Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа
. Цель работы - выявить перспективы развития налоговой системы РФ.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
· уточнение сущностного и финансового содержания категории «налог»;
· рассмотрены и раскрыты функции налогов;
· определены перспективы совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы.
Введение………………………………………………………………………….…..3
1.Теоретические основы налоговой системы............................................................5
1.1Понятия,классификация налоговой системы.....……………..............…..….….5
1.2. Функции налоговой системы............................................……………………...8
2. Анализ налоговой системы Росии…….……………...........................................10
2.1. Особенности налогообложения физических лиц в РФ...................…….…..10
2.2. Характеристика и анализ поступления основных налогов бюджета РФ за 2010 год.......................................................................................................................13
3.Основные направления развития налоговой системы РФ..................................25
3.1.Проблемы Современной налоговой системы....................................................25
3.2.Перспективы развития налоговой системы Рф.................................................26
Выводы и предложения……………………………………………...……………..32
Список использованных источников…………………………...…………………35
Приложение
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции с длительными сроками окупаемости затрат. [6,стр. № 51]
Распределительная
функция налоговой системы
Фискальная функция состоит в изъятии части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).
В
России в настоящее время налоговой
системе присущ преимущественно
фискальный характер, что затрудняет
реализацию заложенного в налоге
стимулирующего и регулирующего начала.
Во всех государствах, при всех общественных
формациях налоги в первую очередь выполняли
фискальную функцию. Однако это не означает,
что оставшиеся функции менее важны. С
укреплением налоговой системы они будут
одинаково значимы.
2. Анализ налоговой системы России
2.1.
Особенности налогообложения
физических лиц в РФ
Как известно, в основу современной мировой налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные основоположником классической политической экономии шотландским экономистом А. Смитом, который еще в 1776г. в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" впервые сформулировал четыре основных правила налогообложения.
Соблюдение основополагающих принципов налогообложения провозглашено и подтверждено при построении российской налоговой системы. Отдельные из них достаточно четко изложены в Налоговом кодексе РФ. В частности, в ст. 3 прямо указывается, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, а при их установлении должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Отсутствие данного принципа в НК РФ ни в коей мере не должно означать, что он не должен учитываться при формировании налоговой системы. Принципы налогообложения существуют объективно и не могут быть отменены или видоизменены по воле законодателей. Между тем в строящейся и близкой к завершению российской налоговой системе делается попытка абстрагироваться от данной объективной реальности, игнорируя отдельные важнейшие принципы налогообложения. Это проявляется и в действующих главах Кодекса, посвященных налогам, взимаемым с физических лиц.
В
российской налоговой системе, как
и в системах большинства других
стран, число таких налогов
Из четырех указанных выше налогов фактически по трем установлены прогрессивные ставки налогообложения. По налогу на имущество физических лиц ставка налога колеблется от 0,1 до 2% к суммарной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества. При этом применяется самая жесткая, так называемая простая, прогрессия: размер ставки увеличивается в зависимости от роста в целом объекта налогообложения. С введением в качестве налоговой базы рыночной стоимости имущества дифференциация в размерах уплачиваемого налога еще более возрастет.
В
настоящее время
Исходя из установленных в настоящее время ставок и налоговой базы, земельный налог тоже можно условно отнести к налогу, уплачиваемому по прогрессивной шкале налогообложения. Как известно, ставка по данному налогу установлена в зависимости от кадастровой оценки земли. Таким образом, чем выше качество земельного участка, тем большая сумма налога с него уплачивается и тем выше фактическая ставка налога с единицы земельного участка.
Подобное положение законодательства в части установления прогрессивного налогообложения с определенной оговоркой можно признать соответствующим принципу социальной справедливости. Вместе с тем в налогообложении указанных объектов в части соблюдения принципа равенства и справедливости имеются и отдельные вопросы. Обладатель дорогого жилья или автомобиля не обязательно может получать стабильный высокий доход. Значительное количество людей получили в свое время от государства дорогие по нынешним временам квартиры, кто-то владеет элитным жильем, или дорогим автомобилем, или престижным земельным участком, доставшимся по наследству. Построив элитное жилье или купив автомобиль престижной марки, их обладатель к определенному времени может потерять свой бизнес или по другой причине лишиться постоянного значительного дохода.
Как
представляется, из четырех массовых
уплачиваемых гражданами налогов именно
земельный налог, налог на имущество и
транспортный менее всего подходят на
роль регулятора и перераспределителя
доходов физических лиц. Для выполнения
этой функции более всего подходит налог
на доходы физических лиц, который занимает
особое положение в ряду налогов, уплачиваемых
гражданами. Он, пожалуй, самый массовый
налог из всех известных в мировой практике,
и объектом его обложения является получаемый
физическими лицами доход. Именно размер
дохода, а не наличие дорогого жилья или
автомобиля характеризует способность
гражданина платить определенный уровень
налога, а также степень его благосостояния.
Как известно, именно способность налогоплательщика
платить налоги является одним из основных
принципов налогообложения. В этих условиях
не совсем логичным выглядит нынешняя
плоская шкала налогообложения доходов
физических лиц.
2.2.
Характеристика и анализ
поступления основных
налогов бюджета РФ
за 2010 год
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7662,9 млрд.рублей, что на 21,9% больше, чем за 2009 год. В декабре 2010г. поступления в консолидированный бюджет составили 768,2 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 28,9%. см. табл. 1.
Таблица 1.- Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам
млрд. руб
|
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2010г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 23,4%, налога на прибыль организаций - 23,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,4%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,1%. см рис 1.
Рисунок 1. Структура поступивших налогов и иных обязательных платежей в бюджет РФ
В 2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 6823,3 млрд.рублей (89,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 497,7 млрд.рублей (6,5%), местных - 131,6 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 207,0 млрд.рублей (2,7%).
Поступление
налога на прибыль организаций в
консолидированный бюджет Российской
Федерации в 2010г. составило 1774,4 млрд.рублей
и увеличилось по сравнению с
2009г. на 40,3%. В общей сумме поступлений
по данному налогу в 2010г. доля налога
на прибыль организаций, зачисляемого
в бюджеты бюджетной системы Российской
Федерации по соответствующим ставкам,
увеличилась по сравнению с 2009г. на 1,2 процентного
пункта и составила 94,4%, доля налога с доходов,
полученных в виде дивидендов, снизилась
на 1,2 процентного пункта и составила 4,6%.
В декабре 2010г. поступление налога на прибыль
организаций составило 168,2 млрд.рублей
и увеличилось по сравнению с предыдущим
месяцем на 39,6%.см. табл. 2.
Таблица 2.-Поступление налога на прибыль организаций
|
В 2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1789,6 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 7,5% больше, чем за 2009 год. В декабре 2010г. поступление налога на доходы физических лиц составило 258,3 млрд.рублей, что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем месяце.см. табл.3.
Таблица 3.-Поступление налога на доходы физических лиц
|