный момент подоходный налог не зависит от величины доходов и составляет всего 13% от общего дохода.
Налог на Дивиденды (на капитал): в Австрии корпоративные учредители (т.е. организации – учредители прочих компаний) платят 25% от суммы начисленных дивидендов, а учредители физические лица – всего 12,5 %.
В России налог на дивиденды зависит от налогового статуса налогоплательщика и для налоговых резидентов составляет всего 9%, а для нерезидентов – т.е. в основном для иностранных собственников российских компаний – 15% от суммы начисленных дивидендов.
Налог на имущество: в Австрии этот налог называется – Налог на недвижимое имущество и составляет 1% от стоимости имущества. Однако существует также налог на продажу недвижимости, который составляет 3.5 % от цены сделки или 2% в случае, если купля-продажа происходит между близкими родственниками.