Проблемы и эффективность проведения налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать организацию налогового контроля, рассмотреть содержание, элементы, принципы налогового контроля, а также эффективность и проблемы проведения налогового контроля.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Необходимость, сущность и задачи налогового контроля 4
1.1. Сущность, цели и задачи налогового контроля. Направления налогового контроля 4
1.2 Критерии классификации налогового контроля 7
1.3 Организация налогового контроля: содержание, элементы, принципы 9
Глава 2. Выездная и камеральная налоговые проверки 15
2.1 Сущность выездной налоговой проверки 15
2.2 Сущность камеральной налоговой проверки 21
Глава 3. Проблемы и эффективность проведения налоговых проверок 23
3.1 Проблемы проведения налогового контроля 23
3.2 Направления повышения эффективности работы налоговых органов в Российской Федерации 31
Заключение 38
Список используемых источников и литературы 39

Работа содержит 1 файл

проблемы и эффективность проведения НК).doc

— 220.50 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА

 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Студенки  5 курса

факультета  экономики и управления

Шестак  Юлии Юрьевны 

Дисциплина: Организация и методы налоговых проверок

 
 
ТЕМА: Проблемы и эффективность проведения налогового контроля

                 
                 
                 
                 
                 
                Руководитель-консультант

                Личман  О.В. 
                 

     Защищена       Оценка 

«___»____________2012 г.    «__________________»

 

      Содержание

 

     Введение

     В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

     Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

     Налогоплательщиками признаются физические лица, которые  являются налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляют экономическую  деятельность в Российской Федерации  или получают доходы от источников в Российской Федерации, являются собственником имущества, подлежащего налогообложению в Российской Федерации; совершают на территории Российской Федерации операции или действия, подлежащие налогообложению; становятся участниками отношений, одним из условий которых является уплата государственной пошлины или иного сбора. Налогоплательщиком может быть предприятие или организация, консолидированная группа налогоплательщиков.

     Согласно  статье  24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации [2].

     Цель  работы  проанализировать  организацию налогового контроля, рассмотреть содержание, элементы, принципы налогового контроля, а также эффективность и проблемы проведения налогового контроля.

     Данная цель может  быть раскрыта через решение следующих  задач:

  • дать понятие налогового контроля;
  • рассмотреть основные принципы и элементы налогового контроля;
  • изучить классификацию налогового контроля;
  • определить  и перечислить формы налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной. 
    Глава 1. Необходимость, сущность и задачи налогового контроля

     1.1. Сущность, цели и задачи налогового контроля. Направления налогового контроля

     Сущность  налогового контроля можно рассматривать  с нескольких позиций, в том числе:

     1 как функцию, элемент государственного  управления экономикой;

     2 как особую деятельность по  исполнению налогового законодательства, осуществляемую уполномоченными органами государственной исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами, вытекающую из сущности налоговых отношений.

     Деятельность  обладающих соответствующей компетенцией субъектов осуществляется с использованием специальных форм и методов.

     Контрольная деятельность государства ориентирована  на создание совершенной системы  налогообложения и достижение такого уровня налоговой дисциплины, при которой исключаются или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства.

     Поэтому налоговый контроль должен быть нацелен  на предотвращение нарушений налогового законодательства, а также на постоянное выявление и изъятие в бюджетную  систему недоимок по налогам, о чем свидетельствуют широкие полномочия, предоставленные налоговым органам по принудительному взысканию, применению способов обеспечения и реструктуризации задолженности по налогам и сборам.

     Таким образом, основная стратегическая цель налогового контроля конкретизируется в следующих задачах:

  • обеспечение правильности исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в  бюджет;
  • обеспечение неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства;
  • предупреждение нарушений налогового законодательства;
  • возмещение ущерба, причиненного государству в результате налогового законодательства;
  • проверка качества постановки и ведения бухгалтерского учета налогообложения.

     Чтобы раскрыть содержание налогового контроля, необходимо прежде всего определить его субъект, объект, предмет и направления налогового контроля.

     Основными субъектами налогового контроля являются налоговые органы, имеющие всеобъемлющие  контрольные полномочия, а именно – ФНС России и е территориальные  органы. Таможенные органы имеют полномочия налоговых органов случаях, предусмотренных налоговым законодательством, в отношении налогов и сборов, уплачиваемых при пересечении таможенной границы Российской Федерации.

     Объект  налогового контроля рассматривается  в широком смысле как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и привлечения виновных к ответственности.

     Объектом  конкретных мероприятий налогового контроля определяется характером контрольных  действий. Так, объектом налоговой проверки является действие (бездействие) проверяемого лица по учету объектов налогообложения, правомерности использования налоговых льгот, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов. Под объектами налогового контроля подразумеваются налоговые отношения, возникающие у государства с субъектами налогообложения, на которых лежит обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи за счет собственных средств в строгом соответствии с нормами права [5. c.128].

     Предмет налогового контроля определяется в соответствии с трактовкой объекта контроля. В более широком плане это правильность, своевременность и полнота выполнения налогоплательщиками своих обязанностей по отношению к государству (муниципальным образованиям). В более узком плане предметом является тот материальный носитель, который подвергается проверке в ходе контрольных действий.

     Направления налогового контроля – обособленные сферы контрольной деятельности, охватывающие однородные по своему содержанию действия налогоплательщиков и иных лиц по исполнению возложенных на них обязанностей. С определенной степенью условности можно выделить следующие направления налогового контроля:

  • контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов;
  • контроль законности применения налоговых льгот;
  • контроль правомерности возмещения косвенных налогов из бюджета;
  • контроль соблюдения специальных налоговых режимов;
  • контроль постановки на налоговый учет и исполнения связанных с этим обязанностей;
  • контроль правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;
  • контроль своевременности уплаты налогов;
  • контроль исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствующий бюджет;
  • проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
  • контроль полноты учета денежной выручки;
  • проверка правильности применения контрольно-кассовой техники;
  • предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства;
  • выявления проблемных категорий налогоплательщиков;
  • выявление резервов увеличения налоговых поступлений;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
  • контроль крупнейших налогоплательщиков и др.

     В широком смысле слова эту деятельность также следует отнести к сфере налогового контроля, так как в ее основе лежит проверка достоверности информации, поступающей в налоговые органы, которая осуществляется различными методами.

     Таким образом, содержание налогового контроля, помимо контроля за соблюдением налогового законодательства, включает в себя:

  • выявление экономических объектов, фальсифицирующих информацию о своей деятельности;
  • оценку степени достоверности этой информации;
  • получение достоверной информации на основе косвенных (расчетно-аналитических) методов определения налоговых обязательств [6. c. 126].

     1.2 Критерии классификации налогового контроля

     К числу важнейших критериев относится  определение форм, методов и видов  контроля.

     Формы финансового контроля можно определить как способы конкретного выражения и организации конкретных действий, направленных на выполнение функций контроля. Форма контроля – это единая совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретных задач контроля. Форма является внешним выражением контрольной деятельности, но она имеет правовую природу, поскольку осуществляется на основе закона и имеет юридические последствия.

     Форма налогового контроля – это регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления  и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля.

     В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса формой налогового контроля является комплекс мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе. Этот комплекс включает:

  • Налоговые проверки (выездные и камеральные);
  • Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
  • Проверку данных учета и отчетности;
  • Осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов;
  • Другие формы (учет налогоплательщиков, контроль акцизных складов) [2].

     Содержание  контрольной деятельности, конкретная форма контроля в значительной степени  определяются приемами, применяемыми контролирующими органами, отсюда –  неразрывная связь формы и  метода. Метод – способ практического осуществления или познания изучаемых явлений; конкретные способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

     Выделяют  следующие группы методов налогового контроля:

  • Общенаучные методические приемы исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование);
  • Эмпирические методические приемы (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, сопоставление однородных фактов, сканирование, опросы и др.);
  • Специфические приемы смежных экономических наук (экономический анализ, экономико-математические методы, теория вероятностей, математическая статистика).

     Конкретные  методы налогового контроля можно разделить  на следующие группы: документальные, фактические, расчетно-аналитические и информативные.

Информация о работе Проблемы и эффективность проведения налогового контроля